Про математическое самообразование учеников 9-11 классов

Oct 28, 2021 13:30


Я давно хотела написать про самообразование.
Современные дети достаточно ленивы и инертны. Родители нанимают им репетиторов, но дети сидят на занятиях со скучающим выражением лица, не выполняют домашние задания и упорно утверждают, что у них всё хорошо в школе, получая тройки-четвёрки.
Сложно убедить их, что в школе они получают самый минимум, а репетитор не может переложить знания из своей головы в голову ученика.
Родители переживают, меняют репетиторов,как перчатки, но ничего не меняется. Подростков не приучили преодолевать трудности, осваивать материал самостоятельно.

Я подписана на группу Партизанская математика ВКонтакте.
Копирую пост, посвящённый самообразованию
ДОГОНЯЮЩАЯ МАТЕМАТИКА. РАМКИ

Большинство наших статей за последние два года были посвящено математике для абитуриентов. Чтобы как-то выделить такую математику из обычной школьной программы, мы использовали термин «вузоматика». Так для удобства мы называли математику для подготовки в вуз. Вузоматика имеет серьезный навыковый компонент и поэтому требует крепкого усвоения обычной школьной программы.

Сейчас же мы будем больше выкладывать статей для тех, кто имеет значительные проблемы со школьной программой. Это довольно необычная подготовка, которая имеет чёткую область применения. Для определенности мы будем называть её «догоняющая математика».

И прежде, чем публиковать статьи на эту тему, сразу скажем о некоторых рамках и ограничениях.

1. Мы будем описывать как некие общие принципы, так и вполне конкретные приёмы и инструменты. Всё рассказанное - результат моего опыта, а также наблюдений и исследований некоторых моих коллег. Однако, надо помнить, что многое будет зависеть от каждой конкретной ситуации. Здесь нет волшебных таблеток и серебряных пуль.

2. Эти принципы и схема работы разрабатывались в первую очередь для индивидуальной (и по возможности самостоятельной) работы. Для группы из нескольких человек и для целого класса есть свои особенности, которые нужно обсуждать отдельно вне наших статей. Хотя допускаю, что какие-то идеи пригодятся и педагогам, работающим с группой учеников.

3. Часто встречается такой вопрос от школьных коллег: «Как помочь совсем отстающему ученику?». Ещё раз подчеркну - универсальных рецептов нет. Преподавание - это всегда поиск. Но надеюсь, что какие-то наши материалы помогут выйти из этого сложного положения.

4. Многое будет идти вразрез с некоторыми современными педагогическими технологиями. Поэтому буду стараться объяснять, почему какой-то подход скорее может сработать, а другой нет. При необходимости будем иногда рассматривать довольно специфические методические вопросы.

5. Принципы догоняющей математики в большинстве своём работают, когда есть предметный запрос от ученика. То есть ученик обращается сам (или через родителей), доверяет перечисленным методам и действительно готов к работе. Даже если родители готовы платить огромные деньги, без позиции ученика никакие приёмы не сработают. Это не значит, что нужно ждать какой-то ураганной мотивации для начала работы или пытаться как-то её изначально разжечь. Обычно излишняя мотивация даже вредна.

6. Нет никаких гарантий высокого результата. Чудес не бывает. Если в 10 классе плохо знать таблицу умножения, то на мехмат вряд ли получится поступить (хотя мне знакомы и такие случаи). Даже сверхусилия не означают обязательного успеха. Нужно это понимать и быть к этому готовым. Однако, в любом случае при стабильной работе можно продвинуться довольно далеко в изучении математики.

7. Основными адресатами будущих статей являются старшеклассники, которые учатся в средней школе. Поэтому нужно учитывать, что для учеников до 7 класса некоторые приёмы могут быть вредны. Тем более в чистом виде их нельзя использовать для начальной школы. У третьеклассника и восьмиклассника разный жизненный опыт и мировозрение. То, что подойдёт подростку, скорее всего не годится для мальков. И наоборот.

8. Принципы догоняющей математики не заменяют школьной программы. То есть если 14-летний парень ни разу не ходил в школу и не сталкивался до этого с математикой, то его следует учить иначе. Тоже самое касается родителей, перешедших на семейное обучение, таким образом полностью заменив общеобразовательную школу. Наверняка, какие-то идеи можно будет взять на вооружение, но всё же у нас будет фокус немного на другом.

9. В то же время, это не коррекционная педагогика. Работа с учениками с ментальными проблемами должна строится также иначе. Бывают ситуации, когда 18-летние ученики не могут освоить счёт в пределах 100 из-за проблем со здоровьем. Может сказываться нехватка времени вкупе с отсутствием некоторых важных когнитивных функций. С такими случаями должны работать специалисты иного профиля.

10. Подписчиками нашей группы в основном являются уже довольно продвинутые ученики, которые привыкли к текстовому формату. Ученики, имеющие проблемы с математикой, часто имеют проблемы и с чтением. Несмотря на это, все заметки будут как обычно выходить в текстовом формате. Надо быть честными и признать, что тик-ток и ютуб используются в основном для развлечения, а не для системной работы. Там есть некоторые отдельные хорошие видео на схожую тему (мы обсудим их отдельно). Однако, вам нужно будет учиться читать и понимать написанное. Просмотр видео не выработает за вас необходимые навыки. Вы получите лишь иллюзию знания и понимания, которая легко разрушается любой практикой. Поэтому много работы придётся делать самим.

11. В советах не будет компетенций, развивающего обучения, формирования мотивации через деятельный подход, постоянной рефлексии к обучению, ФГОСов и прочей ахинеи, которая в последнее время налипла на образование. Нас будет интересовать только предметная работа.

12. Несмотря на то, что мы будем обсуждать математику почти с нуля, многие идеи будут полезны и сильным ученикам. Всем иногда полезно видеть основы. Также мне известен один случай, когда старшеклассник вытащил до среднего уровня нескольких учеников из своего класса. Кто знает, может быть в ком-то из вас тоже дремлет педагогический талант…

13. Мы уже давно обещали рассказать про психологию самостоятельного обучения. Правда, в основном это касалось крепкого среднего ученика. Теперь же мы попробуем рассказать про неё на более обширном материале. В догоняющей математике психология играет огромную роль.

14. Ещё раз подчеркну, что наши материалы больше будут подходить для сравнительно зрелых школьников. У взрослых учеников больше осознанности и есть определённый жизненный опыт. В старших классах мозг больше готов к восприятию абстракций и планомерной работе. Чаще всего какие-то вещи ученик уже изучал и мог просто забыть. Практически у всех сохраняется ощущение, что они это всё проходили. Это другая ситуация, нежели работа с нуля. Самый простой пример: первоклассник постепенно привыкает к коммутативности умножения, а взрослые знают про это, поэтому нет смысла требовать определённого порядка множителей при решении задач.

Подписывайте своих старшеклассников на группу и будет им и вам счастье.
https://vk.com/partizanxyz

В группе выложен задачник по алгебре и базовая диагностика, которая поможет протестировать ребенка-старшеклассника
А также советую путеводитель по продвинутой геометрии с указанием учебных пособий

PS Дмитрий Эммануилович на эту тему

Как помочь ученику самостоятельно планировать и оценивать процесс обучения? |

image Click to view



Статья на Правмире
Как научить детей учиться самостоятельно

11 класс, репетиторы, полезное, Шноль, мотивация, кружок для родителей, ЕГЭ, математика для всех, самообразование, 10 класс, ОГЭ, наболевшее, кружок для взрослых, 9 класс

Previous post Next post
Up