Оригинал взят у
nekakprivikli в
Начинаем тему склонение и мягкий знак после шипящих в существительныхПадежи с вопросами дети учили в прошлом году песенкой на мотив "Кабы не было зимы в городах и сёлах", которую мы придумали с моими тогдашними учениками лет десять назад:
Именительный кто?что?
Кого?чего? - Родительный
Дательный - кому?чему?
Кого?что? - Винительный.
А Творительный кем?чем?
О ком?о чём? - Предложный.
Вот такие падежи, их запомнить сложно.
Вот такие падежи, их запомнить можно.
Несколько раз спели в прошлом году песенку и падежи с вопросами у них в голове остались надолго.
Вообще тема "Склонение существительных" с точки зрения орфографии нужна, чтобы правильно писать окончания (на веткЕ елИ). Но мне вообще-то эта тема интересна и сама по себе.
Ведь это интересно, что в русском языке выделяются такие чёткие группы слов, которые одинаково себя ведут.
Начинаем мы не со склонения, а с рода существительных.
Я прошу детей называть мне самые разные существительные женского рода в единственном числе и в именительном падеже, и мы ищем, какие у этих существительных могут быть окончания.
Ну дети называют: река, парта, стена, земля и т.п. Мы обращаем внимание, что все слова заканчиваются именно на -а или -я. Я прошу найти другие, чтобы не на -а и не на -я. И дети честно ищут, перебирая самые разные слова. Долго ищут. Подозревая время от времени меня в обмане (А такие есть?). Я не подсказываю. Если долго не находим, переходим к мужскому роду и ищем, что же с ним. В мужском роде подавляющее большинство слов будет заканчиваться на согласный. Дети перечисляют, ищут другие варианты: стол, стул, конь, гербарий и т.п.- все заканчиваются на согласный, у всех нулевое окончание.Наконец кто-то говорит "Мужчина! Мужской род, а заканчивается на -а, как женский!А ещё папа!" Тут мы обнаруживаем и имена мальчиков. Причём только уменьшительные: Ваня, Костя, Саша, Коля и т.п. Полные имена по всем правилам мужского рода будут заканчиваться на согласный (Иван, Константин, Александр, Николай). Рассказываю детям, что таких существительных мужского рода, которые заканчиваются на а, меньшинство, маленькая группа, и возникли они как раз как ласкательная форма, как уменьшение. Потом, покопав, дети обнаружили "фламинго" мужского рода и "шимпанзе". Мы смотрим на эти слова и обнаруживаем, что с ними не так: они совершеннейшие иностранцы, не подчиняющиеся правилам нашего языка до такой степени, что даже не изменяются, не склоняются. Сюда же находят и в женский род "миледи", которая тоже изменяться по законам русского языка не собирается, и окончание её совершенно не соответствует окончаниям русских слов в женском роде единственного числа. Потом ищем так же средний род, обнаруживая там только слова, которые заканчиваются на -о и -е, и никакие другие не находятся, хоть искали долго.
Да, в женском роде нашли слово тень. Тоже не на -а, -я, но я подсказываю детям, что эта группа как раз вполне распространённая. Так мы обнаруживаем, что существительные женского рода заканчиваются только на -а, -я или на мягкий знак (поискать существительное женского рода на согласный без мягкого знакак на конце тоже предложила, и тоже ничего у нас не вышло, хотя вспомнили много слов).
И вот тут грех было не поговорить про мягкий знак после шипящих.
Так как мы обнаружили, что в женском роде все слова, если заканчиваются на согласный звук, должны писаться с мягким знаком на конце, обнаружить, что это правило распространяется и на шипящие не составило труда (дрожь, ночь) (шипящие (ж, ш, ч, щ) не имеют пар по твёрдости/ мягкости и поэтому "смягчать" их мягким знаком бессмысленно: что жь, что ж - прочитаем одинаково твердо, что чь и ч - прочитаем одинаково мягко). Осталось только сказать, что у существительных мужского рода (меч, луч, нож), чтобы отличать их от женского, и у существительных во множественном числе (задач, туч, хрюш, каркуш) - мягкий знак не пишется, и потренироваться.
Ну и на дом - составить диктант со словами с этой орфограммой.
А про склонения придётся говориьь в следующий раз. Но первый шаг сделан. Дальше нам нужно будет смотреть, как изменяются эти группы слов, есть ли в этом какие-то закономерности и постоянства, которые смогут помочь нам писать грамотно и узнавать что-то новое из истории языка.
Примечания:
Дети могут обнаружить существительные на -мя в среднем роде (семя, время, вымя и т.п.). Оканчиваться на "я" среднему роду не свойственно, и таких слов мало (пересчитать по пальцам рук и ног запросто;)). Про эти слова я писала тут:
http://nekakprivikli.livejournal.com/8403.htmlОни - свидетельство существования в нашем языке носовых гласных, как во французском. Эти носовые гласные как раз и обозначались в старославянском алфавите буквами юс большой (обозначал о носовое) и юс малый (обозначал носовое е). То есть вместо нынешнего я в этих словах произносилось е носовое. А когда носовые звуки из системы нашего языка исчезли, это е носовое перешло в каких-то позициях в я, а в каких-то в ен (его "носовость" превратилась в согласный н): имЯ - имЕНи, времЯ - времЕНи.
Может, я про что-то и забыла. Но дети найдут - спросят.