Подготовка.
Все началось с того, что в очередной будничный вечер мы, с супругой, бороздя просторы рунета, наткнулись на отчет об автомобильной поездке на Кольский полуостров. Фотографии пейзажей нас сильно впечатлили, и мы оставили себе в памяти "заметку" об этом удивительном месте. Через год, эти же ребята выложили отчет о поездке уже на полуостров Рыбачий. Тогда у нас и появилось твердое желание тоже попасть туда.
Но на тот момент, у нас не было ни автомобиля способного туда доехать, ни снаряжения, ни каких-либо знаний о том, куда и зачем мы собираемся. Была только цель - попасть на самую северную точку европейской части России. Почти год заняло изучение отчетов о поездках в те места, нюансов и особенностей маршрутов, истории края и всего, что могло потребоваться для нашей поездки. И вот, наконец, долгожданная покупка "правильного автомобиля".
Ура, наша цель как никогда близка !!!! Покупка грязевой резины BFGoodrich MT произошла за 2 недели до того как мы получили свою машину из автосалона, согласитесь, это о многом говорит :-)
Все необходимое закуплено, распечатаны генштабовские «километровки» и наш экипаж в составе трех человек стартует из Москвы теплой июньской ночью. Надо сказать о том, что едем мы одной машиной. Обстоятельства не позволили нам присоединится ни к одной коллективной экспедиции, т.к. в большинстве своем все группы планировали стартовать в августе, из-за лучшей погоды, меньшего уровня воды в реках и бродах или другим причинам, а наши отпуска были запланированы на середину июня.
День 1 (17 июня 2009г.)
Москва-Ярославль-Вологда-Вытегра-Пудож-Медвежьегорск
Выехали в 3 ночи. Маршрут через Вологду выбрали по причине меньшей загруженности, в отличие от Питерской трассы, которую в инете очень ругали. Распечатанный на ликардовском сайте список лукойловских заправок принес нам немало неожиданностей. Оказалось, что почти все необходимые нам заправки от МКАДА до Вологды находятся на другой стороне дороги отделенной от нас отбойниками и отсутствующими в ближайшей видимости разворотами. За исключением этого факта до Вологодской области мы доехали без особых проблем. Трасса с хорошим покрытием, слабым траффиком и полным отсутствием гаишников.
После Вологды заправились на Лукойле, там же залили топливо в канистры (60 литров дизтоплива, которое мы в итоге повезем с собой на Рыбачий). Приблизительно там же и начала заканчиваться нормальная дорога. После поворота на Кириллов покрытие дороги стало постепенно превращаться в танковый полигон, а ямы постепенно выросли до размеров воронок от взрывов.
На участке перед Вытегрой асфальт полностью отсутствует. Вместо него песчаная дорога, но это даже к лучшему. Примерно здесь же появилось еще одно приятное дополнение - комары. Во время коротких остановок они старательно пытались отгрызть у нас маленькие кусочки тела. Мы психологически начали готовиться к тому, что дальше будет только хуже... Так, мы добрались до Беломорканала - величественное творение природы и человека одновременно.
Не имея в запасе времени на более подробное знакомство с этими местами, следуем дальше. Усталость начинает брать свое, и мы уже предвкушаем ночевку в Медвежьегорске. Делаем дозаправку и перекус в Пудоже. Маленький, но симпатичный городок. Следующий пункт маршрута, город с романтическим названием Медвежьегорск. Там нас встречает довольно приличная гостиница с более чем гуманным ценником (970р. за чистый только отремонтированный трехместный номер без удобств). Кстати в круглосуточном магазине этого города состоялся довольно примечательный разговор с продавщицей в продуктовом отделе:
- Скажите у Вас хлеб свежий?
- Да.
- Дайте 2 батона.
- Так вам хлеб или батон?????
