Серию фотоочерков о посещении Англии в начале августа этого года открываю небольшим рассказом о городе Чатаме (точнее - преимущественно о его музейном комплексе "Historic Dockyard Chatham", посвященном истории флота).
Хотя Чатам и не входит в число традиционных туристических достопримечательностей Англии, добраться до него не составляет особых трудностей. "Безлошадные" туристы могут воспользоваться поездом. Поезда до Чатама идут с лондонских вокзалов Виктория или Чарринг-Кросс. Поскольку Чатам, как правило, не является конечной станцией, то лучше смотреть на табло перед платформами, есть ли Чатам в числе остановок у поездов, направляющихся в юго-восточном направлении (я, например, добирался поездом, идующим до Февершема). Интервал между поездами - около 15 минут. Поезд идет до Чатама чуть больше часа. В самом Чатаме добраться до "исторической верфи" можно на местном автобусе или пешком (30-40 минут по городу).
Музей "Historic Dockyard" открылся в 1984 г. на месте закрытой военно-морской верфи в Чатаме. Стоимость билета (по которому можно не только зайти на территорию верфи, но посмотреть все достопримечательности) - 14 фунтов.
Создатели музея постарались сохранить прежний облик чатамских доков - иногда кажется, что они и не закрыты вовсе, а просто временно прекратили работу.
Но главная "изюминка" чатамского музея - корабли-памятники.
Подводная лодка "Оцелот"("Ocelot") (
типа "Оберон"). Верфь в Чатаме построила 6 подводных лодки этого типа (3 для ВМС Великобритании (в т.ч. и "Оцелот") и 3 - для Канады) в первой половине 60-х. Эти подводные лодки стали последними боевыми кораблями, построенными в Чатам - еще почти двадцать лет чатамская верфь занималась только ремонтом и модернизацией кораблей.
Подводную лодку можно посмотреть и внутри (для этого формируют группы, сопровождаемые экскурсоводом) - оборудование сохранено в том состоянии, как и во время активной службы субмарины.
Эсминец "Кавалер" ("Cavalier") - типа "С" постройки Второй мировой войны (правда, уже в модернизированном после войны состоянии).
Сам эсминец можно также посмотреть изнутри (при входе можно взять аудиогид).
Реактивный противолодочный бомбомет "Сквид"
40-мм "Бофорс"
Капитанская каюта
Почетный знак за Вторую мировую ("Кавалер" участвовал в проводке "северных конвоев")
Рядом с "Кавалером" - памятник в честь британских эсминцев Второй мировой
Рядом с ветеранами Второй мировой и холодной войн - корабль флота викторианской эпохи - шлюп
"Гэннет" ("Gannet"), вступивший в строй в 1878 г.
После вывода из состава флота корпус корабля долговое время служил в качестве плавказармы для школы юнг. Лишь в 1987 г. началось восстановление (а скорее - постройка заново) ветерана викторианского флота.
Переоборудование это не закончено и по сей день. Фактически восстановлен только внешний облик корабля - внутри только голые стены (впрочем, аудиогид, который бесплатно можно взять при входе, подробно объясняет что, где и для чего все когда-то на корабле находилось).
На палубе "Гэннета"
Скорострельное орудие Норденфельда
Когда-то здесь было машинное отделение
Среди других экспонатов под открытым небом - артсистемы состоявшие на вооружении британского флота
Первый вертолет британского производства, поступивший в 1950 г. на вооружение королевского флота -
Вестланд "Dragonfly"
и... макет советской подводной лодки, "снимавшийся" в одном из фильмов про Джеймса Бонда (на переднем плане, естественно)
На верфи есть небольшой музейный зал, в котором собраны экспонаты из морской истории Чатама и английского флота в целом.
Некоторые экспонаты из этого собрания
Рядом с музеем находится офис "World Ship society" - организации, объединяющей людей, интересующихся историей флота и кораблестроения. При этом офисе есть библиотека и магазин, в котором продается масса литературы по морской тематике - в том числе и старые издания по совершенно смешным ценам. Естественно, я не мог пройти мимо.
Несколько фотографий Чатама
Все-таки все в городе связано с флотом
Отель "Александра" (на вывеске - одноименный британский броненосец)
Вербовочный центр вооруженных сил
Форт Амхерст. В нем расположен музей артиллерии (работает только по воскресеньям - а поскольку была пятница, то мне пришлось только "поцеловать замок" и сфоткать фасад).
Кстати, в музее можно провести свадебное торжество (а также, вероятно, иные мероприятия) - см.вывеску перед музеем. Что делать - кормиться как-то же надо
Памятник лорду Китченеру
На редкость любопытное фото - советская подводная лодка (ИМХО
проекта 641 ("Foxtrot")) на реке Медуэй (при въезде в Чатам)
Я поинтересовался у туземцев (в том числе и у работников музея) что это за "сабмарин", но все оказались не при делах. Удалось выяснить только то, что это, по крайней мере, не будущий экспонат "Historic Dockyard".
Все-таки англичане стали на редкость равнодушны к морским делам. В прежние времена иностранные корабли на реке Медуэй вызывали несколько больший энтузиазм :)