Сосед Челябинска, второй по величине город Курганской области Шадринск в эти выходные
отпраздновал свое 350-летие. За последний год мне пришлось много раз проезжать через него на Тюмень. Город с богатой историей, своеобразный (я бы охарактеризовал "настороженный", "нахохлившийся", "встречающий не с распростертыми объятиями").
Когда в январе Департамент маркетинговых коммуникаций и брендинга Института государственного управления и предпринимательства Уральского федерального университета
анонсировал проведение конференции "Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы", включавшей в себя в т.ч. круглый стол в Шадринске, я подготовил материал об облике этого города в западном медиа-пространстве (через GoogleNews, подобное тому, что я делал для
Челябинской области и
Кунгура): поисковый навык поддержать и самому интересно было. Мероприятие прошло 5 апреля (
информация +
ТВ-сюжет) на хорошем уровне, мне понравилось: в здании горадминистрации, приятные совершенно не случайные люди, умелая модерация, сообщения по делу, важные знакомства. Большая подготовительная работа была проведена супружеской четой преподавателей УрФУ Бритвиных -
Алексеем Михайловичем и
Ириной Борисовной, уроженцами и подлинными патриотами своей малой родины. Партнерство УрФУ и администрации Шадринска как «пилотный» проект ДМКиБ в сфере продвижения и развития городских округов было оформлено еще
летом 2011 года, сейчас уже пошли первые результаты исследований и творческих разработок. Отдельно еще по конференции: большое впечатление на меня произвело выступление руководителя Департамента
Светланы Александровны Болышевой (которую вообще называют основателем PR-образования на Урале) - ею очень четко были сформулированы, «разложены по полочкам» для присутствующих представителей власти проблемы, задачи и возможные пути решения в теме имиджа/геобрендинга.
Работа по Шадринску для меня была не простой, но увлекательной и с перспективой; открылись потрясающие сюжеты (1875-2011 гг. включительно), которые думаю по возможности развернуть позже. Ну и на некоторые новые важные выводы вышел - о них отдельно позже.
Сборник по конференции вышел в начале июля, статья в открытом доступе:
Климаков, С.А. CuproBraze, спидвей, царевич Алексей: к постановке вопроса о медийном "портрете" города Шадринска за рубежом // Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. [отв. ред. А.М. Бритвин]. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2012. - С. 96-108. Из заключения в статье:
"... В порядке возрастания по значимости и перспективности медийных «точек роста» города для имиджевой работы на международном уровне мы выделили бы четыре сюжета.
Во-первых, спасение в Шадринске цесаревича Алексея Николаевича после екатеринбургского расстрела царской семьи под именем Василия Филатова. Версия изначально сомнительная, но здесь важнее, что исследовательский интерес к этой тайне вряд ли когда угаснет. С другой стороны, предоставление газетной площади британскому историку О. Файгсу под критику этой версии одной из самых влиятельных газет мира New York Times[7] - факт, свидетельствующий об отличном медийном потенциале сюжета.
Во-вторых,
история Хильдегард Раушенбах и проблема интернированных и принудительно трудившихся в СССР после Второй мировой войны немецких женщин. Писательница-гуманист Х. Раушенбах (1926-2010), засвидетельствовавшая в серии своих произведений личную трагедию отрыва от дома и подневольной работы в Советском Союзе, деятельно способствовала выходу этой темы в современную политическую повестку и СМИ, помогала укреплению отношений Курганской области с ФРГ. Творческое наследие Раушенбах, а также мемориальные проекты подвергшимся во время и после войны насилию женщинам в Шадринске и Берлине могут получить «второе дыхание» через новые коммуникационные инициативы, подчеркивающие открытость, толерантность, историческую памятливость местного сообщества.
В-третьих: спидвей на льду. Именно этот вид спорта, подтверждает Google Nеws, идентифицирует Шадринск на мировой спортивной карте - и по уровню проведенных соревнований, и как родина выдающегося мотогонщика Николая Красникова.
Наконец, последнее и главное - модернизационные процессы на автоагрегатном заводе, в частности, технология Cuprobraze. Осваивая, по сути, первым в мире с начала 2000-х годов эту передовую технологию (для изготовления медно-латунных радиаторов), ШААЗ попал в поле зрения многих глобальных экономических субъектов из отраслей машиностроения, автомобильной промышленности, производителей меди. В успехе предприятия были заинтересованы влиятельные зарубежные бизнес-игроки, которые обеспечили проекту дополнительный PR на высоком уровне (статьи в авторитетных отраслевых журналах по автопрому, подробное информирование через Business Wire), положительным образом косвенно сказавшийся и на имидже города. Выгодным сейчас представляется дальнейшее развитие сюжета «Шадринск - родина самого передового в мире комплекса по производству радиаторов и охладителей наддувочного воздуха» в направлении «один из мировых центров автоагрегатной промышленности».
Таковы на сегодняшний день основные штрихи зарубежного «медиа-портрета» города Шадринск. Среди них проявляются несколько потенциальных «точек» имиджевого роста, разработка которых, однако, не может идти отдельно от развернувшегося большого процесса геобрендинга города. В этой связи бесспорен призыв исследователя А.М. Бритвина к необходимости подчинения планов продвижения шадринских брендов общей стратегии с учетом эффективных каналов информации, целевых аудиторий, вовлечением всех заинтересованных субъектов[8]".