TERRA EROTICA. ХРАНИТЕЛИ ГОРОДА
Часто люди не осознают, кто же «хранит» Петербург в метафизическом смысле? Основными «хранителями», как правило, считаются ангелы, львы и сфинксы.
Ангелы
Все знают, что ангелы, согласно традиции - бесполые существа. Однако, если мы рассмотрим каждого ангела в отдельности, мы убедимся, что архитекторы и скульпторы совершенно однозначно по своему вкусу придавали ангелам определённый пол. Скульпторы, закончившие Академию художеств, и преподававшие в ней, обычно имели чёткие установки - ангел изображался в виде женщины, архангел - в виде мужчины.
Один из символов Петербурга - ангел Петропавловского собора. Архитектор собора Доминико Трезини предложил водрузить на шпиль ангела, который должен был являть собой покровителя России, провозглашенной к этому времени империей, и её императора Петра Первого. В 1858 г. по проекту инженера Д. И. Журавского был сооружен новый металлический шпиль, на котором был водружён ангел, выполненный по рисунку скульптора Роберта Залемана. Именно этого ангела мы можем наблюдать сегодня. Небесное существо имеет совершенно определённые половые признаки - это красивая женщина с волнистыми волосами до плеч и грудью, скрытой складками струящегося платья. Многие петербуржцы считают этого ангела стражем и покровителем города, хотя точнее сказать, что это ангелица, стражница и покровительница.
Другой символ Петербурга - ангел на вершине Александровской колонны, крестом попирающий змея, что символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия после победы над Наполеоном. Здесь архитектор О. Монферран и скульптор Б. Орловский решили эту фигуру в женских формах. Мягкие округлые линии прелестной груди и бёдер - всё свидетельствует, что перед нами ангелица. Кстати, есть версия, что моделью для скульптора послужила прелестная поэтесса Елизавета Кульман (согласно другой версии лицо ангела напоминает Александра I). В ракурсе концепции взаимодействия противоположных сил композицию можно воспринять, как сочетание женского начала (скульптуры) и ярко выраженного мужского начала - очевидного фаллоподобного облика «Александрийского столпа» (как назвал его Пушкин). Здесь надо напомнить, что образ колонны архитектор композиции Монферран заимствовал из Вандомской колонны, во многом похожей на колонну Траяна в Риме, а Рим, как мы помним, был столицей одного из фаллоцентрических государств.
Один из примеров неоднозначного представления ангелов в женском облике находится в интерьере Общества поощрения художеств на Большой Морской улице, 38 (построено в 1878-1893 годах по проектам приверженцев боз-ар архитекторов М. Е. Месмахера и И. С. Китнера) - в витражном оформлении лестничного проёма. Шествующих по лестнице приветствуют парящие сверху полнотелые ангелицы, поддерживающие свиток с изображением Афины-Паллады.
В новом терминале аэропорта «Пулково» установили белых ангелов скульптора Дмитрия Шорина. Здесь небесные существа представлены в виде обнажённых девушек с крыльями, которых автор связал с темой полета, красоты и счастья.
Сфинксы
Сфинксы также охраняли город. Классический египетский сфинкс - это бесполое существо с телом льва и лицом человека (без крыльев). Древнегреческий сфинкс приобретает крылья орла (или грифона) и женские черты - эти разновидности таинственных существ наиболее эротичны.
В эпоху классицизма сфинксы пользовались большой популярностью, причем произошло упрощение - греческие девушки-сфинксы «потеряли» свои крылья. В Петербурге подвид этого удивительного создания с их прекрасной, статной грудью и благородными ликами мы можем наблюдать у сфинксов Египетского моста, на набережной Малой Невки, у памятника Жертвам политических репрессий Шемякина.
Доходный дом Кирилловых на улице Б. Пушкарской, построенный в стиле классицизирующего модерна, охраняют и украшают полноценные сфинксы «аутентичного» облика греческого подвида - с крыльями, женской грудью и телами льва (1908, архитектор Д. Г. Фомичёв).
