В истории войны на Тихом океане часто встречались эпизоды, когда японцы, казалось бы, упускали возможность довершить разгром противника и упрочить свою победу. Это и отказ Нагумо от нанесения третьего удара по Перл-Харбору, и отступление Микавы после боя у острова Саво, и нерешительность в ходе боя у Командорских островов. В действиях японской стороны сочетались дерзость и осторожность, готовность пойти на любые жертвы и стремление сохранить силы «для решающего боя». Апофеозом для всего этого стал бой у острова Самар 25 октября 1944 г., один из эпизодов воздушно-морского сражения в заливе Лейте. Именно сражение у острова Самар стало кульминацией авантюрного японского плана по отражению американского вторжения на Филиппины. Только через три года после начала войны японцы решились пустить в дело линейные силы своего флота. Вместе с пилотами-камикадзе линкоры и тяжелые крейсера должны были остановить натиск американцев, нанеся силам вторжения серьезные потери. Согласно плану «СЁ», Первое ударное соединение вице-адмирала Куриты должны было нанести удар по транспортам с десантом на якорной стоянке в заливе Лейте, в то время как основные силы американского флота будут отвлекаться Мобильным флотом адмирала вице-Одзавы. Соединение Одзавы включало в себя авианосцы (правда, на которых почти не было самолетов) и поэтому должно было привлечь основное внимание американцев. Корабли Куриты должны были следовать без воздушного прикрытия и рассчитывать только на свою зенитную артиллерию. В итоге, план японского командования сработал, пусть и оплаченный потерями. Тяжелейшие потери понесло соединение Одзавы, потерявшее все четыре авианосца, но отвлекшее на себя 3-й американской флот Хэлси. Погибло «Южное соединение» вице-адмирала Нисимуры, пытавшееся в ночь на 25 октября прорваться в залив Лейте через пролив Суригао. Потери (включая линкор «Мусаси») от воздушных атак американцев 24 октября понесло и соединение Куриты. Но, в итоге ранним утром 25 октября в прицелах японских линкоров и крейсеров соединения Куриты оказались эскортные авианосцы и эсминцы «Оперативного соединения 77.4» контр-адмирала Спрэга. Американские авианосцы начали отход, их самолеты начали атаковать японские корабли, а американские эсминцы пошли в отчаянную атаку на японские корабли. Японцы же в свою очередь действовали на удивление нерешительно, преследуя отходящие американские корабли. От бомб американских самолетов получили повреждение три японских тяжелых крейсера. Еще один тяжелый крейсер, «Кумано», был поврежден торпедой с американского эсминца. У американцев был потоплен авианосец «Гэмбиер Бэй» и еще несколько были повреждены. Потеряны были также два эсминца и один эскортный миноносец. Но в 9:25 Курита отдал приказ об отходе. Существует множество версий для объяснения причин этого отступления. Это и решительные атаки американской авиации и эсминцев, и отсутствие точной информации об основных силах американского флота, и тяжелейшее напряжение японского соединения. До американских транспортов в заливе Лейте оставалось два часа хода. При этом объяснения японской стороны часто не выдерживают никакой критики. Японцы указывают, что приняли эскортные авианосцы Спрега за тяжелые авианосцы главных сил американского флота. Однако данный аргумент показывает, что японцы сознательно отказались от уничтожения более чем достойной цели.
Курита писал: «Незадолго до этого мы перехватили радиограмму, из которой узнали, что вражеские силы в заливе Лейте запросили подкрепления, и те прибудут в залив не ранее, чем через 2 часа. Из Манилы пришло сообщение, в котором было указано положение вражеского оперативного соединения на 09.45. На основании этих разрозненных обрывков информации мы решили, что подходит крупное вражеское соединение. Мы оказались бы в невыгодном положении, отбивая вражеские воздушные атаки в узком заливе. Я подумал, что нам следует стремиться к бою в открытом море, если это возможно, так как мы будем располагать свободой маневра. После того, как я принял это решение, начались систематические воздушные налеты, поэтому я сразу согласился с предложением моего штаба искать вражеское соединение, а не пытаться прорваться в залив Лейте».
Таким образом, Курита отказался от уничтожения того, что он принял за тяжелые авианосцы, и вместо этого отправился якобы искать еще одно мифическое американское соединение. Но его силы в ходе отступления подверглись новым воздушным атакам. Были уничтожены ранее поврежденные тяжелые крейсера «Текай», «Судзуя» и «Тикума».
Каковы бы ни были реальные обстоятельства отхода соединения Куриты, но японцы упустили последнюю благоприятную возможность для нанесения существенного ущерба американскому флоту силами своих надводных кораблей. Остатки японского флота отныне должны были преимущественно скрываться в базах, не имея возможности выйти в море как из-за действий американской авиации и подводных лодок, так и из-за недостатка топлива.
Дальнейшая судьба уцелевших тяжелых кораблей из соединения Куриты
Линейные корабли:
«Ямато» - 7 апреля 1945 г. потоплен американской палубной авиацией к юго-востоку от о.Кагосима
«Нагато» - уцелел в ходе войны. Был передан США и затонул в ходе испытаний ядерного оружия на атолле Бикини
«Конго» - 21 ноября 1944 г. потоплен в Тайваньском проливе американской подводной лодкой
«Харуна» - 24 и 28 июля 1945 г. тяжело поврежден американской авиацией в гавани Куре. Затонул на мелководье.
Тяжелые крейсера:
«Тоне» - 24 и 28 июля 1945 г. тяжело поврежден американской авиацией в гавани Куре и оставлен экипажем
«Кумано» - 25 ноября 1944 г. потоплен американской палубной авиацией в гавани Санта-Крус на о.Лусон (Филиппины)
«Хагуро» - 16 мая 1945 г. потоплен британскими эсминцами к северу от о.Суматра
Легкий крейсер «Яхаги» - потоплен американской авиацией 7 апреля 1945 г. (вместе с линкором «Ямато»).
За оставшийся почти целый год войны эти корабли не потопили больше ни одного корабля противника.
Подборка фотографий различных эпизодов сражения в заливе Лейте от
shokaku_2