Япония: Кумамото, Курокава, а, кроме того, хочу всё знать.

Nov 18, 2005 13:05


Остров Кьюсю - легендарное место рождения Японской цивилизации. Именно здесь была построена богами хижина из перьев баклана, и здесь родился первый японский император, от которого произошли потом все японцы. Но первый император - не единственный герой, родившийся на этой земле.

Практически в каждом регионе Японии есть легенда о мальчике. Они начинаются всегда одинаково. Старым и бездетным родителям боги неожиданно даруют сына. Да не простого, а с каким-нибудь чудесным даром. Сын вырастает богатырём и совершает множество подвигов, всем на радость. Вы поняли. Рядом с Токио, в Хаконе, стоит статуя Кинтаро - мальчика, чья чудесная способность заключалась в необычайной силе (и толщине пуза), так что уже с младенческих лет он дрался методом японской борьбы сумо с местными медведями. Поэтому медведей в Хаконе больше нет, а статуя есть. В Окаяме туристы фотографируются рядом со статуей Момотаро - другого чудесного мальчика, который умел разговаривать с животными.

Жители Асо и соседних деревень тоже не стали отставать от остальных. Жизнь рядом с действующим вулканом вообще располагает к мифотворчеству, которое включает не только легенды о сиськовых деревьях. Этот регион называется по-японски «огненная земля». Там где не хватает огня из вулкана, помогают люди; раз в году, перед тем как сжечь старую траву на склонах, местные жители выбирают специальную девочку (до 13 лет), которую на месяц запирают одну в специальном святилище поддерживать очаг огня.

Кроме огненной девочки здесь есть и своя легенда о чудесном мальчике.

Чудесный мальчик в Асо имел ровно одно замечательное свойство - он очень много писал. И там, где он писал, рис всходил лучше обычного, а бамбук вообще рос как на нитратах. Слава о моче мальчика разнеслась на всю префектуру Кумамото, и его стали звать крестьяне со всех деревень писать на поля.




На каждого героя есть по злодею. На земле Кьюсю объявился злой чёртик они, который тоже писал много - и исключительно кипятком. Кому это понравится? Наш героический мальчик вызвал злого чёртика на дуэль для настоящих мужчин. Кто кого перепьёт.

Чёртик выпил много саке, но мальчик выпил ещё больше. И когда чёртик уже отключился, мальчик ещё продолжал пить. Наша взяла. Правда, после такого количества саке мальчику пришлось отлить. А делал он это, как известно, лучше других. Из его мочи началась одна из полноводных рек региона, названная специально в честь этого события, а у истока её лежит огромный чёрный камень, и местные жители как один уверены, что он получился из застывшей какашки их национального героя.













А с чёртиком не хорошо, конечно, получилось. К чёртикам у японцев никакого уважения. Например, считается что чёртики обычно приходят с севера. В замке Кумамото - одном из трех великих замков Японии - ворота на севере таки сделали, но, внимание - азиатское коварство, держали их всегда только закрытыми, чтобы чёртики не прошли. Нет, чтобы сделать глухую стену…







Кумамото. Стоянка для велосипедов. Кто попробует припарковать велосипед с нарушением правил - тот получает звезду в шину.




Кумамото. Автомобильная парковка. Ну, вы поняли?

Удивительная вещь - живой вулкан. Мёртвая каменная земля, чёрный песок, перекорёженный пейзаж и озера кипящей серной кислоты, такого неживого, яркого, как нитрокраска, цвета. И это тоже природа. Это просто её грубые первые шаги, создание основы, из которой постепенно образуются горы, озёра и долины, вырастает трава, деревья, животные. Это всё происходит само собой, просто потом. Постепенно. Наша человеческая деятельность на земле пока груба, как взрыв вулкана. Но может позже и мы научимся бесконечному многообразию маленьких жилок кленового листа?






И трава. Всюду трава, где земля только успокоилась. Трава - это большое дело. Леса в Японии можно найти в горах. Отдельные, замученные, деревья можно встретить даже в Токио. А вот рисовое поле - оно похоже на квадратное болотце, но никак не на поле. Вчера иду по Роппонги, давно там не был, а по краям улицы - газончик зелёный блестит. Обрадовался, подбежал, наклонился - вся трава из пластика. На это даже смотреть грустно. Банановая республика. Как те ярко-зелёные пластиковые листы, которые всегда кладут для украшения тут в упаковки суши и обенто…




А вот в Кумамото - даже главный сад - это сад травы. Вот какие у них вулканы - такие и сады. Суйзенжи - самый красивый газончик, который я когда-либо видел.




