Предисловие:
Был в городе один Инвестор. Был богат, а захотел
стать еще богаче. Стал ломать старый каменный
дом на большой улице, чтобы построить новый,
выше да проще, из цемента и целлулоида. "Что
мне закон, что город? Построю поплоше, продам
подороже, разницы никто не увидит".
Пришли к нему мужики: "Барин, не ломай нашего
города, он веками строился, другого не будет".
Отвечал им инвестор: "Что мне ваш город, освою
сумму, стану важным человеком, уеду на
Мальдивы, вы про меня и не вспомните".
© АРХНАДЗОР
Долго подбирала слова к вступлению, но не нашла ничего лучше небольшой повести от Архнадзора, деятельностью которого я восхищаюсь.
Близится еще одна утрата, еще одна любимая сердцу прусская усадьба - усадьба Грюнхофф - шаг за шагом исчезает с территории моей малой родины. На момент 16 июня 2013 года у этого прекрасного здания уже отсутствовала стена, ибо частная собственность превыше эстетической, художественной и исторической ценности. Хотя до сих пор не совсем уверена, можно ли уже напротив нее в моем списке (
http://kleine-furer.livejournal.com/16827.html) ставить гриф "Потерянная усадьба"? Или еще случится чудо, и ее спасут?
Так что же мы теряем?
Дворянское имение находится, вернее находилась, на территории Калининградской области в Зеленоградском района в поселке Рощино на улице Береговой.
Название "Грюнхофф” переводится с немецкого как “зеленый двор”.
Земли будущего поместья входили в собственность Ордена, а позднее Кабинета королевского двора и имели статус домена. Орденский двор Грюнхофа был знаменит конным заводом, документально упоминающимся с 1322 года. В счетах ведомства значатся два вида коней - большие боевые кони Ордена породы «Штрайтросс» и маленькие лошадки пруссов, которые хорошо использовались как рабочие животные - непритязательные и выносливые. Конезавод со временем перевели в Тракенен.
К началу заката Ордена, в 1422 году, ещё насчитывалось 57 больших племенных кобыл, 18 жеребят и 35 маленьких кобыл с 11 жеребятами. Несмотря на регресс Ордена Грюнхоф оставался значительным владением Кабинета и ещё в 1513 году имел Пфлегера.
В 1623 году усадьба упоминается как охотничий замок Великого курфюрста, построенный по указанию его величества бранденбургского курфюрстера и прусского герцога.
В 1697 г. тут был построен охотничий домик. Пётр Первый приезжал сюда поохотиться на лосей. (Не могу не сделать эту вставку: разрушение этой усадьбы - это плевок не только на прусское и немецкое наследие, но и на русское!)
В 1700 году на месте охотничьего домика потсдамский мастер Эльтестер построил для курфюрста каменную усадьбу в стиле барокко. Стены в ней были украшены рельефами грифонов и лебедей. Были там балюстрады со статуями и кадки с цветами. Усадьбу окружали три пруда и великолепный парк.
В 1814 г. король Фридрих Вильгельм III пожаловал усадьбу вместе со всеми пристройками фельдмаршалу графу Фридриху Вильгельму фон Бюлову фон Денневиц (1755-1816). К слову, останки графа Бюлова покоились здесь же в парке в скромном фамильном склепе, по форме своей являвшимся восьмиугольным мавзолеем.
Нельзя не рассказать о владельце имения. Фридрих Вильгельм фон Бюлов, граф фон Денневитц (нем. Friedrich Wilhelm Freiherr von Bülow, Graf von Dennewitz; 16 февраля 1755, Фалькенберг - 25 февраля 1816, Кёнигсберг) - барон, затем граф фон Денневитц (7 августа 1814), прусский генерал от инфантерии (4 апреля 1814).
Известный прусский генерал, прославившийся в годы войн с французами (1792-1795, 1806-1807 года). Через несколько лет именно его корпус вслед за русской армией гнал из Нидерландов и Бельгии армию Наполеона. Отличился генерал и в битве при Ватерлоо. Приставки “фон Денневиц” он был удостоен за блистательную победу в сражении 1810 года под Денневицем. В 1812-м Фридрих Вильгельм Бюлов стал губернатором Восточной и Западной Пруссии. За воен-ные заслуги наследный принц Нидерландов подарил ему саблю Наполеона, а на родине курфюрст презентовал герою усадьбу в Грюнхофе. Именем Бюлова даже назвали улицу в Кёнигсберге (теперь это улица 1812 года), его сделали почетным гражданином города, а площадь, что возле гимназии № 1, переименовали в «Бюловплац».
Современный вид здание приобрело в 1851-1854 годах, и представляло собой сочетание неоготического и позднеклассического стилей. Дворец расширяется по южной стороне пристройкой с лестницей в башне и верхним этажом, исполненным по проекту архитектора Мора (Mohr) из Кенигсберга в стиле неоренессанс. Территория поместья составляла 8700 моргенов (2175 га) земли, из которых 2900 моргенов (725 га) занимали леса, 700 моргенов (175 га) луга.
Примечательной особенностью дворца была коллекция рогов, которая собиралась в течении 10 лет в парадной зале и состояла как из находок, сбрасываемых оленями, так и из охотничьих трофеев. Также до 1945 года в имении хранились предметы, напоминавшие о герое: фарфоровые чашки со сценами сражения, пара серебряных шпор и подушка с прикрепленной буквой “N” из кареты Наполеона.
В Германии до сих пор живут потомки фон Бюлова, которые когда-то приезжали в усадьбу.
Усадьба в советский период использовалась как административное здание, профилакторий, медпункт и клуб, в 1980 году в здании был магазин, а верхние этажи были жилыми. С 1995 года усадьба использовалась как перевалочный пункт для переселенцев, и с 1999 года пустует.
Где-то в 2009-2010 годах усадьба была выкуплена, и на ее стенах появились внушительного размера надписи: "частная собственность", но усадьба находилась в полном запустении до недавних событий. В 2013 году усадьбу начали разбирать, а возможно уже разобрали, при том, что она Постановлением Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132 была ОФИЦИАЛЬНО ПРИЗНАНА ОБЪЕКТОМ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ.
А ведь усадьба была в относительно неплохом состоянии: крыша и стены целы с сохранившимися местами лепниной и отделкой, пол и потолки вроде бы тоже не провалились. В свое время дом кто-то даже консервировал.
Больное и грустно от того, что в городе иногда гневно охраняют какие-то 1,5 стены от дома, а тут целую усадьбу не смогли уберечь, в особенности признанную памятником.
После таких событий со слезами на глазах хочется проклясть Калининград и никогда туда больше не возвращаться, чтобы всего этого не видеть (особенно в виду ужасающих предлагаемых проектов по его реконструкции к Чемпионату мира в 2018 году), с другой стороны хочется прямо сейчас бросить все: Москву, любимую работу, друзей, и вернуться домой. Да, и мой внешний вид сегодня весьма символичен - сама того не понимая, на работу пришла вся в черном.
Большая часть информации и фото были позаимствованы с
http://forum.kenig.org/.