Будут ли деньги при социализме? (1 раздел.)

Mar 16, 2014 16:12

Введение
В качестве введения в я бы хотел привести цитату Маркса о основополагающем моменте развития всякой экономической системы: «Всё развитие человеческого общества после стадии животной дикости начинается с того дня, как труд семьи стал создавать больше продуктов, чем необходимо было для её поддержания, с того дня, как часть труда могла уже затрачиваться на производство не одних только жизненных средств, но и средств производства. Избыток продукта труда над издержками поддержания труда и образование и накопление из этого избытка общественного производственного и резервного фонда - всё это было и остаётся основой всякого общественного, политического и умственного прогресса. В предшествующей истории этот фонд составлял собственность того или иного привилегированного класса, которому вместе с этой собственностью доставались также политическая власть и духовное руководство. Предстоящий социальный переворот впервые сделает этот общественный производственный и резервный фонд, т. е. всю массу сырья, орудий производства и жизненных средств, действительно общественным, изъяв его из распоряжения привилегированного класса и передав его всему обществу как общее достояние.»
Таким образом, образование и накопление избытка является основой всякого прогресса. В цитате говориться о общественно производственном и резервном фонде, который при товарном производстве выступает в форме капитала и денег. Но поскольку я хочу рассмотреть переходный период, социализм, то речь должна идти уже о НЕ_товарном производстве и о «НЕ_деньгах».
Часть 1. Будут ли деньги при социализме, а если нет, то что люди будут получать за свою трудовую деятельность и чем они будут расплачиваться придя в магазин?
Что бы ответить на этот вопрос необходимо обратиться к основе капиталистической системы - товару.


Примем за основу следующие положения:
0) Труд создает стоимость, а товар есть форма стоимости. В свою очередь, товар на рынке (при обмене) выступает в качестве потребительной стоимости и меновой стоимости. «Следовательно, труд не может иметь никакой стоимости. Говорить о стоимости труда и пытаться определить ее - это все равно, что говорить о стоимости самой стоимости или пытаться определить вес не какого-нибудь тяжелого тела, а самой тяжести».
1)      С одной стороны, потребительная стоимость товара есть «вещественное содержание богатства, какова бы ни была его общественная форма» и они как товары качественно разнородны. С другой, есть выражение потребности в потреблении (покупки) данного товара, иначе спроса.
2)      С одной стороны, меновая стоимость товара существует лишь в товарном хозяйстве, где производят не для собственного потребления, а для обмена. С другой, что товары как меновые стоимости однородны, т.е. качественно не различимы. Другими словами, если обмен товарами состоялся, то они стали равноценными, однородными, не различимыми. Т.е. та разница между товарами, как меновыми стоимостями, что существовала до этого между ними, нивелировалась фактом состоявшегося обмена. *Следствие, этого неравноценного обмена в этой статье рассматриваться не будет.
3)      Что товар(ы), будучи разнокачественными потребительными стоимостями были в процессе обмена приравнены друг к другу в качестве меновых стоимостей и тем самым стали однородными и не различимыми, и «являются лишь продуктами труда - и только».
4)      Что равенство товаров как продуктов труда означает и равенство самого труда, т. е. сведение всех видов труда «к одинаковому человеческому труду, к абстрактному человеческому труду», к человеческому труду вообще.
Отсюда вывод: «Все эти вещи /товары/ представляют собой теперь лишь выражения того, что в их производстве затрачена человеческая рабочая сила, накоплен человеческий труд».
И, наконец цепочка замыкается, последнее звено по всей этой цепи: «Как кристаллы этой общей им всем общественной субстанции, они - стоимости, товарные стоимости».
Резюмируем сказанное: Поскольку при социализме товарное производство изменяется на без товарное, производство материальных благ, мы видим, что потребительная стоимость остается. В то время как меновая стоимость, в том числе и в форме денег, возвращается к своему началу - труду. Таким образом, необходимо найти единицу измерения труда. Этой величиной, выраженной в определенной форме, будет учитываться труд конкретного человека и получать материальные блага в магазине.
Часть 2. Что же такое человеческий труд?
Вопрос о «двойственном характере труда» заканчивается Марксом следующей формулировкой различия между абстрактным трудом, образующим стоимость, и конкретным трудом, создающим потребительные стоимости.
«Всякий труд есть, с одной стороны, расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле, - и в этом своем качестве одинакового, или абстрактно человеческого, труд образует стоимость товаров.
Всякий труд есть, с другой стороны, расходование человеческой рабочей силы в особой целесообразной форме, и в этом своем качестве конкретного полезного труда он создает потребительные стоимости».
Исследуя абстрактный труд, Маркс выдвигал на первый план следующие моменты.
Абстрактный труд - это прежде всего труд вообще, та сторона действительного труда, которая реально обнаруживается в виде физиологической затраты человеческой рабочей силы, производительного расходования человеческого мозга, мускулов, нервов, рук и т. д..
