Книжку Шапиро, о которой здесь идет речь, переиздали.
Секреты знакомых предметов. Зеркало Запись сделана 28 июня 2018 года
Сегодня на кружке мы играли с детьми с зеркалами.
В том числе читали с помощью зеркал стихотворение из
книги ШапироНовое издание После занятия я решила поискать задания с зеркальным шифром. И нашла интересные статьи в архиве выпусков журнала "Наука и жизнь".
1.
https://www.nkj.ru/archive/articles/8433/ Идея "обмануть зеркало" и придумать надписи, которые не только читаются в зеркале, но еще и меняют при этом значение, впервые возникла у любителей головоломок из нескольких стран в разные годы второй половины ХХ века. Посмотрите на фотографию девушки в красной майке.
У нее на груди надпись "Hate" ("ненависть").
В зеркале мы видим ту же самую девушку в майке с надписью противоположного смысла: "Love" ("любовь").
Первым, кто занялся поиском русских слов, меняющих смысл при отражении в зеркале, был писатель, автор занимательных задач и многих статей в журнале "Наука и жизнь" Сергей Николаевич Федин. Он назвал их зазеркалами.
Зазеркал - это текст, второе значение которого видно при отражении в зеркале. Их называют еще "просветни", так как можно повернуть лист бумаги с зазеркалом тыльной стороной к себе и читать второе значение слов на просвет, как бы находясь в пространстве воображения.
Оказалось, что существует не менее шести типов зазеркалов.
Первый тип зазеркалов - текст написан горизонтально, зеркало стоит сбоку. В этом случае надпись "ХА - ХА" превращается в "АХ - АХ". Эти два коротких слова, вероятно, самый первый русский зазеркал. Он известен с начала XIX века, когда был опубликован в виде загадки.
Второй тип зазеркалов - текст написан горизонтально, зеркало снизу (или сверху).
Пример вы видите на фотографии девушки в платке (бандане). Отразившись в зеркале, слово "Машка" превращается в слово "шутка".
Третий тип - текст написан вертикально, зеркало сбоку. В результате кукла "Таня" может превратиться в "танк"! Конечно, имеется в виду ее характер.
Четвертый тип - текст написан вертикально, зеркало сверху (или снизу). Тогда на бумаге пишем "НОС", а в зеркале видим "СОН".
К этому же типу относится и отражение текста, состоящего из нескольких строк. В зеркале верхние и нижние строчки переставляются местами, в результате изменяется смысл предложения. Например, вы пишете: "закон как жена", а в зеркале будет читаться: "жена как закон".
Пятый тип - зеркало ставят внутри надписи, разделяя ее на две части. Этим способом можно получать палиндромы - слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. Из слова "ТОПОР" получаем "ТОПОТ". Разместив зеркало в имени "АНТОН" перед буквой Т, мы увидим палиндром - женское имя "АННА".
Шестой вид зазеркалов - самый интересный и самый редкий. Он называется "трельяж". Возле таких слов зеркало можно ставить в любом положении - сбоку и сверху. И каждый раз будет появляться новое слово. Чтобы получить трельяж, проще всего использовать буквы, симметричные относительно двух осей: вертикальной и горизонтальной. Но таких букв только пять: Ж, Н, О, Ф и X. Кажется, что по крайней мере один трельяж составить легко - надо взять слово "ОН". Тогда в первом зеркале мы прочитаем: "НО". А во втором? Снова "ОН". Тогда это не трельяж, ведь в нем должно быть три разных слова! Остается единственный путь - рисовать буквы, которые переходят не сами в себя, а в другие, нужные по смыслу. Вот с такой задачей я обратился к Сергею Федину. На следующий день он показал мне первую находку. Слово "ДОН" было написано так, что в зеркале, поставленном сверху, читалось "ТОН", а в зеркале сбоку - "НОД".
Читателям, давно окончившим школу, последнее слово может быть непонятно. Хотя в шестом классе они наверняка знали, что Наибольший Общий Делитель - это число, помогающее складывать дроби. Придуманный Фединым трельяж преподнес сюрприз, когда мы поставили возле него угловое зеркало. Из-за двойного отражения неожиданно появилось четвертое слово - "НОТ" (в 1920-х и 1970-х годах сокращение НОТ было широко известно и означало "научная организация труда"). Если встать перед угловым зеркалом, можно убедиться, что оно не меняет местами левое и правое. Достаточно протянуть своему отражению правую руку (для рукопожатия), и оно тоже протянет вам правую руку, а не левую, как в обычном зеркале.
Но вот парадокс: видов зазеркалов много, а самих зазеркалов маловато. Объясняется это не только новизной жанра, но и особенностями русского алфавита. Когда зеркало ставят сбоку (боковые зазеркалы), в нем без искажений отражаются буквы, симметричные относительно вертикальной оси. Таких русских букв - двенадцать, то есть треть алфавита: А,Д,Ж,Л,М,Н,О,П,Т,Ф,Х,Ш, но среди них всего две гласные. И нет ни одной печатной буквы, которая при отражении в зеркале превращалась бы в какую-нибудь другую. Трудности эти преодолевают, переходя к нарисованным буквам. В зеркале они превращаются в другие буквы алфавита. Это существенно расширяет пределы сочинитель ства. Правда, возникают сложности с прочтением нарисованного текста. Тут уже все зависит от мастерства художника.