Быстро ориентируюсь в специфике местного наречия и требую "Батон" - то есть белый нарезной :-)
Ставим машину на стоянку (охраняемая стоянка в 300 метрах от гостиницы) и проваливаемся в глубокий сон. За плечами первая 1000 километров, следующая ночевка ждет нас в Мурманске.
День 2 (18 июня 2009г.)
Медвежьегорск-Мурманск
Утро, мы выезжаем в направлении Мурманска. Еще со вчерашнего вечера поливает дождь, на небе серость и облака. Достаем теплую одежду из багажа, теплее уже не будет.
Выходим на трассу М-18 (Кола). Тут правда, произошла заминка. На выезде из города указатель на Петрозаводск и Великую губу. На Петрозаводск нам вроде не надо, поэтому поворачиваем налево. Как оказалось, это было ошибкой, которая обошлась нам в лишних 60 км сильно разбитой дороги. Однако благодаря этому крюку мы увидели Онежское озеро.
Огромное, потрясающее до глубины души своими просторами и суровой красотой оно предстало перед нами.
Возвращаемся к городу и едем по направлению к Петрозаводску. Это и есть выезд на М-18, оттуда берем курс на Мурманск. Трасса проходит в стороне от городов и ничем выдающимся не отмечена.
Особо только стоит отметить паршивое качество дизтоплива на заправках Роснефть и отвратительное состояние дороги в районе Кеми. По обочине появляются груды камней. Вообще, Карелия и вся Мурманская область это царство камней и воды. И то и другое встречается в огромном количестве.
Местами дорога проходит через гигантские каменные гряды. Все крупные камни исписаны надписями типа Смоленск 2006, Вася-ДМБ, Коля+Маша и т.д. Интересная специфика, ранее нам не встречавшаяся. Если бы не наскальная живопись, красота была бы еще более впечатляющая.
Далее проезжаем Кемскую ГЭС. Останавливаться и фотографировать нельзя, режимный и охраняемый объект.
Впереди нас ждет одно малоприятное происшествие. Немного не доезжая до Лоухи, краем глаза замечаю, что слева в кювете стоит машина. На парковку совсем не похоже. Торможу, разворачиваюсь, подъезжаю. Новенькая, еще без номеров, Suzuki Grand Vitara стоит в болоте по самые пороги, позади 50 метровая просека сквозь мелкие карельские березки. Семейная пара, лет пятидесяти, живы - здоровы. Они приобрели новенькую витарку в Питере и гнали ее своим ходом домой, в Никель. Мужичок задремал, и переехав встречную, слетел с приличной насыпи. И проскакал на полном ходу по болотцу сквозь березки...
Повезло в том, что до настоящего крупного дерева не доехал 2 метра. Они уже вызвали эвакуатор, но по их словам прошло уже больше 3-4 часов. Нужно помочь, т.к. люди явно в шоке, реакция заторможенная. Одеваю сапоги и лезу в болотце. Топором освобождаю машину из плена покошенных березок. Достаю трос, шаклы. Задача трудновыполнимая, но попробовать нужно. Тут останавливается фура, предлагает помощь. Цепляем к ней.
Мы с отцом тормозим малочисленное движение. С первой попытки вытащить не удается, уже на самом бруствере рвется мой 6-ти тонный трос. Складываем трос пополам - еще попытка и вытаскиваем. По кузову много повреждений, пробито заднее колесо, но машина на ходу. Водитель фуры торопиться, уезжает, мы вроде планируем тоже. Смотрю на водителя, видимо сказывается шок, действия странные, потерянные... Долго ищет домкрат, не знает куда, что чего... Остаемся, меняем ему колесо. Как раз подъезжает эвакуатор... Но машина на ходу, водитель хочет ехать дальше. Коллективно убеждаем его доехать до ближайшего города и как следует поспать, на этом расстаемся. Надеюсь, все у них будет хорошо. Они с женой жутко расстроены из-за сильно испорченного нового автомобиля, но им все равно повезло - они живы и абсолютно здоровы.
