![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/TitleCharonda.jpg)
Март, и мы едем на север, на границу вологодской и архангельской области. Основная цель - увидеть мертвый поселок, жизнь в котором остановилась много лет назад. Как показала практика, время было выбрано идеально. Умеренные морозы ночью и теплая солнечная погода днем, а также ярко-синее небо, невероятно звездные ночи и полнолуние при полной безоблачности…
Скажу сразу - идея поездки принадлежит не мне. Более того, поначалу она меня не сильно заинтересовала, но тот энтузиазм и увлеченность, с которой идея была озвучена Любой
myish_l200, убедил меня в необходимости ехать. О своем решении я не пожалел ни секунды…
Почитать об истории Чаронды Итак, 7 марта в Москве пробки 9 баллов, а мы в полной готовности выдвигаемся в сторону Ярославля. Наша организованная группа из 7 человек на 4 пикапах выдвигается к точке сбора разными темпами. Место встречи назначено в г. Вожега, откуда мы уже вместе, по грейдеру, пойдем в д.Нижняя, это крайняя точка на карте автомобильных дорог - дальше дороги нет.
После Вологды мы идем по направлению на Архангельск, через некоторое время сворачиваем на Сокол - Харовск - Вожега. Дорога от Сокола эксплуатируется в состоянии «снежного наката», о чем сигнализируют информационные щиты дорожной службы.
2.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/1-5.jpg)
По факту скользко. На обратном пути здесь мы видели перевернутую вазовскую десятку на обочине. Мы уверенно идем на полном приводе, ну и шипы совсем не лишние. Очень доволен своей новой зимней резиной.
3.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/2-6.jpg)
На заправке в Вожеге наша группа объединяется и все вместе идем на исходную позицию в д. Нижняя. Нужно сказать, что в нашей группе немного разные цели. Два экипажа изначально планируют дойти до Чаронды по льду озера Воже. До этого подобное удавалось сделать только с западного берега, с восточного, как считалось ранее, это сделать нельзя. Остальные планируют попасть в Чаронду на альтернативном транспорте.
4.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/3-5.jpg)
В Нижней нас уже ждут. Юра, местный житель, занимается «туристическим бизнесом» - организует рыбалку и прочий активный отдых. У него есть снегоход, лодка и домик на берегу Воже в месте, где в озеро втекает река Тордокса.
5.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/4-5.jpg)
Изначально план был оставить машины в Нижней и дальше заброска на снегоходе, но по предварительной информации на машинах можно попробовать пройти дальше и оставить машины в Баркановской.
6.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/4-1-1.jpg)
Там живут семья, о которой нам поведали замечательную историю.
У деда с бабкой яблоневый сад. И вот повадился к ним медведь по ночам яблоки собирать. Приходил каждую ночь. Приходит, трясет яблоню и наслаждается фруктами. Пенсионерам стало жалко трудовой урожай, и они взяли и обобрали яблоки. Медведь ночью пришел, а яблок нет. Со злости поломал яблоню, вывернул забор и насрал на крыльцо. Вот такая месть.
7.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/5-4.jpg)
Сразу за деревней начинается снегоходный путь. Сразу травим колеса. Для начала снижаю давление до 1 атмосферы. Прохожу метров десять и сажусь. Не пойдет, травимся до 0,4 - 0,5. Резина выглядит жутко, но дело сразу пошло по-другому.
8.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/6-4.jpg)
Проходим большой участок до Мигуевской и упираемся в сильный перемет на краю поля. У нас есть техподдержка в лице Юры и снегохода, ребята уходят на разведку.
9.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/7-4.jpg)
Результат рекогносцировки на местности следующий - две наиболее подготовленные машины пройти могут, две другие сомнительно. Хотя очень хочется. Времени до темноты немного.
10.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/8-5.jpg)
Я пробую пройти сложное место ходом, но теряю скорость и «сажусь». Следующая машина пробует пройти ко мне, чтобы сдернуть назад, но садится тоже, не доходя метров тридцать. Первые две машины рубятся на 150 метров впереди меня.