Когда зеркало ставят сверху от слова (или, что все равно, снизу), то буквы мы видим перевернуты ми "вверх ногами". Большинство из них искажаются, перестают быть понятными. Исключение составляют Р, переходящее в Ь, и буквы, симметричные относительно горизонтальной оси. Их двенадцать: В,Е,Ж,З,К,Н,О,С,Ф,Х,Э,Ю. Слова, составленные из указанных букв, после отражения в зеркале не изменяются, но их недостаточно для изобретения оригинальных зазеркалов. В этом случае нас опять выручают специально придуманные, нарисованные буквы.
От нарисованных зазеркалов вернемся к рукописным текстам и шифрованному способу записи, которым пользовался Леонардо да Винчи. Великий художник освоил особый вид письма, который, впрочем, при определенном терпении и настойчивости по силам каждому.
Поставьте зеркало перед листом бумаги и пишите, глядя не на бумагу, а на ее отражение. С первой попытки у вас вряд ли что-нибудь получится. Мы привыкли, что движения рук следуют за взглядом и проверяются им. Рука ведет линию вправо, взгляд следит за линией и тоже перемещается вправо. В зеркале все наоборот. Карандаш движется вправо, линия в зеркале чертится влево, ведешь карандаш вниз, а линия ползет вверх. Поэтому обучение придется начать, как в первом классе, с написания отдельных букв. Проще всего освоить печатные, состоящие из горизонтальных и вертикальных черточек. Через некоторое время рука привыкает к новому способу, она запоминает, что перо надо двигать справа налево и снизу вверх, а не наоборот, как обычно. В конце концов, вы научитесь записывать понятные вам фразы, которые для посторонних будут выглядеть каракулями. Профессиональные наборщики в типографиях легко читали зеркальный текст шрифтовых матриц даже "вверх ногами".
Освоение письма "глядя в зеркало" очень полезно для воспитания силы воли и уверенности в собственных силах. Но вряд ли Леонардо да Винчи нуждался в этом, и едва ли он писал и читал, используя зеркало. Скорее всего, во время обучения Леонардо нашел более простой способ - учился писать и читать зеркальные тексты, не глядя в зеркало. Для этого достаточно потренироваться в написании двадцати одной перевернутой буквы, так как остальные двенадцать из тридцати трех букв русского алфавита не изменяются при отражении.
Заполнять же строчки справа налево совсем нетрудно, если глядеть на бумагу, а не в зеркало. Попробуйте, и убедитесь сами. Результат моих опытов вы видите на фотографии. В двух строчках я зашифровал старинную загадку, у которой два правильных ответа. Об одном вы догадаетесь сразу. Для другого даю подсказку: ученые считают глаза частью мозга, в отличие, например, от уха или носа. Если этой подсказки недостаточно, то ищите слово из четырех букв, первая буква - "д".
2.
https://www.nkj.ru/archive/articles/9815/ В самом начале ХХ века в одном из популярных сборников головоломок Г. Дьюдени появилась необычная задача. В ней приводилось странное послание из цифр, якобы полученное от некой Дороти Крэнхем ее женихом. Странным было то, что этот шифр прочитывался необычным образом - с помощью зеркала. Приставив его сверху от надписи, можно прочитать "Kiss me, dearest" (то есть "поцелуй меня, мой бесценный!"). И хотя сами цифры написаны не очень внятно и местами с трудом прочитывались, все же, по-видимому, это был один из первых зеркальных текстов, или зазеркалов.
Зазеркалом называется всякий текст, который так же или иначе можно прочитать с помощью зеркала, приставленного сверху либо сбоку (см. "Наука и жизнь" №
12, 2006 г.). Если зеркала под рукой нет, то зазеркал можно прочитать с обратной стороны листа на просвет. Поэтому в свое время я придумал другое название зазеркала - просветень.
Поскольку зеркало можно приставлять сверху или сбоку (соответственно на просвет можно смотреть с поворотом листа на 180 градусов или без оного), то различают вертикальные и боковые зазеркалы.
Познакомимся поближе с вертикальными зазеркалами. Перед вами два характерных примера таких "просветленных" текстов. Приставив к написанным словам сверху зеркало (или посмотрев их на просвет), вы увидите, как они волшебным образом превратятся в другие:
Двое / трое
Нуль / траур
Чтобы та или иная буква в этих надписях, отражаясь в зеркале, приобрела новое значение, мне пришлось перепробовать множество самых разных ее начертаний. И в этом состоит принципиальная особенность зазеркалов: одна и та же буква в зависимости от написания может при чтении на просвет превращаться во многие другие.
Зеркальными могут быть не только слова, но и фразы произвольной длины. Ограничусь только одним своим примером:
На дворе трава /на траве дрова
Дополнительные возможности дает размещение слов зазеркала в несколько строчек, что подтверждает забавная зеркальная фраза знаменитого своими рукописными кунштюками Дмитрия Авалиани:
Вождь на коне/ конь на вожде
Конечно же, создавая зеркальные тексты, можно использовать другие языки, цифры, символы. В качестве иллюстрации приведу англо-русский зазеркал, придуманный мной в прошлом году:
Любовь/ боль
В общем, зеркало добавляет новое измерение текстам, позволяя нам проникнуть в "зазеркалье", чтобы удивиться чудесным превращениям слов и смыслов.