Пролог первый

Apr 17, 2016 18:41



Отправляясь на охоту, надо хорошо ориентироваться на местности.

Отличный охотник обладает (помимо целкости и кучности) умением
оказаться в нужное время в нужном месте.

(Собственно, целкость и кучность - есть проявление той же способности "чуять место". И попадать в него. С абсолютной точностью.)


Мегрэ - гений места.

Он знает Париж как охотник свои угодья.

*

В экранизацях романа "Мегрэ расставляет сети" Париж - не только место действия.
От того, каким получится (или не получится) на экране Париж, зависит: удастся (или не удастся) передать дух романа.

"Париж Сименона" - такое же художественное явление, как "Петербург Достоевского". При всей универсальности, их герои - не просто общечеловеки, а обитатели тех уникальных городов, чья атмосфера их пропитала, чьи воды их вспоили и чья почва взрастила. Вынь их оттуда - и что-то утратишь: не главное, может быть, но очень, очень важное.

*

Классическая итало-французская экранизация 1958 года открывается схемой парижских кварталов.



В неё вонзается нож.

И исчезает.
Узкую тень ножа поглощает тень трубки Мегрэ, падающая на великий город, укрывающая его от посягательств.



Долгие титры идут на фоне карты Парижа под сенью исполинской трубки.



Карта приближается, укрупняется, приподнимается



и под ней обнаруживается живой чёрно-белый город:



тёплая ночь, пленительный шансон, старинные каменные своды, узкие улочки, запоздалые велосипедисты, парень везёт на мотоцикле девушку с голыми коленками - послевоенный Париж во всей красе.



*

Не цветной, не-красочный Париж беден, а то и нищ, но за ободранными стенами - согретый дыханием, выпестованный, налаженный быт: тихо, сытно, покойно и мирно.

И в полицейском участке



и во дворе



и в лавке



и в уличном кафе



людям хорошо.

Уютно.

Как у себя дома.

И хотя в прологе не случайно мелькает надпись
"Мясо" (по-французски это значит ещё и "бойня")



и

крупным планом - ножи



- попервоначалу, под милую песенку пухлого мясника, одетого запросто (в трусах и фартуке, но без штанов) -
они тоже выглядят по-домашнему: привычными, нужными и полезными.

Комиссар Мегрэ в бесподобном исполнении Жана Габена - дородный, крепкий, вальяжный и великодушный - плоть от плоти любимого города, его верный страж. Оплот правосудия, этический эталон, олицетворение здравого смысла, силы и человечности.



Мегрэ

Previous post Next post
Up