Sep 12, 2010 23:59
Дней десять назад довелось мне ехать в метро. Не сказать, чтобы вагон был сильно заполнен, но свободных мест не было, и я стоял около выхода в его хвосте. На очередной остановке в противоположный конец вагона зашёл здоровый хач с подхачёнком, и они принялись над всеми дверями вагона (по обе его стороны) клеить рекламные стикеры. Над каждым выходом по два стикера с примерно следующим содержанием: "Регистрация для приезжих из СНГ. Помощь в получении гражданства. Разрешения на работу. Медицинские книжки. Быстро, недорого. Телефон 8 9** ***-**-**".
Происходящего невозможно было не заметить (хоть двое черножопиков и старались делать всё быстро и как бы невзначай). Большинство пассажиров заметили, конечно. Я гарантирую это. Заметили и сразу же стали старательно изображать, что не заметили. Или, во всяком случае, что не придали замеченному никакого значения. Что не видят ничего такого, на что стоит обращать внимание. В общем, старались вести себя так, как они бы себя вели, если бы никакие хачи в вагон не входили и свои рекламные стикеры не расклеивали. Конечно же, в такой нарочитости присутствовала известная неестественность. Она незримо заполнила вагон, образовалась некоторая неловкость и напряжение. Ну, или это у меня воображение разыгралось, если хотите :) Среди пассажиров естественно продолжали выглядеть только хачи и чурки, обязательная доля которых была представлена - куда ж без этого. Хачи и чурки не старались сделать вид, а им и вправду было пофиг.
Мне происходящее, разумеется, сильно не нравилось. Вот уже огромный хач добрался до дверей, рядом с которыми стоял я, и клеил свои стикеры прям у меня под носом. Меня это нимало не устраивало, однако затевать скандал и лезть в конфликт с черножопой гориллой в мои планы не входило. Потому я просто дождался остановки. Эти двое вышли, чтобы перейти в соседний вагон и там продолжить своё поганое хачёвское дело, и тогда я не спеша и тщательно отодрал один за другим только что приклеенные хачами стикеры над дверями, у которых стоял. Сначала над правыми дверями по ходу поезда, потом не торопясь перешёл на левую сторону и почистил там. Отодранные стикеры смял в комок и убрал в карман, чтобы потом выбросить в урну.
Реакция пассажиров была строго обратная предыдущей. На меня уставилось множество удивлённых взглядов. Что меня порадовало - приятно удивлённых. Одобрительных. Каждый из них как бы говорил: "Надо же, оказывается, это дерьмо напрягло здесь не только меня, но и кого-то ещё!". Какое-то облегчение я увидел в этих взглядах. Мой маленький поступок, как солнышко ползучий туман, разогнал возникшую перед тем неловкость и напряжение. А вот хачи и чурки - те, напротив, в мою сторону специально не смотрели. Теперь уже они выглядели неестественно и сконфуженно, потому что всё правильно понимали, что обозначившее себя недовольство людей вокруг вызвано не двумя хачиками и их стикерами, а хачиками и чурками вообще, количество которых стало уже совершенно нестерпимым.
Вот такой эпизод.
Теперь мысли, которые у меня в связи с ним возникли.
Закономерный вопрос: если происходящее напрягало не только меня, но всех, почему же сдирать стикеры стал только я? Я же не подвиг совершил, а очень простое действие, которое по силам каждому. Ну и где эти действия? Что-то их не видно. Наоборот, легко (и логично!) сделать вывод, что раз никто ничего не делает, значит, всем пофиг.
Я неоднократно наблюдал, как камрады сетуют на овощей, которые, дескать, индифферентны и им всё пофиг. Думаю, что раньше так, наверное, и было. Но теперь это изменилось. Обывателям уже не пофиг. Чёрные их уже очень сильно доебли одним своим многочисленным присутствием. Но внешне эта перемена не сказалась никак. И виной тому сформировавшийся дурацкий стереотип, что всем пофиг. То есть что получается? Условно говоря, есть толпа людей. Каждого из них происходящее напрягает, но каждый же из них думает, что всем, кроме него, пофиг. Вернее, пофиг - это как минимум. А, возможно, что не просто пофиг, а и устраивает. Идти же наперекор общественному мнению простой обыватель не будет (это заложено и в человеческой природе, да и при рухнувшем совке людей немилосердно надрочили не выбиваться из струи коллектива, безжалостно вытравливая из них склонность к проявлению любых видов индивидуализма). В итоге такой человек, которому не пофиг, ведёт себя так, как будто ему пофиг. И своим пофигистическим поведением подтверждает на свой счёт убеждённость других участников той же толпы в том, что всем пофиг.
