Мускулы презрения

Dec 05, 2013 12:07

Фрагмент "Рейхенбахского падения".

image Click to view



[КРУПНО]

image Click to view





Вихрь эмоций, бравурная гамма, стремительно и виртуозно сыгранная на мимических струнах, но если разложить на ноты - то будет вот что.




Мелькает сомнение, удивление,
радость...
и... усмешка.

Холодная усмешка отличается от тёплой улыбки - анатомически: рот не растягивается симметрично в стороны-вверх
(мышцами смеха - musculi risorii
[схема]


и скуловыми мышцами - musculi zygomatici)
[схема]



а тянется кверху лишь с одной стороны (мышцей, поднимающей угол рта - musculus levator anguli oris)
[схема]


Ухмылка - ещё жёстче, эта гримаса на пол-пути от усмешки - к оскалу.

Оскал обеспечивает мышца, задирающая всю верхнюю губу целиком - musculus levator labii superioris - (см. " Загрыз бы").

[схема]Выделены три мускульных пучка, обнажающих зубы:


- от улыбки до оскала, чем ближе к носу, тем враждебней.


А у Шерлока ещё и расширяются ноздри (и это яркий маркер отвращения и гнева), причём - внимание! - молниеносно и асимметрично.




На долю секунды (как и бывает в жизни, когда чувства остры) - так, что глаз засечь не успевает, а нутро ёкает -
резко сжимается мускул презрения.

По-английски его называют: "the sneering muscle", латинское название - musculus levator labii superioris alaeque nasi.
[схема]Отмечен зелёным:



Дефиниция глагола sneer с привязкой к мимике:
A contemptuous, disgusted, and/or mocking facial expression, remark, or tone. Often depicted with a distorted raising of one's nostril and lip and a slight scowl or frown (or even smile).

Мускул раскрывает ноздри, вздёргивая их вверх. Та часть щеки, что прилегает к носу, словно подскакивает: мускул залегает под кожей узким пучком - вот сокращение этой узкой вертикальной полоски и видно в тот момент на лице.

Цель такого движения - расширить носовые ходы, усилить доступ запахов к ольфакторным рецепторам, обострить обоняние, форсировать нюх. Получить информацию (запах) - и передать её (сообщить невербально, выразить отношение).

Когда сокращаются оба мускула - и правый, и левый - это маркер отвращения.


Зверь дёргает носом, обнюхивая падаль; человек символически морщит нос, как от тухлятины, когда слышит мерзкую сплетню.

Сморщивает нос "мышца гордецов" - m. proceus, вздёргивает крылья носа m. levator labii superioris alaeque nasi, тот самый "sneering muscle".

(Когда же мы переживаем нечто упоительное, то откидываем голову и втягиваем воздух медленно, словно смакуя, и можем даже изящно потрепетать ноздрями - попеременно напрягаются другие мышцы: m. compressor naris minor и m. dilatator naris anterior).

[схема]


В пластической анатомии для художников "мышцей презрения" иногда называют треугольную мышцу рта, m.triangularis:
[схема]


но о ней как-нибудь в другой раз, а пока - о движениях души, осуществлённых в движениях плоти.

Чтоб распознать мимический паттерн презрения, надо сперва уточнить, что это за эмоция такая и зачем она нужна.

В чём психологическая разница между отвращением и презрением?
В презрении есть моральная оценка: оно относится к личности или поступку, но не к запаху, вкусу или прикосновению. "Наступив на собачьи экскременты, вы можете испытать отвращение, но не презрение; идея употребления в пищу сырых телячьих мозгов также может вызвать отвращение, но никак не презрение. Однако вы можете с презрением относиться к людям, поедающим мозги" - объясняет П. Экман.

Изначально эволюционная функция отвращения состояла в том, чтоб избежать вреда физиологического;
презрение - сохраняет человека от морального вреда, отвращает от тех, кто наносит ущерб его идентичности.

Какова же его биологическая подоплёка и социальная целесообразность?