В противоположность конкретному труду как труду разнокачественному, отличающемуся «своей целью, характером операций, предметом, средствами и результатом», - это труд однокачественный, составляющий реальную основу для количественного соизмерения, уравнения в определенных пропорциях всех особенных видов трудовой деятельности и их результатов -  разнокачественных потребительных стоимостей.
* Однокачественный в физиологическом смысле труд есть, строго говоря, лишь «материальный субстрат» труда, образующего стоимость.
Совершенно очевидно, что физиологическая затрата рабочей силы - обязательный момент труда человеческих индивидов, совершенно независимый от тех или иных общественных условий. И в этом смысле  однокачественный труд внеисторичен, выступает как категория, присущая любому обществу.
   Хочу еще раз прояснить суть вопроса! Товар(ы) изначально есть неравноценные стоимости, потому что они есть стоимости созданные частными производителями. И именно поэтому они могут становится меновыми стоимостями при их обмене. Обмен товаров становится актом уравнения между собой неравноценных стоимостей. При этом, труд разнокачественный, реальный труд на производстве и частный по своей сути создает товары. В то время как труд однокачественный, абстрактный, создает стоимость этого товара.
Единственной причиной превращения физиологически однокачественного труда в труд абстрактный служит основное противоречие товарного производства между частным и общественным трудом.
Что же такое частный труд? «Частный» же труд Маркс определяет как прямую противоположность общественного труда, как отсутствие связей между людьми в производстве, самостоятельность в работе, независимость, обособленность, «атомизированность» производителей. «Только продукты самостоятельных, друг от друга не зависимых частных работ противостоят один другому как товары». Частный труд характеризуется тем, что различные конкретные виды труда «выполняются независимо друг от друга, как частное дело самостоятельных производителей», что это «труд обособленного отдельного лица».
Другими словами, «частный труд»  рассматривается здесь как производство товаров (материальных благ) без «гос.заказа» в противоположность «общественному труду» как производство материальных благ (не товарное производство) с уже известными показателями необходимого производства, «гос.заказа».
Резюмируем сказанное: При социализме не отменяется материальное производство, а значит и труд, но при этом труд и производство становятся общественным, т.е. «предсказуемым», запланированным. Тем самым, разнокачественный труд создающий материальные блага уравнивается с абстрактным, однокачественным трудом, создающим стоимость. Т.е. стоимость и труд становятся равноценными, и больше нет необходимости выражать стоимость товаров через универсальную товарную стоимость, деньги.
Часть 2.1. В чем выражается Абстрактный труд?
Рассмотренная выше качественная сторона абстрактного труда определяет и его количественную сторону его внутреннюю меру - «общественно необходимый труд».  «Рабочее время представленное в меновой стоимости, - отмечает Маркс, - есть рабочее время отдельного лица, но отдельного лица без всякого отличия от другого отдельного лица; это - рабочее время всех отдельных лиц, поскольку они исполняют равный труд; поэтому рабочее время, требующееся кому-либо одному для производства определенного товара, есть необходимое рабочее время, которое затратил бы для производства того же самого товара всякий другой. Это - рабочее время отдельного лица, его рабочее время, но только как общее всем рабочее время, для которого поэтому безразлично, рабочим временем какого именно лица оно является».
Таким образом, Маркс подчеркивает, что с общественной точки зрения все производители данного товара должны затрачивать на одну и ту же потребительную стоимость одинаковое количество однокачественного труда. Но в условиях полной обособленности производителей, фактически затрачивающих на одну и ту же потребительную стоимость самые различные количества этого труда, одинаковое, равное, конечно же, возможно лишь как среднее. Поэтому «общественно необходимое рабочее время» Маркс определяет как «необходимое в среднем», как «то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда» и, следовательно, «каждый отдельный товар в данном случае имеет значение лишь как средний экземпляр своего рода».
Необходимо подчеркнуть! Что как и качественная определенность абстрактного труда (физиологически однородный, выступающий формой выражения потенциально общественного труда), его количественная сторона, внутренняя мера - «общественно необходимый труд» (средне - общественная затрата) - не дана непосредственно в труде отдельного обособленного производителя, не существует непосредственно в частном производстве.
Для дальнейшего рассмотрения вопроса необходимо рассмотреть и величину стоимости в динамике. Это вопрос о зависимости стоимости от производительности труда.
Поскольку величина стоимости единицы товара выражает собой количество овеществленного (общественно необходимого) труда, т. е. рост последнего вызывает соответствующее увеличение стоимости, а уменьшение количества овеществленного труда влечет за собой такое же уменьшение величины стоимости. Но количество овеществленного в товаре труда в свою очередь определяется уровнем производительной силы труда: чем выше этот уровень, тем меньше труда овеществляется в единице товара, а чем ниже указанный уровень, тем больше овеществленного труда. Следовательно, величина стоимости обратно пропорциональна производительной силе труда.
