Французская лошадка-трицикл

Aug 30, 2013 16:15

А в моей коллекции лошадок пополнение :)))
В четверг забрали с почты огромную коробку, в которую две меня спокойно влезет :))))




Давно о такой мечтала. Два года назад в Париже облазила весь Сент-Уан в поисках. В итоге опять купила на eBay :))))




Лошадка конечно  сильно потрепана, ну не удивительно, за сто с лишним лет кочевой жизни: родилась во Франции, потом эмигрировала в Америку, и вот теперь судьба забросила в Россию :))))
Чисто визуально она мне нравится такая как есть, я бы в ней ничего не меняла, но видимо придётся. Дерево очень устало, в местах крепления металлических частей все разваливается, передние лапки сломаны, в общем нужно все хорошо проклеивать, видимо придётся её красить, а уж если браться, то по хорошему нужно попробовать восстановить по полной, сделать седло и уздечку, гриву и хвостик. Ну мне уж не впервой, вроде предыдущий опыт реставрации был довольно удачный.
Во всяком случае, у меня есть время все хорошенько обдумать, всего месяц остался до выставки мишек и я не могу себе позволить сейчас отвлекаться ни на что другое.

Итак, немного истории.

Начало девятнадцетого века было ознаменовано изобретением велосипеда.
Идея совместить лошадку-качалку с велосипедом буквально лежала на поверхности, и вот в 1821 году в Париже Жан Луис Гурд (Jean Louis Gordoux) получил патент на изобретение "mechanical horse".



Клод Моне. "Жан Моне на лошадке", портрет сына художника, 1872 год.



Edouard Alexandre Sain (1830-1910)
деревянная лошадка в живописи



Портрет французского мальчика на лошадке-трицикле, 1875 год. Музей Виктории и Альберта в Лондоне.




Отличительной особенностью французских лошадок является литая металлическая голова прикрепленная к деревянному телу, изящные декоративные литые элементы в стиле рококо, защищающие велосипедную цепь, и собственно сам механизм, приводимый в движение вращением ручек, находящихся на голове лошади (велосипедная цепь протянута внутри головы через туловище к задним колесам). Колеса у более ранних экземпляров были деревянные, потом  их стали делать из металла.































Велолошадки существовали так же и в Англии. Но механизм там был более современный, педальный.
И сами лошадки были полностью выполнены из дерева.













Во Франции лошадок, по патенту Гурда выпускали практически в неизменном виде до 1914 года. Удивительно, что производители за редким исключением никак не пытались усовершенствовать конструкцию, заменить устаревший ручной механизм на педальный.
Только в более поздних моделях начали экспериментировать  с педальным механизмом. В целом внешний вид остался прежним, и даже металлическая литая голова сохранилась. Хоть такая конструкция уже и утратила свое практическое назначение (уже не нужно было крепить цепь внутри головы), но за-то, видимо, помогла различным производителям сохранять единый, годами утвердившийся дизайн французских лошадок. Хорошо это или плохо, трудно сказать, известно, что во Франции было несколько мануфактур, занимающихся выпуском таких лошадок, но из-за одинаковых штампованных элементов очень сложно чисто внешне определить фирму. К тому же, фирменными ярлычками свою продукцию эти мануфактуры маркировали крайне редко, что так же затрудняет идентификацию.




Французский трицикл с педальным механизмом в реставрационной мастерской в Кельне.

Изящный дизайн французских трициклов на столько видимо полюбился покупателям, что даже с вариантом лошадки-качалки французы сильно не заморачивались. Оставили прежней форму туловища и литые головы и просто водрузили лошадку на качающуюся конструкцию.



Музей кукол в Париже.



Музей игрушки Пуасси, Франция.










А теперь поговорим о подделках.
Начиная с 1970-х годов на европейских рынках начали появляться лошадки-качалки и лошадки-трициклы азиатского производства, стилизованные под антикварные игрушки. Они искусственно состарены и легко могут вводить в заблуждение.
Сейчас их продают и в России. Буквально вот недавно наткнулась на Ярмарке Мастеров на одну такую "антикварку", с подробным и красивым описанием, слизанным с иностранного сайта. причем продают их по ценам, достойным настоящих антикварных игрушек.
Я уже делала пост на эту тему:
Азиатские лошадки
Сейчас подробнее расскажу именно о трициклах.

Вот это подделка:



И это подделка:




И эти все лошадки тоже не имеют никакого отношения ни к Европе ни к антиквариату.










Итак, как же отличить подделку.




Посмотрите внимательно на этот экземпляр. Что мы тут видим? На первый взгяд все круто, потрепанный вид, облупившаяся краска, деревянные колеса, ржавые стремена, висящие на ремешке, завязанном узлом, ну типа во время игры оторвались и вот так закрепили их, чтобы не потерялись окончательно... Так что же тут не так?
Самое комичное в азиатских фэйках это то, что они сделаны так "слышал звон, да не знает где он".
Нахватали элементов и от английских и от французских лошадок, добавили своего азиантского виденья и что-то вот такое слепили.
Разбираем подробно:
- те самые декоративные элементы в стиле рококо, по которым можно сразу узнать изящный французский стиль, в оригинале они не только держат деревянный корпус лошади на оси задних колес, но еще и защищают велосипедную цепь.
Тут нет никакой цепи. А почему? А потому, что передняя часть лошади сделана уже по принципу английских лошадок-трициклов с педальным механизмом. Можно предположить, что это просто более поздняя версия французского трицикла с педальным механизмом, тогда переходим к следующему пункту.
- деревянная голова. Как я уже писала выше, у французских лошадок всегда была металлическая литая голова. Полностью деревянный корпус был только у английских лошадок, но у английских лошадок, во-первых, никогда не было таких узорчатых литых элементов, во-вторых, грива и хвост и у английских и у французских лошадок всегда были из натурального конского волоса и никогда не вырезались из дерева. Резные гривы были у карусельных лошадок, но это уже совсем другая тема.
- а еще у настоящих лошадок-трициклов ну небыло таких лишних элементов как стремена. Стремена были только на лошадках-качалках. А при езде на велосипеде они только мешаются, ноги стоят либо на педалях, либо на специальных подставочках.
- еще следует обратить внимание, на колеса. В оригинале колеса были либо полностью деревянные(у более ранних моделей) либо полностью металлические. Но никогда не делали сочетание деревянного обода с металлическими спицами.

Вот еще одно чудо, найденное на просторах интернета:


Тут поддельщики даже постарались скопировать форму головы французского трицикла. И даже цепь присутствует, правда непонятно куда она ведет и выполняет ли свои функции. Выдала форма тела и колеса (читай выше).

Конечно же такие лошадки имеют право на существование, как сувенир, как украшение интерьера. Но одно дело, когда ты точно знаешь, что покупаешь, и совсем другое, когда тебе подсовывают фэйк под видом оригинала и по соответствующей завышенной цене. недавно в фэйсбуке видела даже фотоотчет из какого-то азиатского музея игрушки(не могу уже ссылку найти). Так вот даже там стоит такая подделка под видом старейшего двухсотлетнего!!! экспоната, которым они очень гордятся. Вот так, сами себя обманули :))))




Вот, надеюсь эта информация будет полезна.

лошадки

Previous post Next post
Up