В январе 2018 года после зимних каникул в нашу школу пришла журналистка Zelenograd.ru Марина Федякова. И мы поговорили о том, что
- мне везет в жизни на хороших людей, - математика учит взгляду на мир, - жизнь - сама по себе математика, - физики отдельно, а лирики отдельно - это неправда, - когда изменяемся мы, то изменяется мир, - я не жду благодарности, просто радуюсь.
По ряду причин интервью так и не вышло. Но текст хранится у меня на почте.
И после того, как очередной читатель моего ЖЖ с треском захлопнул дверь расфрендил меня, явно принимая вначале за кого-то другого, я решила опубликовать это интервью здесь. Чтобы было понятно, кто есть кто.
Лариса Ивановна рассказала Zelenograd.ru о связи математики с искусством и жизнью, зачем нужны олимпиады, как попасть к ней на занятия, и почему важно планирование.
Когда мне родители детей, с которыми я работаю, говорят: «Вы такая энергичная!», я думаю, что, во-первых, иначе нельзя, а во-вторых, когда перед тобой опыт таких людей как Ольга Оводова, Женя Кац, Игорь Писаренко, то невозможно не брать с них пример. Мне везет в жизни на хороших людей, и именно от них я подзаряжаюсь.
Например, у нас в лицее работает Валерий Викторович Клементьев. Это человек, который кроме своей работы, ведет «Что? Где? Когда?», интеллектуальные марафоны, возит детей каждый год в палаточный лагерь по пушкинским местам. Это сейчас модно - эстафета доброты, передачи детям чего-то такого важного и нужного.
Я очень счастливый человек. У меня семья, работа, увлечения, путешествие, поездки - все связано. Вот сегодня в перерыве между делами я заезжала в магазин, чтобы купить своей маме большой настенный календарь с ромашками. И думаю: «Какой я счастливый человек: у меня есть мама, которой 81 год, я должна о ней заботиться, все время про нее думаю. И еще у меня есть внучка, которой 3 года, и за которой тоже будущее, которая помогает мне оставаться такой молодой, думать о детях, о перспективах занятия математикой».
Я веду ЖЖ, потому что поняла, что это кому-то нужно. Кто-то читает то, что связано с математическими кружками, кто-то - то, что связано с поездками, кто-то - про детей или кино. У меня - широкий круг интересов, про меня нельзя сказать, что вот здесь кончается одно и начинается другое.
Все начинается с детства
Я иногда провожу беседы с родителями, которые можно назвать «Раннее математическое развитие», а можно - «Как жить, наслаждаясь математикой в жизни». У меня есть такой пункт, который называется «возвращение к истокам». И вот сейчас, когда я мне исполнилось 52 года, я все время вспоминаю свое детство, и чем дальше, тем чаще. Все начинается с детства. Мое прошло в Калининградской области.
Мой папа рано погиб, но оставил в наследство удивительные книги, в том числе Перельмана, которые покупал мне «на вырост», пока учился в Ленинграде. Одна из книг называлась «Игры с карандашом», и там было много математических головоломок, часть из них была связана с русским языком. И сейчас моя работа идет все время на стыке математики и языка. Недавно мне выпало счастье заниматься еще и лингвистическими олимпиадами. Я наполовину украинка, и моя фамилия - это фамилия папы. Я вышла замуж, и оставила ее, хотя я очень люблю своего мужа. У меня дети с фамилией мужа, а я со своей с детства иду по жизни.
Моя мама не была педагогом по образованию, вынуждена была оставить педагогическое училище и стала бухгалтером. Но именно мама привила любовь к родному языку, чтению, истории, родному городу,а еще она была очень музыкальна и любила петь. Это тоже сыграло свою роль. Музыка очень важна. Во время занятий в летней математической школе, я сижу с детьми в кружке, и мы играем и поем, к примеру, «солнце встает на речкой Хуанхэ». И родители смотрят, не понимая, как это связано? А это очень важно в математике - чувство ритма, чувство слога, внутреннее ощущение гармонии.
Как попасть к нам на кружки
Сейчас у зеленоградских родителей замечательный выбор. Можно ходить на кружки к Ольге Оводовой. Можно ходить на кружки к Игорю Борисовичу Писаренко. Можно ходить на кружки ко мне. Я веду математические кружки для ребят, начиная от дошкольников и до шестиклассников. Еще немножко занимаюсь с детьми лингвистикой в рамках подготовки к Турниру Ломоносова. К нам могут попасть не только учащиеся в нашем лицее. Мы можем и должны брать всех детей, но у нас существует система записи. К сожалению, родители очень долго раскачиваются - запись открывается в июне, к сентябрю закрывается, кружки заполнены. Родители оправдываются тем, что не знают, в какие точно дни будут проходить занятия, потому что сейчас у детей очень плотный график: музыкальная, художественная школа и т.д. Но я тоже не могу еще в июне знать свое точное расписание, потому что в этом году я большей частью работаю в одном корпусе, а в прошлом году, например, занималась в трех корпусах, и мне нужно все состыковать.