Именно потому, что величина стоимости прямо пропорциональна количеству овеществленного в товаре труда, она обратно пропорциональна производительной силе.
Производительная сила труда определяется «многосложными обстоятельствами», а именно:
1) «средней степенью искусства рабочего»,
2) «уровнем развития науки и степенью ее технологического применения»,
3) «общественной комбинацией производственного процесса»,
4) «размерами и эффективностью средств производства»,
5) «природными условиями».
Перечисленные факторы, составляют „производительные силы общества, и все они, за исключением последнего (природных условий), величины переменные: они бывают разными в различные эпохи и даже в одну и ту же эпоху в разных странах находятся на разных уровнях развития. Но для нас, забегая немного вперед, важно установить следующую причинную связь: изменение производительных сил общества вызывает изменение производительности труда, а изменение производительности труда - изменение (в противоположном направлении) величины стоимости единицы товара».
Резюмируем сказанное: Абстрактный, однокачественный труд, есть качественное выражение общественного труда, его количественным выражением является «общественно необходимый труд», который измеряется в «общественно необходимом рабочем времени» выраженным «в необходимом среднем». При социализме, абстрактный труд максимально эквивалентен конкретному труду. В свою очередь, конкретный труд зависит от производительности труда, но поскольку абстрактный труд есть выражение «общественно необходимом рабочем времени в необходимом среднем» он не зависит от производительности труда, - что производительность труда относится только к конкретному труду, а не к труду абстрактному. «Следовательно, один и тот же труд в равные промежутки времени создает всегда равные по величине стоимости, как бы ни изменялась его производительная сила».
Другими словами, Абстрактный труд количественно выраженный в «общественно необходимом рабочем времени в необходимом среднем» не зависит от производительной силы труда, а является постоянной единицей измерения, в отличие от денег, относительной единицей сравнения товаров.
Часть 2.2. Для полноты рассмотрения вопроса, Абстрактного труда, необходимо рассмотреть понятие Простого и Квалифицированного труда.
Характеристика труда как труда вообще /как абстрактного труда/ вплотную подводит нас к вопросу о простом и квалифицированном труде. Вопрос о простом труде - один из моментов качественной характеристики абстрактного труда.
Маркс отвечает: «Сравнительно сложный труд означает только возведенный в степень или, скорее, помноженный простой /неквалифицированный/ труд, так что меньшее количество сложного труда равняется большему количеству простого».
«Опыт показывает, что такое сведение сложного труда к простому совершается постоянно. Товар может быть продуктом самого сложного труда, но его стоимость делает его равным продукту простого труда, и, следовательно, сама представляет лишь определенное количество простого труда».
Резюмируем сказанное: Поскольку Абстрактный труд измеряется, унифицированной, постоянной единицей труда, его следует приравнять к единице неквалифицированного труда. В результате чего, количество сложного труда, можно выразить через умножение неквалифицированного труда.
Ф.Энгельс: «Как же в целом разрешается важный вопрос о более высокой оплате сложного  труда?  В  обществе  частных  производителей  расходы  по обучению  работника  покрываются  частными  лицами  или  их  семьями; поэтому частным лицам и достаётся в первую очередь более высокая цена обученной рабочей силы: искусный раб продаётся по более высокой цене, искусный наёмный рабочий получает более высокую заработную плату. В обществе, организованном социалистически, эти расходы несёт общество, поэтому ему принадлежат и плоды, т. е. бо́льшие стоимости, созданные сложным трудом. Сам работник не вправе претендовать на добавочную оплату».
Сделаю перерыв и приведу высказывание Ф.Энгельса из «Анти-Дюринга» по поводу стоимости при социализме: «Для социализма, который хочет освободить человеческую рабочую силу от её положения товара, очень важно понять, что труд не имеет стоимости и не может иметь её. При таком понимании теряют почву все попытки регулировать будущее распределение средств существования как своего рода высшую форму заработной платы, - попытки, перешедшие к г-ну Дюрингу по наследству от стихийного рабочего социализма. Отсюда как дальнейший  вывод  вытекает,  что  распределение,  поскольку  оно управляется чисто экономическими соображениями, будет регулироваться интересами  производства,  развитие  же  производства  больше  всего стимулируется таким способом распределения, который позволяет всем членам общества как можно более всесторонне развивать, поддерживать и проявлять свои способности. Способу мышления образованных классов, унаследованному  г-ном  Дюрингом,  должно,  конечно,  казаться чудовищным,  что  настанет  время,  когда  не  будет  ни  тачечников,  ни архитекторов по профессии и когда человек, который в течение получаса давал указания как архитектор, будет затем в течение некоторого времени толкать тачку, пока не явится опять необходимость в его деятельности как архитектора.  Хорош  был  бы  социализм,  увековечивающий профессиональных тачечников!».
Previous post Next post
Up