Пересекаем полярный круг. Он находится на стыке Карелии и Мурманской области, дальше лежит заполярье. Это место обозначено стелой с соответствующей надписью "Полярный круг". Я, почему то много ожидал от встречи с ней, но ожидания обмануты. Стела испоганена надписями, все деревья вокруг обвязаны бесчисленным количеством тряпочек, платков, носков и трусов, короче всем, что имелось у проезжающих.
Фотографируемся на фоне, больше из-за традиции, чем из удовольствия и едем дальше. Справа остается город Мончегорск, известный своим горно-металлургическим предприятием и мончегорской пустошью, образованной в результате работы этого самого предприятия.
Вид жуткий, сюжетно напоминает фильм «Silent Hill», если кто видел данный ужастик. По обе стороны дороги безжизненная пустошь с пеньками от сотен погибших деревьев. Жуткий вид.
От Мончегорска до самого Мурманска никаких остановок не делали. В Апатитах вид на Хибины конечно был потрясающий, но в этот раз наша цель совсем другая.... Въехали в Мурманск. То ли дело в погоде, то ли на самом деле так, но Мурманск показался нам серым и тоскливым. Из забавного подметили следующий факт. Температура на улице +5, дождь, ветер, а местные девушки в коротких юбках и легких курточках поверх шелковых блузок - это для нас холодно, а для них весна :-)
Обычно, когда мы приезжаем в какой-то город, где нужно сориентироваться, мы первым делом останавливаемся у киоска союзпечать и покупаем карту города. Там же можно найти адреса всех гостиниц и прочих злачных мест. Тут не вышло. Видимо карта города является секретной информацией, потому как ни в киосках, ни в книжных магазинах их не продают. Более того, никто из опрошенных нами людей не смог назвать место, где ее можно приобрести. Со слов, выясняем, где и какие в городе есть гостиницы: "69 параллель", "Север", еще одна рядом со стадионом.
Цены в большинстве своем не маленькие, охраняемой стоянки нигде при гостиницах нет. В итоге селимся в "Севере", машину ставим на стоянку в 5 км. от нее. Гостиница "Север" это многоэтажный панельный дом, квартиры в котором и есть гостиничные номера. За 1650р. за троих мы получили отвратного вида двухкомнатную квартиру, с кухней, электроплитой и посудой. Горячей воды и отопления нет, холод в номере собачий. Наряжаемся в термобелье, флиски и ложимся спать. Напоминаю, что в Мурманске белые ночи, то есть не темнеет вообще. Но нам уже ничего не мешает, засыпаем....
День 3. (19 июня 2009г.)
(Мурманск - Титовка - Средний)
Утром просыпаемся и сразу в путь. Мы уже полностью переоделись в теплые вещи, "маечки и джинсики" убраны на дно сумок в ожидании теплой московской погоды. По новому мосту мы выдвигаемся на трассу А-138 в сторону Титовки. Там нас должен ждать КПП и путь на полуостров Средний. Дорога хорошая, много где прошел ремонт и положили новый асфальт. Кое-где все еще идут дорожные работы. Через пару месяцев, думаю будет полностью закончена, как-никак дорога до границы с Норвегией. Примечательно, что по дороге довольно часто встречаются большие информационные знаки, следующего содержания: "Водитель, остановись и почти память павших". В других регионах такого раньше мы не видели. Также очень много памятников и мемориалов погибшим в ВОВ.
Титовка. Прямо на дороге стоит шлагбаум и КПП. Военные проверяют документы. Проблем не возникает, в прошлом году сняли режим погранзоны. Доезжаем до домиков вахтовиков, там же расположена кафешка и придорожный душ/туалет - последний оплот цивилизации. Обедаем в кафе полуфабрикатами, разогретыми в микроволновой печи, сверяем карты и другую информацию и выдвигаемся на дорогу, которая ведет к мосту через р.Титовка и водопаду на этой же реке.
