Анализ причин гибели СССР. Часть 2.

Mar 19, 2013 12:22

Продолжаем выкладывать доработанную статью тов. Федора о причинах гибели СССР. первая часть здесь

5. Сопутствующие ситуации внутренние субъективные факторы

Наряду с объективными проблемами, на развитие ситуации оказали влияние ряд субъективных факторов, из них особо хотелось бы выделить следующие:
  • затягивание в смене руководства, стоящего на вершине власти;
  • снижение эффективности органов госбезопасности.

Во второй половине 70-ых годов по объективным возрастным причинам сложилась ситуация, когда необходимо было начинать смену поколений в высшем руководстве страны. Ни для кого не секрет, что в конце 70-ых годов Брежнев всерьёз рассматривал вопрос о собственной отставке. К сожалению, в целом среди членов Политбюро официально возобладало другое мнение: молодые руководители пока не готовы принять бразды правления страной в свои руки, поэтому нужно дать им время подрасти. А неофициально многие боялись эксцессов, связанных с неизбежными издержками процесса передачи власти.
Так или иначе, но решение актуальнейшего вопроса омоложения руководства происходило естественным путём. Усугубило ситуацию то, что следующие после Брежнева генсеки управляли страной недолго, что не позволило им осуществить сколь-нибудь значимые реформы.  Андропов из-за тяжелой болезни почек умер через полтора года, а Черненко через год после назначение на высший руководящий пост страны.

Назначение нового Генерального секретаря ЦК КПСС проходило в 1985 году в обстановке, когда за 3 года умерло 3 высших руководителя страны, что определенным образом довлело на членов Политбюро ЦК КПСС. В немалой связи именно с этим на пост Генерального секретаря был назначен не самый опытный, а самый молодой из членов Политбюро. Горбачёв явно не был готов к столь высокому и ответственному посту ни по опыту, ни по своим морально-волевым качествам.

После прихода к власти, Горбачёву было сложно проводить свою линию как первому лицу государства, т.к. управление страной строилось на коллегиальных принципах, а он не был ни самым авторитетным, ни самым опытным членом Политбюро. Для того, что бы исправить ситуацию новый генсек начал процесс смены кадров с тем, что бы дальнейшей деятельности можно было опираться на своих выдвиженцев. Своей команды в силу молодости у Горбачёва не было и он стал выдвигать по-сути случайных людей, от которых он в то или иное время слышал, что они поддерживают необходимость реформ. Так попали в Политбюро  Шеварнадзе, Лигачёв, Зайков, существенно возросло влияние Яковлева и других.

В итоге смена поколений произошла, но она была чрезмерно затянута и произошла она на принципах далёких от рациональной целесообразности в смысле государственного управления. В результате в руководстве страны возник разрыв поколений, условно их можно поделить следующим образом: «молодые» реформаторы и старая гвардия.

Советские органы госбезопасности всегда достойно выглядели в противостоянии с внешними противниками, но вот их эффективность в борьбе с внутренней контрреволюцией была существенно подорвана развязанной Хрущёвым компанией борьбы с «культом личности». Именно эта локальная конъюнктурная борьба за личную власть со стороны Хрущева имела достаточно много далеко идущих последствий. В частности, пресловутое разоблачение культа личности имело одним из своих последствий создание одиозного образа советских органов государственной безопасности, как проводивших неоправданные жестокие репрессии против советских граждан.

В частности, серьезная критика деятельности органов государственной безопасности, была содержалась в специальном секретном докладе Первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущев на ХХ съезде коммунистической партии. В результате, данный образ в немалой степени довлел и над самими сотрудниками органов и их руководителями, мешал им адекватно оценивать ситуацию и принимать соответствующие меры.

Кроме того, в 1956 году под лозунгом "исключить возможность возврата к 1937 году", органам госбезопасности, в нарушение  конституционного принципа равенства всех граждан перед законом,  было запрещено собирать компрометирующие материалы на представителей партийно-советской и профсоюзной номенклатуры. В результате этого решения из-под контроля правоохранительных органов, в том числе КГБ СССР были выведены значительные контингенты лиц, обличенных властно-распорядительными, контрольными и хозяйственными полномочиями, что существенно сузило возможности обеспечения безопасности государства.