Ответ Пола Экмана: "Я не уверен в том, что презрение является негативной эмоцией; я знаю, что ощущение презрения к другим доставляет большинству людей удовольствие."
Экман считает, что основная функция презрения - подача сигнала о сознании превосходства.

"Оно сообщает о силе и/или статусе."



Если - как на гифке - "the sneering muscle" сокращается резко односторонне (в данном случае - справа) - это маркер презрения.
Презрения активного, энергичного, победительного - с осознанием собственного превосходства. Угол рта взмывает вверх. Градации: от издевательской улыбки - до угрожающей ухмылки (чем ближе сокращение к носу и дальше от угла рта - тем злее).

Надо сказать, что комплексная эмоция, в которой сливаются радость и презрение (или радость+отвращение) - отнюдь не парадоксальна, а вполне обычна: вот, например, типичная самодовольная, презрительная усмешка:


Вот лёгкая степень презрения: прохладное, сдержанное, пополам с равнодушием -



А это - раскалённое, обжигающее, в смеси с азартом, яростью и отвращением:






"Презрение часто сопровождается гневом - обычно умеренным гневом в виде недовольства, хотя оно может возникать и вовсе без гнева. Гнев может чередоваться с отвращением, если человек разгневан тем, что он вынужден испытывать отвращение." - продолжает Экман.





(На первых двух фото - разные степени презрения, на 3-м фото вздёрнутые ноздри и сдвинутые брови: отвращение+гнев, на 4-м видно дополнительное движение - поднятие верхних век. Это свирепый взгляд: признак гнева, возможно, контролируемого.)

Гнев - то, что называют праведным гневом - закономерная реакция на ложь, разгильдяйство, вероломство: на то, что естественным образом вызывает презрение.

Какова его биологическая функция? Гнев мобилизует биохимические ресурсы, высвобождает энергию, необходимую для отпора. Гнев - это тумблер, врубающий вброс топлива,
переход (скачок!) от пассивного наблюдения за безобразием - к активному сопротивлению.



Например, признак гнева - раздувающиеся ноздри: носовая мышца, m. nasalis качает воздух как насос, насыщает кровь кислородом, готовит тело к борьбе
[схема]

(удержусь от подробного описания мимики гнева, чтоб не перегружать).

Гнев может быть разрушительным - если овладеет вами; и созидательным, если вы овладели им и направили в нужное русло.




И презрение, и гнев отчётливо отражены на лице Шерлока.

Страха же нет и тени.
Что особенно впечатляет на контрасте с карикатурной мимикой Брука, который паясничает, глумливо и жеманно изображая испуганного зайчика.





(Если б перед Камбербэтчем поставили задачу сыграть тут страх - он бы сыграл, не сомневаюсь. Так нет же.)

Теперь что касается радости.
Опять-таки: сосредоточимся именно на данной сцене, не уклоняясь в историю сюжета - взаимоотношения этих двоих претерпели определённую динамику. Что показывают здесь и сейчас?



Восхищение - это удивление+радость.
Обе эмоции, и удивление, и радость, мелькают на лице Шерлока - но так быстро, что их трудно разграничить: сперва удивление (что такое?), а потом радость (а, понял!)?
А может быть, сразу смесь удивления и радости: восхищение (во даёт!) - или азарт (the game is on!)?



На протяжении всего эпизода Шерлок бешено дедуктирует:









Что именно доставило радость - или вызвало восхищение? Выпад противника? Дедуктивный инсайт?
Или и то, и другое: вместе - или последовательно?

Тут уже область интерпретаций. Мимика выражает чувства. Они наглядны.
Но не мысли - их можно только домыслить.

В любом случае - мощный эпизод: этапный
на пути от импульсивной мальчишеской радости


к бескомпромиссной решимости уничтожить врага:


[приложение]

image Click to view



image Click to view

радость, презрение, мимика, злость, Шерлок, асимметрия, улыбка, мускулы

Previous post Next post
Up