То есть получается идиотская ситуация, когда собственные мнения всех членов коллектива совпадают, но каждый член коллектива убеждён, что мнение коллектива прямо противоположно его собственному, и претворяет в жизнь именно мнение коллектива. И результат получается такой, который не нужен ни каждому члену коллектива, ни самому коллективу как целому. А всё из-за дурацкого стереотипа, который сам себя подпитывает, замкнувшись через действительность в паразитический контур. Иначе говоря, в порочный круг. Людоед съел людоеда из боязни, что если не съест, тот съест его из боязни, что если не съест...
Тут кто-то может заметить, что неискренность и нарочитость пофигистического поведения заметна, потому не следует с данным пофигизмом считаться, раз он по своей сути ложен. Не зря же я выше писал про атмосферу неловкости и неестественности, воцарившуюся в вагоне. Соответственно, такой псевдопофигизм не должен вводить обывателя в заблуждение. Что ж, во-первых, я сильно подозреваю, что то, что очевидно мне (который на этой теме заморочен), может быть ни капельки не очевидно обывателям (которые на этой теме не заморочены). Во-вторых, та самая неестественность больше похожа на симптом кое-чего другого.
Люди неловко напряглись - это да. Но такое произошло бы и в процессе воспитания в себе толерантности, как бы это смешно ни звучало. Ну, типа, "вот, какие мы плохие, до сих пор не побороли в себе зоологическую неприязнь к чуркам, они нас по-прежнему раздражают, но мы не будем подавать вида". Стоит ли говорить, что такие борцы за внутреннюю толерантность, борющиеся, но покуда ещё не поборовшие внутреннюю зоологическую ксенофобию, то есть толерасты убеждённые, а не урождённые, будут являть собой наиболее непримиримых борцов против ксенофобии в исполнении посторонних лиц. Признаться честно, я предполагал некоторую, достаточно существенную для того, чтобы её учитывать, вероятность, что в ответ на мои действия какие-нибудь толерантные пассажиры полезут возбухать в стиле "Те чо, помешало? А, может, кому-нибудь пригодится?!". На этот счёт я даже специально заранее прикинул, что и как буду отвечать. А именно, с вызывающей агрессивной интонацией: "Да, мне не нравится, когда вагоны обклеивают рекламным мусором. Несанкционированное размещение рекламы в метро, вообще-то, противозаконно!". Смысл был в том, чтобы разыграть гражданскую сознательность, сместить акцент с черножопости чурок на мусор и нарушение закона и превентивно обвинить в заступничестве за его нарушителей. Прокрутил в голове этот шаблон, хорошенько уяснил, с какими интонациями буду это произносить, и только тогда принялся отдирать стикеры. Заготовка, слава Богу, не понадобилась. Я про неё рассказал только для того, чтобы объяснить неочевидность моего окончательного заключения. А обывателям-то как в таком разобраться?
Окончательный вывод моего рассказа такой. Пагубный стереотип нужно ломать, чтобы люди перестали заблуждаться, будто не пофиг только им, и мимикрировать под пофигистов. У них же у всех единое мнение, но единства в них нет именно потому, что они не уверены в единости этого мнения. Вернее, и вовсе каждый себе кажется ментальным отщепенцем среди равнодушных овощей. Если сломать стереотип, вдруг откуда-то появится и воспетая отдельными господами пассионарность, которую у Русского Народа многие успели похоронить. Тогда-то и случится национальное пробуждение, которого так заждались Русские Националисты.
А ломать стереотип проще и лучше всего, предъявляя согражданам практические примеры, входящие с данным стереотипом в противоречие. Вот я собою предъявил и поделился с вами своим опытом. Мне понравилось, по возможности буду предъявлять ещё.
Индифферентность нашего народа имеет искусственное паразитическое происхождение. Надо её устранять, я щетаю. Айда, соратники, айда! :)
P.S. Там недалеко от меня сидела девка. Обычная такая девка. Я находился в поле её зрения, она меня видела, но в её поведении я не видел никаких признаков, указывающих на то, что я как мужчина интересен ей как женщине. После того, как я отодрал стикеры, она стала часто поправлять волосы, а когда я не смотрел в её сторону, заинтересованно меня рассматривала (я это фиксировал боковым зрением - моя старая привычка). Каг бэ съёмщикам на заметку, гг =)