Mar 19, 2007 12:38
Нынче в миру довольно много водится ненавистников минаевской книжки "Духлесс". Ещё больше тех, которые отзываются о ней пренебрежительно, причём упомянутое пренебрежение в большинстве слчаев носит акцентированный характер, а иногда даже и агрессивный. Впрочем, последних следовало бы отнести к ненавистникам, ну да неважно.
Я неоднократно встречался с высказываниями означенной выше публики о том, что "Духлесс" есть бесстыдный плагиат с "99 франков" Бегбедера. А если не плагиат, то прямое подражательство, причём низкосортное и бесталанное. И, дескать, вообще, Минаев - заурядная посредственность и даже, пожалуй, бездарь. А вот Бегбедер - это отец, да. И книга его гораздо лучше. И настоятельно рекомендуется к прочтению.
Что ж, я давеча прочитал "99 франков". Если Вас интересует моё мнение, то отвественно заявляю: "Духлесс" гораздо лучше. Хоть каких-нибудь мало-мальски достаточных оснований говорить о плагиате я не усмотрел. По большому счёту общего у двух книг только то, что и там и там главный герой - пресытившийся мудак. Можно, конечно, обвинение в плагиате притянуть за уши, но с таким же успехом можно говорить о том, что конструктор бронетранспортёра сплагиатил своё детище у изобретателя велосипеда. На том основании, что оба транспортных средства передвигаются на колёсах. При таком подходе не только Минаев окажется плагиатором, а вообще любые литературные произведения есть плагиат предыдущих из того же жанра.
Да, "Духлесс" жанрово близок книге "99 франков" и при этом написан горазо живее и разностороннее. Вполне способен при прочтении пробудить эмоции и увлечь, а "99 франков" в этом отношении подобна высушенному листу из гербария, к тому же в ней практически отсутствует сюжет, в итоге первые 50 страниц читать весьма занятно, а дальше однообразие надоедает - буквы, буквы, каламбуры... Зачем?
В общем, резюме моё таково: считать "Духлесс" плагиатом с "99 франков" есть махровое эстетство, а также ханжеское низкопоклонство перед заграницей, неизжитая совковая привычка любить всё импортное, да.