6. Период ошибок

Условно первые две трети периода руководства страной Горбачёвым можно назвать периодом ошибок. Дело в том, что страна действительно нуждалась в реформах и на первых порах команда Горбачёва занималась реализацией реформ, намеченных при Андропове. Далее необходимо было корректировать имеющуюся программу на основании получаемых результатов самостоятельно, продумывать и реализовывать новые меры. В частности, уже в 1987 году стало очевидно, что реформа складывается не лучшим образом, необходимо что-то менять. Беда была в том, что подобравшаяся команда управленцев в высшем руководстве СССР была неадекватна стоящим перед ней задачам и, соответственно, неспособна правильно среагировать на возникшие проблемы и скорректировать ход реформ.

Можно выделить следующие ключевые ошибки экономической политике, которые привели к структурным дисбалансам:
  • Антиалкогольная кампания 1985 года. Можно длительное время спорить о достоинствах и недостатках проведенной кампании, но тот факт, что был нанесён серьёзный ущерб советской бюджетной системе отрицать невозможно. Потери бюджета оказались неожиданно велики: вместо прежних 60 млрд. рублей дохода пищевая промышленность принесла только 38 млрд. в 1986 году и 35 млрд. в 1987.
  • 30 июня 1987 был прият один из ключевых законов, предопределивших дальнейший ход событий: «О государственном предприятии (объединении)». Данный закон существенно расширял полномочия предприятий (в части планирования, установления цен, оплаты труда, выборности директора и др.), что подорвало стабильность административно-командной системы управления советской экономикой. В частности, получившие самостоятельность предприятия быстро повышают заработную плату работников. В 1988 г. она выросла на 8%, в 1989 г. - на 13%.
  • При планировании бюджета, когда стало очевидным то, что реформа выдыхается и на следующий год невозможно обеспечить требуемые темпы роста, в проект бюджета был заложен рост ВНП 2,8%, но Горбачёв настоял на том, что бы была установлена планка в 4% роста. В результате впервые за послевоенные годы существования СССР в 1988 году был запланирован дефицит бюджета в 60 млрд. рублей. В 1989 году дефицит бюджета составил уже 100 млрд. рублей. В дальнейшем финансировать этот дефицит пришлоь за счёт иностранных займов и денежной эмиссии.
  • 26 мая 1988 года Верховным Советом СССР был принят Закон "О кооперации в СССР", открывший дорогу экспансии частного сектора в советской экономике. Данный закон регламентировал деятельность кооперативов, включая кооперативные банки.
Большинство кооперативов создаются при государственных предприятиях. Они покупают продукцию по фиксированным государственным ценам, обрабатывают и продают (а часто и просто перепродают) ее - по рыночным. В условиях дефицита товаров и финансовой несбалансированности это позволяет и руководству предприятий, и тем, кто контролирует кооперативы, получать немалые доходы.

Создание на протяжении беспрецедентно короткого срока более тысячи коммерческих банков, для которых не было квалифицированных кадров, при отсутствии традиций банковского надзора, сделало их инструментом обналичивания денег, вывода средств предприятий из-под контроля государства.                                                       
  • В конце 1988 года были упразднены отраслевые отделы в областных комитетах партии, что в условиях действия закона «О государственном предприятии (объединении)» еще более снизило централизованный контроль над деятельностью предприятий;
  • В 1990 году практически перестал существовать рынок стран Совета экономической взаимопомощи. Доля стран СЭВ во внешнеторговом обороте СССР составляла около 50%, при этом в рамках СЭВ была налажена достаточно тесная кооперация, и распад этого рынка и, соответственно, многих технологических цепочек поставил советскую экономику в сложное положение.
                                                                         
7. Кризисный период

Кризисном периодом можно охарактеризовать время, когда все основные из перечисленных негативных факторов сошлись во времени и пространстве, а именно период 1989-1991 годов. В результате всего комплекса мер, предпринятых руководством советского государства во второй половине  80-ых годов, финансовая система страны была полностью разбалансирована, и в СССР разразился финансовый кризис. Основной проблемой было то, что в результате мер по либерализации в экономической сфере неконтролируемо выросли доходы населения, в то время как ресурсы государства к концу 80-ых годов были исчёрпаны. Ответом на это стал рост цен, что только подхлестнуло ситуацию.

