UPD.
Сказать что-нибудь умное (аудио)
http://www.nadprof.ru/files/skazat_umnoe.rar Для Руслана (Стекольщика) в продолжение нашей беседы публикую ниже (сократив кое-какие детали) фрагмент текста, написанного мною в 2007 г.
Привет! Кл. 12.08.2009.
«Патерналистская» и «диалоговая» модели общества
Как сталинский, так и петровский подход к управлению жизнью общества можно назвать «патерналистской моделью»: забочусь как отец о сыне, могу наказать, отнять, наградить, говорю что делать.
В современной цивилизации, в т.ч. благодаря Америке и демократическим лозунгам, идет все больший отход от патерналистской модели. В России сейчас это проявляется так: люди не особо надеются на государство, а часть людей, более подвижная в силу образования, молодости, вообще никак не надеется на государство - все, что им нужно от государства, это «чтобы оно не мешало».
В течение многих десятилетий по всему миру развивалась идеология, противоположная патернализму - выражающая нежелание людей жить в патерналистском обществе, государстве. Все большее развитие получала модель, в которой человек сам отвечает за все аспекты своей жизни, находясь с государством не в отношениях «подчинения», а в отношениях «диалога».
Непатерналистское сознание уже дошло до той степени развития, когда люди готовы объединяться и объединяются в сообщества, жизнь в которых практически полностью не зависит от проявлений государства. Само российское государство уходит от патерналистской модели. Оно экономически не может удержать такую модель - ни по количеству людей, ни по уровню жизни.
Примеры ухода государства с «патерналистской арены»: реформа пенсионного обеспечения, реформа здравоохранения, реформа образования, ЖКХ, военная реформа, уход государства из экономической сферы (в качестве субъекта экономики), из идеологической сферы (отмена цензуры, отсутствие государственной идеологии).
Люди с патерналистским мышлением на современной стадии развития цивилизации проигрывают в глобальной конкурентной борьбе. Они не могут производить продукты нужного качества, конкурировать на внешних рынках с людьми, которые уже много годы находятся в непатерналистской зоне - приучены опираться на себя, обучены складываться между собой в новые системы.
Нынешняя стадия развития экономики и общества, на которой находятся наиболее развитые страны мира, известна под названиями «экономика знаний», «инновационная экономика», «информационное общество», «постиндустриальное общество».
За этой стадией, в будущем, находится еще одна стадия развития общества, экономики. Название этой общественной стадии содержит все те описания, которыми характеризуется нынешняя стадия, но с одним добавлением - «этическое, этика».
Эта новая «цивилизационная модель», опирающаяся на духовные, мировоззренческие ценности и проявляющаяся во всех сферах устройства жизни общества - экономике, культуре, образовании, социальной сфере - воспроизводится сейчас по всему миру в различных экспериментальных социальных проектах.
Эти проекты представляют собой воплощение идеи максимального отхода от патерналистской модели, понимаемой как «надежда на государство». В то же время, эти проекты берут на себя заботу об организации всех сторон жизни участников сообщества, т.е. проявляют «предельный патернализм» в отношении своих «жителей», включая такие функции, как:
• обеспечение жильем, создание условий для проживания
• обеспечение условиями для работы и ведения бизнеса
• создание условий для образования и личностного развития
• организация общения, отдыха и развлечений
• поддержание целостности «идеологического пространства»
• социальная защита.
Какую же модель воплощают эти проекты - «патерналистскую» или «анти-патерналистскую»?
Философия «нового патернализма»
Наличие в основе этих проектов двух противоположных моделей - предельно «патерналистской» и предельно «анти-патерналистской» - показывает высокую сложность создаваемой системы.
Философски это выглядит так:
Любая система в своем развитии проходит цикл из 3-х стадий: «тезис - антитезис - синтез». Или, другими словами: «посылка - отрицание - отрицание отрицания».
Или: на стадии, когда до предела доведены как само явление, так и его противоположность (отрицание явления), в этом предельном случае вся система переходит в новое, более высокого уровня, измерение, в котором «снимаются» существовавшие прежде противоречия, т.е. прежние свойства уничтожаются, но, одновременно, сохраняются (в новой форме).
На примере идеи «патернализма» этот цикл выглядит так:
• «патернализм»: люди участвуют в экономической, культурной и духовной реальности, созданной для них сюзереном («отцом», «патером»)
• «анти-патернализм»: люди самостоятельно и индивидуально образуют свою экономическую, культурную и духовную реальность
• «новый патернализм»: люди самостоятельно и коллективно образуют свою экономическую, культурную и духовную реальность (сообщество).
Можно сказать, что забота проекта о своих жителях - это новый, более тонкий, уровень патернализма («новый патернализм»). Однако, «новый патернализм» коренным образом отличается от обычной модели «патернализма».
Это отличие заключается в следующем:
• «патернализм»: члены сообщества воспринимаются «источником заботы» как винтики, абстрактные единицы
• «новый патернализм»: члены сообщества воспринимаются «источником заботы» как живые люди, друзья.
Соответственно, если мы говорим о том, что кто-то должен «заботиться», то:
• во-первых, это должны делать не только руководители (лидеры) проекта, но и все члены сообщества
• во-вторых, лидеры проекта должны создать самовоспроизводящуюся систему управления, имеющую прозрачный механизм входа и выхода, чтобы новые люди могли приходить в эту систему и, научившись управлять и выполнив свой долг, уходили из нее.
Идея «коммунизма»
Можно ли создать такую систему управления, чтобы люди не смотрели на нее примитивно, т.е. как на «источник получения дополнительных благ»?
Здесь мы приходим к идее «коммунизма», но не в том плоском смысле, как сейчас обсуждают журналисты, и не того «коммунизма», который существовал на территории России в течение 70 лет (это был всего лишь «государственный капитализм»).
Никто не помнит сейчас о высказанном классиками тезисе, что производительность труда (результативность деятельности) при коммунизме должна быть в 10 раз выше, чем при капитализме, а иначе не бывать коммунизму.
Коммунизм и, в этом смысле, «новый патернализм» - это сообщество людей настолько эффективных, мобильных, развитых, результативных, что они не видят мир с позиции «надо заботиться о своем материальном благополучии». Ими движут другие идеи. Однако они достигают высокого уровня социальной и материальной успешности.
Чтобы иметь возможность позволить себе вести такой образ жизни, человек должен много знать, понимать, уметь, обладать выдающимися этическими качествами. Недаром мы говорим - «другая цивилизационная модель».
Люди в таком сообществе должны воспринимать друг друга как «живых людей», все сообщество должно быть провязано личностными связями. Делая что-либо для сообщества, каждый его участник должен это делать не для «винтиков», а для «живых людей», которых он любит и уважает. При этом его основной мотивацией будет желание «подставить плечо, чтобы нести общий груз» (в частности, например, что он «является более опытным и, делая это, может научить других членов сообщества»). Экономически это выглядит как принцип «человек не должен жить за счет эксплуатации других людей».