11.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/9-4.jpg)
Принимаю непростое решение - бросаю машину «как есть», грузимся с женой в снегоход. Бросать засаженную машину в чистом поле, в трех километрах от домика, где мы будем жить, очень жалко. Но выхода другого не вижу - это самый рациональный вариант, при условии крайней ограниченности во времени.
12.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/9-1-1.jpg)
Все эти дни она простоит рядом с такой красотой.
13.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/10-4.jpg)
Юра десантирует нас у домика и едет за следующими. Мы топим печь и осматриваемся. Домик расположен в живописнейшем месте, на слиянии реки Тордокса и озера Воже.
14.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/11-4.jpg)
15.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/12-3.jpg)
Интересно взглянуть, как это место выглядит летом, но и зимой оно не потеряло своего очарования. В награду за быстроту принятия решения, мы имеем возможность насладиться шикарным закатом на озере. Похоже, в очередной раз нам очень повезло с погодой…
16.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/13-3.jpg)
Чуть позже на снегоходе приезжает еще один экипаж. И почти одновременно с ними на берег въезжают два автомобиля. Парни прошли поле, лес вдоль Баркановской и краем озера вышли прямо к домику. Наверное, я немного завидую их упорству в преодолении бездорожья, я свое применяю в чем-то другом.
17.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/14-3.jpg)
Так заканчивается первый день нашего пребывания на озере. Настроение у всех приподнятое, завтра мы едем в Чаронду.
Второй день.
Проход к домику дался парням нелегко. На ниссане пропала зарядка и не работает половина электрики, остаток дороги он прошел на аккумуляторе. Сейчас проблема заключается в том, что наиболее подготовленный автомобиль не на ходу. На свечи накаливания не подается напряжение, и в почти тридцатиградусный мороз завести автомобиль не удается.
18.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/15-3.jpg)
Начиная готовить план эвакуации машины на «большую землю» мы собираемся в Чаронду. Согласно тщательно разработанному плану к домику прибывают два дополнительных снегохода с санями. На них нам предстоит пройти 13 км. по льду озера Воже на западный берег.
19.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/16-3.jpg)
Снегоходная техника есть почти у каждого окрестного жителя. По-другому здесь никак. Часть группы размещается в санях, часть едет «вторым номером».
20.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/17-3.jpg)
Такой способ перемещения самый быстрый и веселый.
21.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/18-3.jpg)
Какие-то полчаса, и мы у нашей цели. Вот она забытая и заброшенная Чаронда.
22.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/19-3.jpg)
Город не совсем умер. Летом сюда на лодках приезжают рыбаки.
23.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/20-3.jpg)
24.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/21-3.jpg)
Говорят, домик с участком здесь можно приобрести за символические 10-20 тысяч рублей.
25.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/22-2.jpg)
В Чаронде есть и постоянный житель. Алексей представился нам как "губернатор Чаронды". Колоритный головной убор с кокардой дополнял озвученный образ. Алексей живет здесь круглогодично. За пенсией и в магазин изредка выбирается в Нижнюю. Ребята, которые нас привезли, закинули ему «гуманитарную помощь». Мужчина он словоохотливый, но фотографироваться наотрез отказался. Есть только снимок «скрытой камерой».
26.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/23-2.jpg)
По его словам, Чаронда начала умирать в 70х, а раньше здесь работал большой рыболовецкий колхоз, была почта и школа. Сейчас дома стоят в основном заброшенные. Какие-то за копейки выкупают рыбаки, один даже купил священник. Хотел привезти сюда на проживание послушниц монастыря, да что-то не срослось.
27.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/24-2.jpg)
В деревянных домиках жизнь как будто замерла. Следов разграбления нет, множество вещей так и осталось на своих местах. Как будто люди просто ушли в один момент и не вернулись.
28.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/25-2.jpg)
29.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/26-2.jpg)
30.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/27-2.jpg)
Жемчужина Чаронды - это храм, стоящий на берегу озера.