На набережной у Академии художеств красуются дальние предки своих подруг - настоящие древнеегипетские мужеподобные сфинксы, изображающие фараона Аменхотепа III. Кстати, на головном уборе у них уреи (змеи) и изначально они носили накладные бороды, символизирующие, конечно, мужеское начало.
Драконы
Дракон - один из самых неоднозначных символов. Часто дракон ассоциируется со змеем, имеющим фаллическое значение (например, в мифе, где змей-дракон требует к себе непорочных дев). В Древнем Китае дракон служил символом императорской власти. Половые признаки драконов в мифах определяются его поведением - если он нуждается в девушках, значит мужской, если порождает мир, значит женский.
В Петербурге скульптурные изображения драконов отличаются разнообразием. Любопытны драконы в виде пернатых зубастых нагих девушек, фланкирующих вход в Императорский павильон Витебского вокзала, предназначенный для входа царской семьи (1900-1901 г). Видимо, архитектор С.А. Бржозовский, проектировавший эту часть вокзала, мыслил её как дворец или крепость (тогда она возвышалась над существовавшим тогда Введенским каналом) и, чтобы добавить имперского величия, добавил этих драконов. Однако, то ли эпоха была уже не та, то ли величие не то, но драконы и получились такими женоподобными.
Китайские сторожевые львы
Экзотический для Петербурга характер Дацана (буддийский храм в Старой Деревне) добавляет и ещё один причудливый образ, соответствующий уже традициям Древнего Китая. Вход в храм охраняют сторожевые львы, как это было положено в дворцовых комплексах и культовых сооружениях Поднебесной, где лев - мифический защитник Закона, охранитель сакральных сооружений, символизирующий принципы мужского начала - могущество, успех и силу. Обычно справа от входа располагается лев, слева - львица. При этом лев придерживает лапой шар, который в буддийской традиции означает сокровище - символ буддийского знания, несущий свет во тьму и способный исполнять желания. Как и здесь, часто лев изображается с эрегированным пенисом, что подчёркивает вышеупомянутые принципы. Львица обычно придерживает лапой львёнка. Вместе они составляют уравновешенную композицию.
Другим примером такой милой китайской пары являются сторожевые лев и львица Ши-цза, грациозно восседающие на пристани у спуска к Неве на Петровской набережной. Гранитные скульптуры были изготовлены в начале XX века в Китае специально для кумирни - небольшой молельни.
И ещё такое львиное семейство можно наблюдать в Саду дружбы - уменьшенной копии шанхайского сада Юй Юань («Сада Радости»). Скульптуры были подарены Шанхаем, городом-побратимом Петербурга, установлены в 2003 г. Львы охраняют пагоду, предназначенную для чайной церемонии и медитации.
Эрот
По величию эротической коллекции в изобразительном искусстве города (как шёпотом признают и иногородние искусствоведы) можно, наконец-то, не стесняясь, заявить: Петербург - мировая столица эротики. А значит, в соответствии с тысячелетними традициями - сам собою должен появиться и ещё один покровитель Петербурга. Как вы понимаете, это Эрот.
Этот бог любви - может быть, одна из любимых тем дискуссий древнегреческих философов. «Ничто не препятствует, чтобы Эрот был во всём и проникал через всё. Итак, если этот Бог столь велик, что он присутствует всюду и проникает во все глубины, мы, несомненно, устрашимся его, как могучего господина, власти которого мы не в силах избежать; и как наимудрейшего судии, от которого наши мысли не могут быть сокрыты. Так как он является творцом и хранителем всего, словно отцу, мы поклоняемся ему, почитаем как защитника и оплот. Так как он научил отдельным искусствам, мы следуем ему как наставнику. Благодаря этому творцу мы живем и существуем. Благодаря этому охранителю мы пребываем в вечности. Благодаря этому покровителю и судье мы управляемы. Благодаря этому наставнику мы обучаемся и образуемся к благой и блаженной жизни» (классик эстетики В. П. Шестаков).
В СОДЕРЖАНИЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