Общую ситуацию конца восьмидесятых, начала девяностых годов наглядно демонстрирует  один из документов эпохи - статья Е.Т. Гайдара «В начале новой фазы. Экономическое обозрение», опубликованная в журнале "Коммунист " №2 за 1991 год. Вот цитаты из него:
«Крупномасштабную советскую экономику нелегко выбить из накатанной колеи. Именно поэтому подобные колебания здесь, после первой пятилетки, не были значимыми. Но когда новой команде руководителей, пришедших к управлению экономикой страны с началом перестройки, удалось, преодолев инерцию, резко увеличить темпы роста капитальных вложений, специалистам стало ясно: механизм такого цикла запущен, в ближайшие годы именно он будет определять развитие важнейших народнохозяйственных процессов…
…Вопреки воле и стремлениям высших органов управления, под давлением жесткой необходимости приходится резко ограничивать капиталовложения, свертывать производственный импорт. Падают темпы экономического роста. Ресурсы перераспределяются на выпуск и закупку потребительских товаров…
…Детальный анализ хозяйственных преобразований в конце восьмидесятых годов в СССР заслуживает специального разговора. Но их наиболее значимые макроэкономические результаты очевидны. Это резкий рост дифференциации в оплате труда, экспансия финансовых ресурсов предприятий. В 1988 году, когда порожденные инвестиционным циклом диспропорции достигают своего апогея, денежные доходы населения выходят из-под контроля».

Для иллюстрации того, что бывает, когда денежные доходы населения выходят из-под контроля, привожу цитату из записки председателя Государственного банка СССР Геращенко в Верховный Совет СССР от 19 сентября 1990 года: «В ряде регионов страны снабжение населения отдельными продуктами питания осуществляется по талонам - сахаром, мясом, маслом сливочным и растительным, чаем, крупой, макаронными изделиями… Положение на внутреннем рынке в 1990 г. резко обострилось не только из-за высоких темпов роста денежных доходов населения, но и в результате изменения поведения покупателей, которые в ожидании повышения розничных цен и в связи с предложениями некоторых экономистов о проведении денежной реформы или «замораживании» средств на вкладах, стремятся любыми путями израсходовать имеющиеся деньги - создают дома запасы, производят излишние (против обычного) покупки товаров. Это усиливает напряжение на потребительском рынке. Преодолеть эту тенденцию до конца года, очевидно, не удастся».

Особо хотелось бы отметить, что предприятия (производственные, колхозы,  торговые) в ожидании повышения розничных цен напротив не спешили расставаться со своей продукцией, что еще более накаляло ситуацию. Но что было катастрофическим, так это то, что в конце 1990 года фактически срывалась плановая договорная компания по заключению договоров на следующий год: единый, взаимоувязанный организм экономики рушился.

В результате были предприняты чрезвычайные усилия по поиску заимствований за рубежом, прежде всего на Западе. В немалой части эти кредиты пошли на закупку товаров народного потребления. Но очевидно, что такими мерами в долгосрочной перспективе нельзя стабилизировать положение. Ситуация развивалась, долги росли, становилось сложно даже выплачивать проценты по кредитам.

Естественно подобная зависимость от стран Запада была использована ими для усиления давления на Советский Союз. Целями этого давления были либерализация политической и экономической системы Советского Союза, вывод соцстран Восточной Европы из зоны советского влияния и разрушение всей социалистической системы в целом.

Кроме того, в конце 80-ых Запад существенно усилил давление на социалистические страны Восточной Европы, что привело к падению Венгерской Народной Республики (23.10.1989), Социалистической Республики Румынии (25.12.1989), Польской народной республики (29.12.1989), Чехословацкая Социалистическая Республика (28.03.1990), Германская Демократическая Республика (03.10.1990), Народная Республика Болгария (15.11.1990) и т.д. Кроме очевидных политических последствий,  это привело фактически к параличу СЭВ, это еще более усилило и экономические проблемы СССР.

Усугублял ситуацию уже упоминавшийся кризис идеологии, как раз адекватная идеология должна была сплотить руководство страны и её народ, указать направление выхода из кризиса. Отсутствие адекватной на тот период идеологии привело к тому, что под воздействием массы проблем, мощного воздействия чуждых советскому обществу идеологических установок (либерализация, рыночная экономика, потребительские ценности и др.)  в обществе и, что еще хуже, его руководстве начался разброд и шатание. Старая, уже неадекватная времени идеология не смогла сплотить здоровые силы для противостояния кризису, и в общественном сознании начался медленный дрейф в сторону ценностей западного общества.

В условиях идеологического кризиса, ко всем прочим проблемам, во многих регионах активизировались националисты и  сепаратисты разных мастей. Опять же нужно отметить, что не без помощи из-за рубежа. Обострились тлеющие межнациональные конфликты, в результате чего волнения и беспорядки прокатились по Кавказу и Средней Азии. Что касается сепаратистских тенденций, то наиболее сильны они были в Прибалтике.

теория, социализм, СССР

Previous post Next post
Up