Там начнется дорога на Средний. Буквально через несколько сотен метров в кустах видим лагерь и легковые автомобили - это "охотники за семгой". В большинстве своем они на легковых автомобилях, дальше они не едут, да им видимо и не надо. Как я понял, ловят на Титовке. Река довольно широкая, бурная, порожистая, но мелкая.
Нахлыстовик, которого я увидел на реке, стоял в забродном костюме, посредине русла и вода ему была ниже пояса. Увидев нашу машину, он перестал ловить, спрятал за спиной снасть и вообще притворился случайным прохожим. Видимо именной путевки у него не имелось, а как говорилось во многочисленных табличках по дороге, без нее ловить запрещено.
Дальше дорога представляет собой немного разбитую грунтовку, с мелкими и крупными лужами. Она должна вывести нас через хребет Муста-Тунтури на п-ов Средний. Ориентируемся по распечатанным из интернета генштабовским картам. Карты датированы 1970 годом, но абсолютно соответствуют действительности. Дороги, мосты, броды все на месте. Только мосты некоторые подгнили и стали не сильно проходимыми, а в остальном полное соответствие.
Время здесь как - будто застыло. В дальнейшем, на Среднем и Рыбачем, мы также пользовались этими картами и с таким же успехом. Пересекаем мост через р. Титовка.
Фотографируем водопад. Красиво, чертовски красиво. Нас начинает потихоньку завораживать красота, ради которой мы проделали весь этот путь. По мере приближения к хребту, горы становятся выше, а камни крупнее. Перевал через Муста-Тунтури это самое потрясающее зрелище из всего, что нам пришлось повидать в этой поездке.
Причем во всей красе он раскрывается на обратном пути, когда не спускаешься, а наоборот забираешься по нему вверх. Где то здесь протекает ручей Пьяный, у которого по традиции выпивали рюмку водки за успешное преодоление перевала.
Сейчас ото всюду текут ручьи и трудно понять который из них тот самый, а который просто поток талых вод. Местами ручьи текут просто по дороге. Много где большими пластами лежит снег. Думаю, он и в августе там будет лежать. Дорога живописнейшим образом идет по берегу озер вдоль самого края вертикального хребта. Выходим фотографироваться, тогда почему-то не пришло в голову ничего про осыпи и обвалы.
Состояние такое, как будто попал в другое измерение. Все вокруг завораживает красотой и необычностью. Нет ничего банального, ничего такого к чему глаз уже привык и замылился.
Внизу под обрывом, часто встречаются ржавые искореженные кузова машин и каких-то неидентифицируемых металоконструкций. Видимо, зимой дорога здесь и правда не сахар.
Основной путь через Средний идет вдоль восточного берега полуострова (против часовой стрелки). Забегая вперед, скажу, что качество ее великолепное. Именно она используется для повседневного сообщения с материком. Пройти там сможет любая легковая машина со скоростью 50-60 км/ч. Но мы ищем ответвление на дорогу, которая пойдет по западной части (по часовой стрелке) острова. Там все самое красивое и интересное, что мы планируем увидеть.
Встречаем одинокий ниссан террано с подмосковными номерами - не мы одни путешествуем в одиночестве. Рядом стоит палатка. Ее юбка обложена огромными булыжниками и все равно ветер рвет ее так, что кажется, сейчас унесет вместе с содержимым. Довольно бесцеремонно будим людей, они вчера "отдыхали", поэтому никуда не торопятся. Разочарованны погодой, ждут улучшения, а пока решают, чем заниматься. Желаем им удачи, а они нам, движемся дальше. Кажется, вот нужный съезд. Берем круто влево, и начинается наша внедорожная часть: сто с лишним километров на первой и изредка второй передаче, с форсированием ручейков и бродов, съездами к берегу моря. Дорога потихоньку портится, но остается по-прежнему очень даже сносной.
Забыл напомнить, все это время непрерывно идет сильный дождь. Большая часть этих фотографий сделана из окна автомобиля. Выходить из него, значит в очередной раз промокнуть.