31.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/28-2.jpg)
Храм в неплохом состоянии, можно рассмотреть внутреннюю роспись стен. Фрески очень красивые и хорошо читаются. Купол целый, следов вандализма нет.
32.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/29-2.jpg)
33.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/30-2.jpg)
Колонны частично осыпались, но продолжают висеть в воздухе.
34.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/31-2.jpg)
В последние годы в храме располагался генератор, питавший электричеством поселок.
35.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/32-2.jpg)
36.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/33-2.jpg)
Но сейчас генератор сломан, и электричества давно в Чаронде нет. Также как нет здесь ни газа, ни света, ни дорожного сообщения.Летом сюда можно попасть на лодке, а зимой на снегоходе. С запада расположены Чарондские болота, которые непроходимы для любого транспорта в любое время года.
37.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/34-2.jpg)
Насладившись рассказами «губернатора» и осмотром заброшенного жилья, я приступаю к бонусной программе развлечений. Нужно же было отметиться нестандартным типом используемого транспортного средства.
38.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/35-1.jpg)
Вторая половина дня отведена эвакуации автомобиля в Нижнюю. Есть договоренность с трактором, который, во-первых, сможет пройти по озеру до нашего домика, а во-вторых, вытащить обездвиженную почти трехтонную машину. Однако коллективный разум и средство для монтажа шин решили эту проблему. Эфир во впускной коллектор и живой аккумулятор заводят мотор. Решаем перегнать ниссан, пока он на ходу.
39.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/36.jpg)
Однако как только обе машины оказались «в строю», хотя одна и довольно номинально, идея пробиться к Чаронде с восточного берега снова стала актуальной. Напомню, на автомобилях к Чаронде раньше добирались лишь однажды и то с западного берега, сделать это с восточного считалось невозможным, так как там крайне нестабильный лед, подмываемый реками и болотными водами.
40.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/37.jpg)
Времени маловато, солнце уже садится. Нужно совершить прорыв, поставить машины и еще вернуться к домику до наступления полной темноты. По имеющейся информации под снегом часто бывают водяные лужи, которые придется преодолевать ходом. Накачиваем шины с 0.2 до 1 и "след в след" стартуем на запад.
Идем на 3ей пониженной, со скоростью 40-50 км/ч, внимательно вглядываясь в снежную целину. Я еду во второй машине и стараюсь внимательно следить за тем, что летит из под колес первой - вода или снег.
41.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/38.jpg)
Периодически головной автомобиль сильно проваливается в снежно-водяную кашу, и мы оперативно вытаскиваем его назад лебедкой.
42.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/41.jpg)
Дальше ищем альтернативный путь в объезд промоины, которые образуются рядом с трещинами во льду.
43.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/40.jpg)
Адреналин зашкаливает.
44.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/39.jpg)
И вот мы у Чаронды, солнце низкое и светит прямо в объектив, но художественная ценность кадра здесь не важна, главное факт. Дошли!
45.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/42.jpg)
Обратный путь дается даже труднее. Садимся больше и чаще, тяжелее лебедимся.
46.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/43.jpg)
47.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/44.jpg)
Вместе с заходом солнца стремительно снижается температура. Снег становится плотным и тяжелым. Но настроение у всех приподнятое - программа максимум выполнена.
48.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/45.jpg)
49.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/46.jpg)
50.
![](http://i1188.photobucket.com/albums/z403/AlekseyKlimov/47.jpg)
Случайно или нет, но сегодня полнолуние.
51.
Вечером будет празднование с шашлыком и алкоголем, а завтра долгая и не простая дорога домой. Постоянная смена аккумуляторных батарей, так как генератор на ниссане так и не заработает. Апофеозом на нем лопнет рессора под Ярославлем. Но все это вторично, главное в другом…
Длительность экспедиции: 3,5 дня.
Пройденное расстояние: 1400км.
Диапазон зафиксированных дневных температур: от -8 до - 24
Команда: 7 человек;
Используемые транспортные средства:
- автомобили типа «пикап» - 4шт.,
- снегоход - 3 шт.,
- сноуборд - 1 шт.