Почему надо участвовать в предметных олимпиадах

Oct 20, 2023 11:02

Написано в мае 2018 года


Когда четыре года назад я пришла в один из первых классов на родительское собрание проводить набор в математический кружок, то некоторые родители очень удивились, услышав сочетание МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА.

Про спортивные олимпиады знают все,
а вот про математические (особенно в начальной школе) обычный родитель и не слышал.
В последние годы про олимпиады говорят даже  с высоких правительственных трибун , но родители начальной школы почему-то боятся  слова олимпиада.

Вчера на встрече с родителями одна из мам, услышав про добор во второй олимпиадный класс, сказала, что даже олимпиады на УЧИ.РУ их пугают. К сожалению, временные рамки и узкая тема нашей вчерашней встречи не дали мне возможность узнать подробности страхов мамы и ребенка.

Но я уже давно хотела написать про олимпиады.

Напишу сейчас, и все сомневающиеся мамы разом меня прочитают. Я напишу не только о математических олимпиадах. Это касается любых предметных олимпиад любого уровня (школьного, муниципального и тд)

Итак, начнем с названия.  ОЛИМПИАДА.
Да, как в спорте. Как там написано Кубертеном?
"О Спорт! Ты Мир!"

Ну вот и в предметной олимпиаде так.
Математика, литература, языки,химия, биология, нешкольная лингвистика - это многогранный мир.

А ребенок его в школе по планам и стандартам изучает ОТ и ДО,
И эти планы и стандарты не всегда дают возможность углубиться в какую-то тему, высказать свое мнение и тд
То ли дело олимпиада.
Задания вроде есть, но рамок и жестких требований у них нет. Пиши, что думаешь, рассуждай, доказывай, спорь.
На хороших олимпиадах дают такие задачи, которые никогда и нигде раньше не встречались.
А наивные дети гуглят в интернете. Нет уж.
Делай СВОЕ маленькое открытие, как Колумб, Архимед, Менделеев и Пушкин.

Теперь зайдем с другой стороны.
Спорт - это смелость, труд, выносливость, терпение.
Чтобы прийти на школьный тур олимпиады тоже нужна известная смелость.
По положению об олимпиадах, никто не смотрит на школьные оценки.
И никто ему не скажет: "У тебя "тройка" по предмету, ну что ты можешь написать?"

Родители иногда и не знают, в каких школьных олимпиадах хотят участвовать дети.
Пару лет назад я пришла на собрание родителей класса младшей дочери.
Нам показали листочек с "плюсиками"  в графах предметных олимпиад ,которые выбрали дети.
Выбор моей дочери не совпадал с моими представлениями о ее увлечениях и склонностях.
И это не значит, что я не знаю своего ребенка.

Это значит, что ребенок-подросток находится в постоянном поиске.
А еще он часто говорит при неудачах НИКОГДА,
"Никогда больше не буду участвовать в МОШ по лингвистике"

А я тихонько думаю, что за год много воды утечет, ребенок повзрослеет.

Я ведь знаю, что олимпиады - это расширение кругозора, формирование бойцовского характера и выносливости.
Олимпиады учат правильно распределять время, понимать задания, действовать в нестандартной ситуации.

А некоторым нашим выпускникам олимпиады помогли выбрать будущую профессию.
Ребенок, который хотел стать физиком, стал биологом.
Потому что школьная биология казалась ребенку скучной.
А олимпиадная оказалась живой и интересной.
Ребенка заметили и пригласили в Москву посещать кружок для олимпиадников в Центре педагогического мастерства.
Потом мальчик ездил на подготовительные курсы в МГУ, готовился к поступлению.
Но все равно говорил, что олимпиадная биология и преподаватель кружка ему нравятся больше.

Кстати, я заметила,что только самые творческие и весёлые преподаватели ведут олимпиадные кружки.
Потому что невозможно серьезно и методично решать с детьми НЕСТАНДАРТНЫЕ задачи.

А математические олимпиады для меня - это спорт, музыка и математика вместе.
Сейчас читаю американскую детскую книжку про девочку, которая любит биологию.
Для этой девочки шорохи леса - музыка и волны-музыка.
Вот для меня математика - музыка. Одна задача - рок, другая - джаз, а третья - концерт для фортепиано с оркестром.

В общем. сначала родителям нужно самим разобраться со своим отношением к олимпиадам и перестать их бояться.
А потом рассказать о них ребенку. И вперед.
В сентябре начнутся школьные олимпиады (с 4 класса).
Некоторые школы осенью проводят свои олимпиады.
"Осенний Олимп" приглашает учеников начальной школы.

А в последнее воскресенье сентября учеников 6-11 классов ждет Турнир Ломоносова.
До встречи на  кружках и олимпиадах!

PS Получила комментарий "это  не для всех".
Олимпиады - это для ВСЕХ. И для троечника, и для отличника.
Для холерика и меланхолика. И тд и тп
Надо просто найти СВОЮ олимпиаду!

PPS Многие олимпиады учитываются при поступлении в ВУЗ. Но начинать участвовать в 9-11 классах ПОЗДНО.
Хорошо начинать в 6 классе (Турнир Ломоносова).
А еще лучше во 1-4 классах. (Олимпиада начальной школы 2х2)

Написанное  на олимпиадную тему

После олимпиады: результаты, сканы, апелляция
https://klarissa45.livejournal.com/157270.html
Готовимся к олимпиадам высокого уровня
https://klarissa45.livejournal.com/154344.html
Годовой круг олимпиад
https://klarissa45.livejournal.com/154953.html
41 Турнир Ломоносова:послесловие
https://klarissa45.livejournal.com/127134.html

подростки, Математическая вертикаль, полезное, 2х2, кружок для родителей, кружок. олимпиады, математика для всех, Математический праздник, Турнир городов, Турнир Ломоносов, кружок для взрослых, Турнир Архимеда

Previous post Next post
Up