У меня есть группы и по 30 человек, это тяжело. Вообще, лучше всего, когда в группе -10-12, максимум 15 человек. К сожалению, есть проблема, что дети перестают ходить, но их родители не говорят, что те уходят совсем, то есть место занято, а мы могли бы взять кого-то еще.
Сейчас у меня, кстати, есть ноу-хау - кружок для родителей. Есть родители, которые хотят сами с детьми заниматься, но не знают, как. Или, например, они хотят, чтобы дети ходили ко мне на кружок, но у них этот день занят, или дети много пропускают. Я рассказываю, что мы делали, например, на основе какой-то поделки что-то крутили, вязали, а на самом деле, осваивали определенную геометрию.
5-6-7 класс - самый благодатный возраст
У родителей часто возникает некоторое непонимание. Они говорят: «У вас в школе все направлено только на рейтинг, и вы детей заставляете ходить на олимпиады». Это не так. Я очень по-разному занимаюсь с детьми. С теми, кто только начал - мы больше даем настольные игры, это развивающая математика. С теми, кто сильней, мы начинаем углубленно готовиться. Олимпиадные задачи - очень забавные. Там действуют сказочные герои, зайцы, белки. Сейчас я сделала рассылку, что у нас 28 января будет олимпиада для пятиклассников. И ребенок придет, а там какая-нибудь смешная задача будет про Ивана Царевича и Серого Волка или про Репку. Он скажет: «О, интересная же это наука - олимпиадная математика». Наша задача - разбудить в детях интерес и любознательность. Или знаменитая задача, когда нужно взять лист бумаги и сделать в нем разрез, чтобы человек потом мог через него пролезть, то есть получается такая длинная конструкция, а ребенка посещает чувство счастья, открытия. Родителям я рассказываю пример из своей жизни. У меня старшая дочь работает в «Лаборатории Касперского». Когда ее брали на работу, на собеседовании она решала олимпиадные задачи. И никто не думал о том, что сыграет свою роль то, что когда она училась в 5 классе, мой муж каждую субботу в любую погоду возил ее на метро «Университет» к Елене Юрьевне Ивановой, которая брала детей, справившихся со вступительными олимпиадами. Потом Даша перестала ездить, но вот этот задел, который был в 5-6 классе, позволил ей справиться с испытанием.
5-6-7 класс - самый благодатный возраст. Потом бывает, к сожалению, поздно. Это одна сторона медали. Другая сторона - то, что сейчас во всех проверочных работах, начиная с 4 класса, и на экзаменах в 9 и 11 классе есть задачи, которые называются «нестандартные». Это и есть олимпиадные задачи. И когда я читаю сканы работ детей 11 класса, которые впервые с ними столкнулись, я вижу, что они пытаются найти решение методом тыка, а потом получают 0 баллов. И оказывается, что надо было все-таки с этими задачами встретиться. Они, правда, сейчас и в учебниках стали появляться, но программа по математике такая интенсивная, что учителя не всегда успевают. Поэтому те дети, которые ходили на кружки в 5-6-7 классе, даже общеразвивающие, потом выигрывают.
Кроме школьного курса существует огромный мир знаний
У нас есть такая замечательная олимпиада как «Турнир Ломоносова», которую я очень люблю. Его основная задача - чтобы ребенок понял, что кроме школьного курса предметов существует огромный мир знаний, что математика - это все, что пронизывает нашу жизнь. Там может быть задача одинаковая и для 6 класса, и для 11. И у нас бывали случаи, я прихожу к Игорю Борисовичу Писаренко, а он разбирает с восьмиклассниками задачу, которую из них почти никто не решил, то есть это тот случай, когда многие знания - многие печали, когда старшеклассники знают интегралы, дифференциалы, синусы, косинусы и путаются. А я приношу задачу своим шестиклассникам, и оказывается, они решают эту же задачу какими-то своими простыми методами.
Сейчас мы стали пробовать проводить олимпиады на других языках. Дети все учат язык, но когда нужно решать олимпиаду на английском языке, то оказывается, что для них английский - сам по себе, и математика - сама по себе. Значит, нужно их состыковывать. А еще труднее, когда язык немецкий.