И вот слева по борту показалось оно - Баренцево море.
Спускаемся к морю. Еще издалека наше внимание привлекает, красная полоса вдоль берега. Это водоросли, и очень вонючие водоросли...
Дальше попадаем на заброшенный артиллерийский пункт, на котором фотографируемся с довольно популярным в интернете орудием.
Одиночные путешествия по малонаселенным полуостровам, с огромным количеством брошенных построек, поселков, городков и военных гарнизонов немного давят на неподготовленную психику. Особенно хорошо мы это прочувствовали когда заблудились в тумане. Сначала ничто не предвещало проблем. Мы двигались вдоль вешек, установленных по дороге, и ориентировались по колее, предположительно от грузового армейского транспорта типа "Урал". Но дорога проходит насквозь брошенные поселения, и в одном из таких мы и потеряли нужную нам колею и дополнительной трудностью стал спустившийся с гор туман.
Сам по себе брошенный поселок представляет собой довольно жуткое зрелище, а затянутый туманом, он вызывает в памяти все самые страшные сцены из просмотренных фильмов ужасов. У Лены началась паника: "Я из машины не выйду! Не ходите туда! Не оставляйте меня одну!". После небольшой фотосессии, начинаем искать дорогу. Вроде нашли след транспорта и едем по нему. Первое, что начинает смущать - компас, направление-то не то. Мы идем вглубь Среднего, а второе - колея, что за транспорт имеет ширину колее вдвое превышающую нашу? Это уже явно не "урал". Возвращаемся к берегу моря. В шутку предлагаю ночевать в одном из таких домиков, Лена в ужасе, но меня и самого такая идея не вдохновляет…
У моря тумана нет, шквалистый ветер разносит его и он не может скапливаться. Ищем дорожные метки вдоль берега. По ним легко ориентироваться - дорога найдена. Мы снова движемся к намеченной цели.
Стоит заметить, что как такового бездорожья, в прямом понимании этого слова, ни на Среднем и Рыбачьем нет. Имеются две внедорожные дисциплины: каменный триал и преодоление водных преград. И то, и другое довольно просто, но второе дает немало адреналина. Чтобы адреналин не перешел в безвременную гибель автотранспортного средства активно используется труд второго штурмана.
Это устройство, в народе называемое "покемон", оказалось крайне полезной вещью. Некоторые места, при неправильном форсировании могли бы легко стать конечной точкой нашего маршрута. Батя мужественно вымерял броды под проливным дождем, находил крупные препятствия под водой и показывал мне как лучше и проще их объехать.
Время движется к ночи, хотя и заметно это только по часам, так как особо не темнеет. Усталость и нервы дают о себе знать - мы начинаем задумываться о ночлеге. Существенная часть маршрута уже пройдена, впереди нас ждет Рыбачий. Там нам силы еще пригодятся.
Проезжаем мимо действующей военной части, ну туда нам, очевидно, соваться не стоит. Едем дальше и встречаем небольшой то ли барак, то ли казарму. Решаем подойти и расспросить что к чему. В это время подъезжает уазик-головастик. Веселые и общительные мужики рассказывают о том, что они как раз приехали из той части, и что там нас уже заметили. Рекомендуют нам не ехать на Рыбачий, потому что, они там сегодня были и воды там: "ВО !!!!" В их сильно лифтованном УАЗе вода в салоне стояла 10-15 см. Но это где-то по центру Рыбачьего, а наша цель маяк на мысе Немецком.
Туда, через поселок Вайда, вдоль берега мы, скорее всего, прорвемся. По карте нам показывают, как лучше проехать. Прощаемся, говорим спасибо за информацию, и отъезжаем от них. Через пару километров находим неплохое место для установки палатки. С трех сторон ее закрывают заросли густого кустарника, а с четвертой закрываемся от ветра пикапом. Как мы ее ставили, это отдельный разговор. Наша огромная кэмпинговая палатка, высотой 205 см, не совсем приспособлена к такому ураганному ветру. Втроем с трудом ставим ее, закрепляем, обкладываем юбку крупными камнями. Надеемся, что ночью ее не поломает порыв ветра.
