Заказной пост №2 . Промышленность Российской Империи перед и во время ПМВ

Mar 03, 2006 17:30

Предупреждаю сразу - пишу по памяти, поэтому цифирей будет мало, а рассуждений много.



Общая характеристика. В конце XIX - начале ХХ века Российская империя переживала мощный подъем промышленного производства. Демонстрацией быстро растущего потенциала империи стало строительство "самого выдающегося технического сооружения ХХ века" (с) Сантифик Америкен - Трассибирской железной магистрали. Постороенная за всеьма короткий срок по единому инжнерно-техническому замыслу самая длинная в мире железнодорожная магистраль поразила воображение современников.

По уровню развития технологий Россия входила в число наиболее высокоразвитых государств мира, обладая всеми современными технологиями.
Российская империя умела разрабатывать и строить -
- боевые корабли всех классов, включая дрендноуты
- Автомобили
- Аэропланы
- Радиостанции
- Броневую сталь
- все виды вооружений, включая зенитные орудия
- подводные лодки
- Паровозы
- дизельные двигатели

Ничего этого не умели делать ни Китай, ни Турция (с которыми любят сравнивать Россию некоторые нынешние леваки и либералисты)

Российские разработки хотя и не являлись наиболее передовыми, но вполне соответствовали общемировому уровню.

Главная проблема была в объемах выпуска продукции, здесь Россия в ряде отраслей существенно отставала от лидеров - Англии, Германии, Франции и США - в первую очередь это производство ДВС и завязанные на него производства автомобилей и аэропланов.

Перед войной в связи с принятием Российского Закона о Флоте прошла радикальную моджернизацию судостроительная промышленность империи развернув мощности, позволявшие одновременно строить до 6 линейных кораблей на балтике и 4-х на Черном море. Промышленность освоила серийный выпуск крупнокалиберных морских орудий (вплоть до 16-ти дюймовых)а с вводом в строй царицинского артзавода получала даже опредленный запас мощностей.

С началом мировой войны обнаружились существенные проблемы развития российской промыщленности, главные из которых заключались в следующем:
- не готовность военных заводов к резкому увеличению количества продукции в военное время. Причем неготовность эта проистекала из недооценки военным командованием уровня потерь вооружений и соответственно потребностей в полученнии новых вооружений в довоенный период. Впрочем, этим грешили все участники ПМВ и немцы вооружали своих пехотинцев трофейными русскими трехлинейками явно не от хорошей жизни.
- Отсутствие четкой системы управления промышленностью в военное время, в частности не были урегулированны вопросы брони для квалифицированных рабочих военных заводов, мобилизационные программы для частной промышленности.
Решить эти проблемы в целом удалось к 1916 году, хотя осложняющим фактором в решении второго вопроса стала деятельность думской оппозиции во главе с Гучковым и примкнувшим к нему земгором - конторы активно пилившей казенные деньги с практически нулевой отдачей.

В конце 1915 года Правительство начинает принимать меры к увеличению промышленного потенциала России и ликвидации отставания в ряде ключевых областей - автомобильной и авиационной. Так заключаются контракты на постройку 6 автомобильных заводов:
Руссо-балт в Филях (ныне НПО им ХРуничева)
АМО в Москве (ЗиЛ)
Русский рено в Рыбинске (Рыбинские мооторы)
Ярославский автомобильный (ЯГАЗ, ныне Ярославский моторный)
Аксай (ныне Россельмаш)
Мытищенский завод военных самоходов (Мытищинский машиностроительный)

Первую свою продукцию эти заводы дали уже в 1917 году. Причем АМО развернул (по обходной технологии) массовое производство грузовиков и к 1919 году выпустил около 1300 автомобилей.
Завод Рено в Рыбинске одновременно готовил к вводу производство авиационных моторов (уничтоженное в 1918 году) и допускал возможность производства танков.

Вторым этапом должно было стать расширениие до промышленного уровня авиационных заводов (Лебедь и Руссо-балт - в Питербурге, Анатра в Одессе, Дукс - в Москве) до объемов выпуска 10000 аэропланов в год.

Таким образом годы ПМВ стали фактически годами индустриализации для России. Индустриализации без надрыва сельского хозяйства, искуственно завышенных темпов и т.д.
Сохранение таких темпов позволяло Российской империи к концу 20-х годов выйти на одни из ведущих позиций в мире.

Не стану рассматривать здесь финансовое положение империи - это тема отдельного постинга, но судя по материалам переговоров с союзниками в январе 1917 года, оно было достаточно стабильным и не вызывало особого беспокойства у российского министра финансов и государя.
А.
Previous post Next post
Up