У нас есть прекрасные дети, которые в какой-то момент понимают, что надо двигаться дальше - они уходят в московские школы. А некоторые остаются у нас, и мы с ними занимаемся,и ещё они ездят в Москву на олимпиадные курсы.
Детей нужно учить взгляду на мир
Мы все - люди одного мира. И наша современная жизнь дает возможность многие границы раздвинуть. Я про себя думаю: вся моя предыдущая жизнь была как бы вступлением к этой - к основной. Все, что я сейчас делаю, - это в меня вложено родителями, учителями. И когда у меня бывают тяжелые моменты, иногда я думаю: может быть, уже поменять профессию и уйти. Я смотрю на шкаф с книжками, на шкафы с пособиями и вспоминаю своих педагогов, которые позволили по-другому посмотреть на мир.
Я понимаю, что детей не только математике должна научить - я должна их научить взгляду на мир: как они должны смотреть вообще на свою жизнь, как они должны уметь с ней справляться. Одна из важных проблем современного ребенка в том, что он не умеет планировать. Родители пытаются насаждать ему занятия, кружки, а ребенок под этой грудой теряется. Вот, например, мой ребенок будет сидеть и говорить: «У меня на завтра ничего не задано». Но у тебя задано на послезавтра. Нам о научной организации труда рассказывали в институте, а детям про это можно рассказать на математическом кружке: как, например, Вася делал так и так, то, а не проще ли Васе сделать вот так?
Сейчас такое благодатное время, когда есть такие замечательные книжки, с которыми можно все в комплексе изучать. Например, вы пришли с ребенком в Третьяковскую галерею, и видите там картину. И можно порешать задачу на ее тему. Это называется «музейная педагогика».
У меня в кабинете шкаф с пособиями и играми, и дома еще два шкафа ими забиты. Но иногда я прихожу к выводу, что обычная бумага, проволока, веревочка или даже кусочек земли бывают нагляднее. Я иногда подбираю камешек и рисую детям классики, даже мела брать не надо. Есть такая фреска Рафаэля Санти, называется «Афинская школа» https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%84%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0 . Идет учитель, и за ним идут ученики, и, прогуливаясь, он им что-то объясняет из геометрии. Я бы тоже так хотела учить. Раз в месяц я посещаю учительский клуб при театре «Ведогонь». Я в детстве мечтала стать актрисой, а профессия педагога позволяет театральные навыки использовать, потому что надо уметь детям рассказывать не только сухо, а в лицах, живо, как-то оживить, придумать шутку какую-нибудь. Еще я стала делать математический театр - мы некоторые задачи разыгрываем в виде сценок, потому что дети так лучше понимают.
Поэтому язык, и театр, и музеи, и путешествия - все связано-завязано. И когда ты это пытаешься донести ребенку, а через ребенка и до родителей, чувствуешь, что жизнь начинает меняться. Каждый должен на своем месте что-то пытаться изменить. Когда изменяемся мы - изменяется мир. Бывает очень приятно, когда ты чувствуешь отдачу, когда видишь, что твои усилия оправданы. И даже не ждешь никакой благодарности - просто радуешься.
Когда говорят: физики отдельно, а лирики отдельно- это неправда. Все великие люди были и физиками, и лириками одновременно. И тот же Эйнштейн на скрипке играл.
PS Дорогие для меня люди уходят. 13 мая 2019 года умер Валерий Викторович Клементьев 11 мая 2021 года умерла моя мама.
Игорь Борисович Писаренко не работает в нашей школе. Работает сейчас в Матэврикуме и тут Нет теперь летних математических школ Школы Мастеров в связи с пандемией.
PPS В конце апреля 2022 года мои ученики-девятиклассники спросили меня брали ли у меня когда-либо интервью, я дала им ссылку на этот текст. И только тогда поняла, как многое сейчас в моей жизни изменилось. Я стала совсем другой. Ученики у меня теперь другие. преподаю я по-другому. Прошлое ушло безвозвратно, его не вернуть. Однако, весна идет. И ученикам-подросткам хочется внимания и разговоров по душам. А значит я на своем месте. Здесь и сейчас.
На этом фото не подростки. Это ученики начальной школы, я провожу инструктаж перед Олимпиадой 2х2.
Фото августа 2022 года.Сделано в Таллинском музее Адамсона-Эрика. Спасибо Лидии Георгиевне Белиовской, которая когда-то заставила меня участвовать в конкурсе Lego, [Spoiler (click to open)]