Также стараемся максимально замаскироваться, чтобы с дороги нас было не видно. Как ни крути, но в таком глухом месте, одним и без какого либо оружия немного страшно. Ужинаем, снимаем мокрые куртки и выпиваем по рюмке коньяка и проваливаемся в глубокий сон. Ночью пару раз нас будили сильные порывы ветра, рвавшие нашу палатку во все стороны. Потом была Ленина шутка: "Вставайте, кажется, уже утро, солнце светит высоко" - на часах половина третьего ночи. В общем, мы немного выспались и отдохнули.
День 4-5. (19-20 июня 2009г.)
Средний-Рыбачий-мыс Немецкий-Медвежьегорск-Москва
Вопреки нашим ожиданиям и надеждам дождь не стих, а может даже и усилился. Мы вымотаны погодой, лучше б уж снег шел, чем этот ливень. Переезжаем через перешеек Средний-Рыбачий и мимо поселка вахтовиков направляемся на север Рыбачьего. Появляется новый аттракцион - подгнившие деревянные мосты.
Где возможно, объезжаем их вброд, где нет, предварительно проверив мост визуально, преодолеваем его ходом. Провалиться даже одним колесом не хочется. Перед поездкой я не успел поставить силовые пороги, поэтому в случае "провала" мне предстояло проверять свои теоретические познания о подъеме автомобиля хай-джеком за колесо с использованием буксировочного троса. Но обошлось...
Продолжаем ориентироваться по вешкам, установленным в пустых топливных бочках. Крайне полезная вещь. Дорога ведет к берегу моря, в отлив можно проехать прямо по дну Баренцева моря, в прилив видимо, нужно искать другой путь. Форсируя лужи и лужицы, мы приближаемся к Вайде.
Поселок заброшен. На полях вокруг бывшего поселения устроена огромная техногенная помойка.
Прямо по курсу действующие радары ПВО и маяки: старый заброшенный и новый действующий. Посреди мусора и брошенной техники одиноко стоит домик смотрителя маяка и красная телефонная будка Ростелеком. Огибаем домик и мы у цели. Перед нами лежит Баренцево море, дальше на север только море...
Что сказать, мы сделали это. Многие сомневались в том, что нам это удастся, многие отговаривали, почти все просто не понимали для чего это нужно. Но нам удалось!!! Мы не питаем иллюзий, наша экспедиция на Кольский была с приставкой "light". Но мы все равно безумно довольны. Мы очарованы красотой севера, суровыми пейзажами Кольского и Рыбачьего, нам есть к чему стремиться дальше, и мы абсолютно уверены, что мы еще сюда вернемся!!! Экспедиция закончена, мы начинаем готовимся к следующей.
Дальше будет обратная дорога домой через питерскую трассу, встреча с двумя лосями и еще много чего...
P.S. Хочу сказать спасибо очень большому количеству человек: ребятам Kosha и Tiаnbao с сайта
www.forumforever.ru за то, что заразили нас идеей поездки и потом долго и мучительно отвечали на все наши многочисленные вопросы, Сергею Лысенко с
www.pickupclub.ru за шикарные наклейки, которыми мы теперь с гордостью щеголяем, всем тем людям, которые побывав в этом удивительном месте, не поленились подробно и обстоятельно описать свои впечатления и особенности маршрута - они очень помогли нам в подготовке.
Лично от меня спасибо моей жене Елене за мужество, проявленное в поездке и за бесконечную поддержку меня во всех моих идеях. Спасибо моему бате, за то, что он был с нами в этом путешествии. Спасибо всем нашим родителям за то, что они волновались и переживали за нас...