Помните ложки вашего детства? С надписью "ц3к.", отлитой-отштампованной прямо в металле? Тогда мы думали, что стоимость товара столь же неизменна, как отштампованная на нем надпись. И что тот, кто продает дороже - спекулянт проклятый.
И марксистская наука то же говорила: стоимость есть количество труда, вложенного в производство товара. И потому почетен только тот, кто товар производит. А всякие продавцы это так, полупаразиты. Этой вере способствовало даже слово "стоимость", что с легкой руки первых переводчиков Капитала прижилось в советской политэкономии вместо правильного перевода "ценность".
А ведь суть товара как раз не в стоимости (насколько трудно его было сделать), а в ценности (насколько он нужен покупателю). Мы платим за картошку не потому, что крестьянин тяжко трудился, а потому, что нам кушать хочется. Точнее, потому, что желание поесть картошки перевесило все прочие желания, на утоление которых мы могли бы пустить потраченные на картошку деньги. То есть ценность товара - функция желаний. А значит вещь зыбкая, зависящая и от места и от времени и еще от миллиона других условий. И значитценность товара можно поднять, не изменив в нем ни единой молекулы.
Например, перевезя товар оттуда, где он дешев, туда, где он дорог. В Китае шьют кроссовки за доллар, а в Штатах их продают за сто. Кого торговцы при этом грабят - китайцев или американцев? Никого. Китайцы продают кроссовки по рыночной цене, а американцы по рыночной цене их покупают. Торговцы не продают однодолларовые кроссовки за сто долларов, они превращают однодолларовые кроссовки в стодолларовые, перевезя их с места на место. Oсновная стадия производства стололларовых кроссовок происходит не в пошивочном цеху, а в пароходном трюме. Именно там, в процессе перемещения, и создается 99% их ценности.
То же самое делают спекулянты. Торговцы покупают где дешево и продают, где дорого. А спекулянты покупают когда дешево, и продают когда дорого. И то и другое - способы увеличения ценности товара. Именно этим увеличением торговцы и спекулянты приносят нам пользу и именно за это увеличение они получают честно заработанную прибыль.
Резюмируя:
Рабочий создает ценность, производя товар.
Торговец создает ценность, перемещая товар в пространстве.
Спекулянт создает ценность, перемещая товар во времени.
Кстати, все вышеизложенное - вовсе не открытие. Не будь наши головы задурены марксизмом, мы бы знали это с детства, как знали наши предки: "ДорогА ложка к обеду".