Mar 15, 2009 00:03
Хотелось бы высказать несколько мыслей после просмотра «Хранителей». В визуальном отношении он сделан безупречно (или почти безупречно) - чувствуется очень серьезная работа по стилизации под классику комиксов с одной стороны, и различные периоды американской истории - с другой. Но не спецэффекты являются главной составляющей фильма. «Хранители» имеют четко направленный политический «мессидж». Собственно, для комиксов (и американских комиксов в первую очередь) здесь нет ничего нового. Но если «супергерои» «былых времен» сражались с советскими (фашистскими, исламистскими) злодеями и шпионами, то «супергерои» новой формации противостоят прежде всего своей собственной стране, точнее - существующей в ней политической системе. Наиболее ярко это проявилось в «”V” значит «вендетта», но в «Хранителях» это сделано значительно изощреннее. «Супергерои» спасают традиционно «спасают» Америку и весь мир от … американского правого правительства. Действие фильма происходит в 1985 г., в США третий срок мотает президент Никсон, в воздухе висит угроза ядерного холокоста. Ричард Никсон - излюбленная мишень для критики со стороны американских либералов, представляющих его чем-то вроде американского Гитлера (или Сталина). Третий срок Никсона означает, что поправка 1947 г. в отношении только двух сроков президентских полномочий больше не действует (а это - серьезный удар по конституции). Именно Никсон выступает в фильме за превентивный ядерный удар по СССР (восточное побережье США в любом случае будет стерто с лица земли, но Никсон лишь ухмыляется возможности расплавить мозги гарвардским интеллектуалам). Один из генералов на президентском совещании радуется, что «фермерские» штаты в планируемой ядерной войне почти не пострадают. А именно Средний Запад - это опора американского консерватизма. Таким образом, создатели фильма явно противопоставляют «реднеков»-традиционалистов остальной Америке.
В этой альтернативной реальности Соединенные Штаты побеждают в войне во Вьетнаме (при активном участии супергероев). Однако эта победа авторами фильма трактуется как фарс - военные эпизоды сняты как пародия как киноклассику «вьетнамской войны» («Апокалипсис сегодня» и «Охотник на оленей»), а убийство Комедиантом вьетнамской девушки в баре как бы перечеркивает результаты победы. А так в фильме довольно часто прохаживаются по поводу американского патриотизма.
Есть в фильме мессиджи и на тему «однополой любви» (буквально несколько кадров), позволяющие трактовать ее как один из символов «свободы».
Таким образом, фильм - явный удар по остаткам «традиционной» или «консервативной» Америки. Но что же авторы фильма предлагают на смену - единый мир, спаянный вместе волей немногих избранных, мир, в котором правят не правительства, а корпорации, возглавляемые супер-интеллектуалами (которые готовы приносить в жертву миллионы людей ради достижения своих целей).
США,
альтернативная история,
кино,
фантастика