О пользе математики

Oct 03, 2019 10:13


Носить воду в решете и учить дурака математике - дела абсолютно безнадежные. Обратите внимание, что то утверждение тавтологично. Из него следует, что тот кто не знает математику - дурак, и наоборот, дурак тот, кто с математикой не дружит.
"Дурак" - определение оценочное, для одних дурак, для других не дурак. Может математики сами дураки, потому что остальных считают дураками. А может не считают?
Так зачем обычному, нормальному, культурному человеку нужна математика?
Большой соблазн сослаться на авторитет. Например, Платон был велик и при этом считал, что математика позволяет понять принципы божественного мироздания. Вы что Платону не доверяете? Тогда поверьте Ньютону, или Лейбницу, или Черчиллю, у которого есть высказывания на все случаю жизни. Ссылка авторитет не особо убеждает. Во-первых авторитет мог этого и не говорить, а ему это приписывают, во-вторых он может никакой и не авторитет, жил давно и все, что он говорил неправда.
Можно сослаться на отдельные примеры. Илон Маск, Стив Джобс, Билл Гейтс - хорошие математики, и их пример должен убедить нас в том, что знание математики способствует жизненному успеху. Но ведь есть масса хороших математиков, которые такого уж чтобы совсем жизненного успеха не добились и денег у них не так много. Тогда чего париться? Тем более, что в России, к примеру, полно успешных людей, которые из математики помнят в лучшем случае то, как считать проценты
Сами математики особо не доверяют ни авторитетам, ни отдельным примерам. Тогда нужно найти какие-то доводы для обоснования пользы занятий математикой.
Я считаю, что у математики есть, по меньшей мере, три функции (я использую здесь слово "функция" в бытовом, а не математическом значении), помогающие добиваться успеха в каждодневной жизненной борьбе.
1. Дисциплинирующая.
Занятия математикой - это такая постоянная тренировка ума, позволяющая человеку разумному  приобретать и поддерживать более-менее устойчивый уровень когнитивных способностей. Когнитивное - это то, что связано с деятельностью нашего головного мозга, к когнитивному можно отнести нахождение логических связей, "распутывание" запутанных задач (это называют обратной индукцией), выполнение строгой последовательности действий с цифрами или переменными, и много другое, что заставляют делать в школах на уроках математики. Вообще-то подобная умственная тренировка не обязательно должна быть связана исключительно с математикой (можно в шахматы играть, или в преферанс, или в квест какой-нибудь), но только в математике в основе лежит идея числа и счета. Именно число и измерение позволяет людям, изучающим математику, совершить переход к двум другим, ИМХО, наиболее важным функциям
2. Аналитическая
Чтобы объять необъятное нужно сначала разложить, а потом сложить. Сама наша жизнь и наше окружение - величины необъятные. Нас окружает огромное количество предметов, с нами взаимодействует большое количество людей, на нас постоянно кто-то оказывает воздействие, да и сами мы что-то придумываем, делаем, совершаем, что влияет на наше окружение. Как с этим разобраться?
Математика дает однозначный ответ - упростить. Из всего многообразия нужно вычленить главное, измерить его и проанализировать. По другому абстрагироваться. Переменная Х - это всегда абстракция, договоренность - давайте так считать. Влияние одной абстракции (Х) на другую (Y) математики называют функцией. Одна из ключевых задач, исследуемых в математике, состоит в том, чтобы описать каким образом одна абстракция может влиять на другую. "Проверить алгеброй гармонию", если хотите. Математическое мышление - это такое своеобразное распутывание запутанного клубка с нитками, выбрал себе ниточку и вытягиваешь ее потихонечку, чем длиннее оказывается вытянутая нитка, тем лучшее представление о том, что там в самом клубке
3. Прикладная (прогностическая)
Математика нужна исследователям для построения моделей и их последующей проверки. Физики, химики, климатологи, экономисты и прочие люди, занимающиеся наукой, используют математику для формальной записи своих гипотез. В самом простом виде подобная формальная запись является ответом на вопрос: "Если изменится параметр Х, то как это повлияет (или не повлияет) на изменение параметра Y?". Математическое описание гипотезы (а это и называется моделью) позволяет, используя количественные параметры "на входе", получать количественные параметры "на выходе".  Исследователи строят модель, проверяют ее на прошлых данных и строят на основе модели прогноз - что будет при изменении жизненной ситуации. Тот, кто лучше прогнозирует, тот и добивается успеха в жизни.
Возможно, занятия математикой всего лишь один из возможных способов достижения того, чего вы хотите. Но нужно иметь в виду, что статистически технари (люди, знающие математику) зарабатывают значительно больше гуманитариев (людей, математику не знающих). Поэтому занимайтесь математикой. Возможно счастливее вы от этого не станете, но ваши будущие доходы, скорее всего, окупят все эти сегодняшние умственные напряги.

А может попробовать?, math, Рынок труда

Previous post Next post
Up