Для одних вулкан является - постоянной опасностью, для других- источником сказок, а для кого-то и кормильцем. Вулканическая деятельность нагревает подземные реки, подземные реки выходят горячими источниками, вокруг горячих источников появляются японские бани - онсены. По всей Японии есть множество онсеновых деревень, где каждый дом - общественная баня. В этих деревнях не сеют рис и не растят коров, здесь только моют и кормят. В пределе японская баня может считаться идеальным бизнесом. У него фактически нет текущих расходов: горячая вода течёт сама, а больше ничего не нужно. В банях деревни Курокава, на чёрной реке Курокава, даже не дают (и запрещают брать с собой) мыло, там нет душа, потому что вся вода проточная и все попадает в реку. Писать в неё после главного национального героя вроде не стыдно, а вот мыло сливать - не положено, на этой воде все живут, и она должна оставаться чистой.




Вред, нанесённый этой стране американцами во время войны, не измеряется взрывом атомной бомбы. Тут есть второй, библейский такой грех, что-то вроде того, что сделал змей-искуситель. В традиционной японской бане женщины и мужчины мылись всегда вместе. Во время оккупации американские солдаты очень этому удивились и доходчиво объяснили местным жителям, что это неприлично. И вот что обидно - японцы поверили. С тех пор в крупных городах и рядом с ними стали делать отдельные онсены для мужчин и для женщин и ещё отдельные семейные онсены, где все вместе, но только знакомые. Смешанные онсены, где всё как положено, остались только в глухих деревнях.

Но и тут приходят перемены. Курокава - деревня из 24 домов, и, как не сложно догадаться, 24 бань на открытом воздухе. Но некоторое назад, когда в Курокава пришла всеяпонская популярность, каждую из бань разделили на две закрытых половинки: большая - смешанная баня, для мужчин и женщин вместе, всё как положено, и закрытый загончик поменьше - для девушек, которые стесняются. К сожалению, местные жители, как обычно в деревне, состоят только из стариков и старушек, а молодые девушки уже приезжают из больших городов, и они знают, что надо стеснятся. В результате смешанный онсен становится, по факту, мужским онсеном, обитатели которого совсем не против, чтобы к ним зашли девушки. В результате девушки только заглядывают, видят толпу голых мужиков в воде, краснеют и быстро убегают прятаться в свои закрытые загончики. И вагоны в поезде у них отдельные, и онсены. Разве так можно?




Общеяпонская популярность пришла в Курокава, - крошечную, затерянную в горах на краю Японии деревушку, - сделав её неожиданно одной из самых дорогих и популярных онсеновых деревень, совсем не так давно и в результате всего одного нововведения. Жители деревни договорились между собой о специальном пеньке на шею, который покупает каждый приезжающий в деревню. На этом пеньке онсены ставят свои печати - и из 24 онсенов в деревне можно войти не в один, а в любые три (на пеньке как раз место для трех печатей). Три бани в один день - это целый банный Диснейленд, с утра и до вечера. Позавтракали - помылись, пообедали - помылись, пополдничали - помылись снова.




Но есть и второй замечательный бонус - местные жители так же договорились с местным божеством, и использованные пеньки местный бог принимает как «эма». Эма буквально значит «лошадиная картинка», эта традиция родилась из древнего обычая дарить храму лошадь, перед тем как попросить что-либо у богов. Теперь лошадей не дарят, но обычно покупают табличку, на которой пишут свою просьбу богу и оставляют ее в храме. Так вот в Курокава покупать ничего не надо - достаточно просто выбрать одну из трех заготовленных счастливостей (удача в любви, безопасность на дороге или успех в бизнесе) и оставить использованный пенек в местном храме. Остальное боги берут на себя.

Я это к тому, что в Японии главное - с богами договорится, а успех приложится.





истории


архив


поиск


заказ


инфо


стат

Previous post Next post
Up