Так уж получилось, что в Мурманск я приехал из Норвегии посуху, точнее по автомобильной дороге, пройдя с десяток различных КПП, проверок документов и подозрительных, косых взглядов. Что ж, есть такая работа, Родину защищать, подумалось. И вот наконец долгожданный Мурманск. Предлагаю прогуляться вместе со мной.
01. Ранним, майским утром праздничный город выглядит просто великолепно.
02.Мурманск вытянулся вдоль скалистого Кольского залива более чем на 20 км. Сопки тут, сопки там. Зима только-только сползла с городских очертаний, не успев уступить место зеленеющему покрывалу весны.
03.Центральная улица Ленина (естественно), выглядит как-то пустынно. То ли рано еще, то ли в преддверии праздничного шествия улицу перекрыли.
04. В отсутствие зелени, зеленеет железнодорожный вокзал.
05. Штаб-квартира, или головной офис (кто знает как нынче правильно?) Мурманского Морского Пароходства MSCO.
06. Город был основан в 1916 году, и основная жизнь его прошла (до сего момента) в Советском Союзе. Это заметно и в архитектуре и в поведенческих моделях жителей. Например, при заселении в гостиницу Моряк (славное название), в заранее забронированный номер, меня отказывались пускать, так как отсутствовал общегражданский паспорт, а предлагаемый взамен загранпаспорт или водительские права за документ не прошли. Администратор гостиницы готова была оставить меня ночевать на улице. После продолжительной дискуссии, выход, конечно же, нашелся - в духе времени: Меня взял "на поруки" товарищ
uritsk, от которого теперь, я не должен отходить ни на шаг. Когда конфликт практически был урегулирован (гостиница Моряк с боем была взята), администратор на миг задумалась... Я застыл... Предполагая что сейчас у меня попросят профсоюзный билет или военный, или еще чего-нибудь. Но опасность миновала. С меня взяли подписку о том, что я гарантирую сохранность имущества номера (кровать - 2 шт, стол - 1 шт, стул - 2 шт, и т.д.). Что тут сказать? надо было селиться в нормальную гостиницу? Может быть. Но где ж еще на "своей шкуре" ощутить такие прелести? В общем гостиница "Моряк" - искренне рекомендую.
07. В Мурманске, как и в любом другом советском городе много барельефов. Была идея даже собрать некую коллекцию. В этом смысле город мне сейчас напоминает
Комсомольск на Амуре.
08. Я боялся что администратор известной гостиницы отправит меня куда-то сюда... В МУРМАНСКИЙ БАССЕЙНОВЫЙ КОМИТЕТ ПРОФСОЮЗА РАБОЧИХ МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА (вход со двора). Ну разве не чудно?
09.В годы Великой Отечественной войны, город был практически полностью разрушен. Но учитывая его стратегическое расположение, вошел в десятку городов (наряду с Москвой, Ленинградом, Киевом и т.д.), восстановление которых объявлялось первостепенной задачей. Таким образом, к началу 50-х годов город был полностью восстановлен. А жилой фонд, за исключением ряда центральных улиц, представлял собой такие вот типовые деревяшки.
10. Доживающие сегодня последние деньки. В 2010 году заработала программа "К столетию города-героя Мурманска - без деревяшек" . Что ж, 2016 год не за горами. Поживем - увидим.
11. Маршруты всех гостей Мурманска, как мне объяснили, лежат в сторону безымянной сопки расположенной на восточной границе города, к Мурманскому Алеше. Туда мы и направимся. В ближней перспективе - башня-маяк - архитектурная доминанта мемориального комплекса посвященного Морякам, погибшим в мирное время.
12. Улица Челюскинцев.
13. Церковь Спаса-на-водах, построенная в современное время в 2002 году.
14. Маяк, церковь и якорь - все это часть мемориального комплекса Морякам, погибшим в мирное время. Тут же расположена рубка "Курска".
15. Сверху, с "Алешиной сопки" (редакция моя) открывается прекрасный вид на город и на Кольский залив.
16. Конечно, утро не самое лучшее время для съемки практически против солнца, но попробуем что-то разглядеть поближе.
17. Высотное здание справа - шестнадцатиэтажная гостиница "Арктика". Там же расположена площадь Пяти углов - фактический центр города.
18. Но основное пространство занимают сооружения "Большого" морского порта, включающего в себя и торговый, и пассажирский и рыбный порты.
19. В центре - Пассажирский вокзал, со стоящими на причале атомным ледоколом "Ленин", пассажирским судном "Клавдия Еланская", неопознанным ледоколом стоящим рядом с АЛ "Ленин", чуть дальше "морковка" "Норильский никель".
20. Солнышко приятно припекает, посидим, посмотрим на город и залив?
21.
22.Железнодорожные узоры
23. К сожалению с "Алешиной сопки" не видно причалы "РосАтомфлота" где стоят атомные ледоколы.
24. На противоположном берегу Кольского Залива на сопках снег еще не сошел.
25.Сам Алеша - памятник защитникам Советского Заполярья.
26. В честь праздника Ленинградская улица стала пешеходной, в такую славную погоду, почему б и не прогуляться!?
27. Теперь уже редкий предмет некогда такого привычного и обыденного транспортного средства, котрое можно было встретить практически в любом городе Советского Союза: ЛиАЗ-677. С 1968 по 2002 годы было выпущено более 187 тысяч (!) этих автобусов.
28.
29. Заполярная обочина
30. Пассажирский морской вокзал. Посмотрим что за дивные суда здесь пришвартованы.
31. Легендарный атомоход
"Ленин"
32. Спасательный морской буксир "Агат".
33. Теплоход "Клавдия Еланская" построенный в Югославии в 1977 году. Работал на самых разных пассажирских маршрутах в Баренцевом и Белом морях. Ходил к берегам Земли Франца-Иосифа, Новой Земли и Антарктиды. Катал туристов на Соловецкие острова, в Норвегию, Данию, Финляндию, Германию и Францию. Доставлял шахтеров на Шпицберген. Сегодня круглогодично обслуживает линию вдоль побережья Кольского полуострова, связывая Мурманск с труднодоступными населенными пунктами Чапома, Островной, Чаваньга и Сосновка.
34. Дом-сухогруз на вечном приколе.
Такая вот непринужденная прогулка получилась по весеннему солнечному городу Мурманску.