Незаметно наступила весна.
Первого марта я пришла на занятие в 3 а , а у них в классе все подоконники уставлены... кошками.
Оказывается они отмечали Международный день кошек.
Знакомая попросила совет, как лучше спланировать предстоящую поездку в Калиниградскую область.
Оказалось, что жилье ей предлагают снять недалеко от водонапорной башни Зеленоградска.
И вспомнила я про
музей кошек , который находится в бывшей водонапорной башне Кранца,
Ну что писать про музей кошек?
Его нужно увидеть воочию.
Так же как и Зеленоградск со смотровой площадки башни.
Лучше я про действующие водонапорные башни расскажу.
Которые я знаю с детства.
И которые до сих пор являются стратегическими объектами.
Прямоугольная водонапорная башня на вокзале
Лабиау была построена в 1889 году,
вскоре после строительства Восточной железной дороги.
Wasserturm на схеме
Надо сказать, что для немцев железнодорожный транспорт был важен и остается важным сейчас.
Например во Франкфурте-на-Майне нет метро, но есть городская железная дорога
и система туннелей под центральной частью города.
Я практически уверена, что если бы Гитлер не развязал войну,
то в Кенигсберге была такая же городская железная дорога, как во Франкфурте,
так как подземный Кенигсберг имеет давнюю историю и в городе еще перед Первой мировой войной
существовало несколько вокзалов обычной железки и станций узкоколейной железной дороги.
Сейчас между Калининградом и Советском через Полесск ходит единственный дизель-поезд.
На сайте фотоархива Восточной Пруссии я нашла расписание,
из которого становится понятным, что у немцев было по меньшей мере 7 поездов по этому же маршруту.
Еще из Лабиау через Тапиау во Фридланд проходила узкоколейка,
построенная немцами в 1909 и разобранная русскими в 1945 году.
Узкоколейка имела остановки почти у каждой деревни, на перекрестках сельских дорог, на главных просеках лестничеств.
Расстояния между остановками не превышали километра.
Поэтому во время нашего январского путешествия в Германию меня не удивили две остановки в черте города Гиссена на маршруте пригородной электрички в Марбург.
Это типичная для немцев ситуация.
Но вернемся к железнодорожной водонапорной башне.
В годы моего детства в 70-е годы она выглядела, как новенькая, потому что ухаживали за ней железнодорожники хорошо.
Вообще железнодорожники были весьма почитаемы в советские годы.
У нас для них даже был специальный продуктовый магазин рядом с вокзалом,
где иногда кое-что перепадало и остальным живущим рядом жителям.
Вот на этой немецкой фотографии 1939 года слева видна башня
и правее башни домик, в котором и открылся после войны знаменитый железнодорожный магазин.
Сейчас железнодорожный магазин сильно перестроили, и он утратил свою краснокирпичную прелесть и черепичную крышу
Большой и красивый вокзал, к сожалению, сильно пострадал при штурме Лабиау,
долго стоял в руинах и был разобран только в 60-е годы.
Поскольку сейчас ходит один дизель Советск - Калининград через Полесск утром и обратный вечером (почему-то кроме субботы), который еще совсем недавно выглядел так
а сейчас к счастью стал выглядеть так
Московские и рижские поезда через Полесск давно отменили, и маленький русский вокзал сейчас стоит на замке.
Былая слава железнодорожной станции Лабиау-Полесск угасла
Но водонапорная башня стоит как стратегический объект.
Городская водонапорная башня была построена недалеко от центра города и канала Деймы
в 1908 году рядом с газовым заводом и скотобойней.
На этом фото на башне еще строительные леса, перед ней скотобойня
а на другом фото башня уже без лесов, справа газовый завод
В один из наших приездов года 3-4 назад я сделала несколько фото башни,
которая по-прежнему работает по назначению
наверху симпатичный флюгер
но крыша в ужасном состоянии
Были использованы фото
из
визуального Архива Восточной Пруссии с
сайта Калининградской областной научной библиотеки
с форума
Подземелья Кенигсберга из
ЖЖ Андрея Румянцева