Лидия Иванова " Книга о моем отце"

Dec 16, 2016 15:42

Мой любимый живой классик - Денис Драгунский написал как-то список книг, рекомендуемых к прочтению
http://clear-text.livejournal.com/472872.html
Из 10 умопомрачительных и сногсшибательных книг, которые мало кто читал я выбрала
«Книгу об отце» Лидии Ивановой.

Лидия Иванова - дочь выдающегося поэта-символиста Вячеслава Иванова.

Про Вячеслава Иванова я знала очень мало - ну какая-то там «Башня» в Петербурге.

Книжка оказалась увлекательнейшей. Это и дневник, и хроника, и биография отца - всё вместе. Написана легко и очень интересно. Мелькают знаменитости. Вокруг бушует 20 век, трясет Россию, потом трясёт всю Европу. Читала её осенью 2016 в средиземноморском отпуске и очень, очень хотела в Рим! А теперь хочу вам рассказать про Вячеслава Иванова и его удивительную семейную историю.

Итак, с вами журнал Карнавал желтых подробностей из Серебряного века!
Вячеслав Иванов и его жена-муза - Лидия Зиновьева-Аннибал.


[про папу]

Вячеслав Иванов был энциклопедически образован. Он остался в памяти людей в большей степени как ученый/ мыслитель/ эрудит/ знаток античности/ наставник - нежели поэт.


Образование в германских университетах, обучение у ведущих учёных историков и философов ( он был одним из последних учеников Моммзена, крупнейшего специалиста по Древнему Риму), сторонник ницшеанства, славянофильства, идей Владимира Соловьева. Свободное владение латынью, эрудиция, и духовные искания, соборность, поиск возврата к праславянству, - и тут же диссертация по Дионисийству и дионисийским культам ( та ещё порнография, скажу я вам!).

Вот к примеру Вакханалия ( она же диониссия), как её мыслил французский художник Николя Пуссен


Вакханки или менады - буйные спутницы Бога Диониса, или Вакха, известны своим легкомысленным и зачатсую агрессивным поведением, так они разорвали величейшего певца и музыканта древности Орфея на кусочки. Менады одного корня с маниаками и манией, безумные, неистовые.

Вторым браком Иванов женился на натуральной менаде, Лидии Дмитриевне Зиновьевой (взявшей творческий псевдоним Зиновьева -Аннибал).

[про маму]
Лидия Дмитриевна происходила из Самых богатых и Знаменитых родов Российской империи.


Её мать, урожденная баронесса Веймарн, по материнской линии была потомком Абрама Ганнибала, по совместительству предка Пушкина, тоже по материнской линии. Брат Лидии Дмитриевны - губернатор Санкт-Петербургской губернии, дядя и дедушка - генералы.

С юности Лидия Зиновьева отличалась очень резким нравом, была выгнана из женского института за вольнодумство. Стала обучаться дома и как следствие вышла замуж за домашнего учителя по фамилии Шварсалон, который первый и начал дурить ей голову Революцией, Равенством, праФеминизмом - а на самом деле хотел жениться на богатой наследнице. От Шварсалона Лидия родила двух мальчиков и девочку Веру. Стала увлекаться народничеством, революцьонерами, вступила в партию эсеров, сняла конспиративную квартиру для собраний… И сбежала от мужа в Италию, как только поняла, что он не социалист, не народник, а демагог-голддиггер.



Стала жить жизнь Эмансипированной женщины с тремя детьми и познакомилась с поэтом Вячеславом Ивановым.
Два очень свободных (духом!) человека Влюбились и поженились ( Иванову жена дала развод, Лидия Дмитриевна мучительно разводилась с первым мужем, не дававшим развода).

Свадьба прошла в маленькой греческой церкви Ливорно, куда молодожены приехали без гостей и спутников, и где им по греческому обычаю вместо брачных венцов надели на головы обручи из виноградных лоз, обмотанных шерстью ягненка.

Лидия-младшая, автор книги, родилась в 1896 году, ещё до венчания родителей. Была ещё дочка Еленушка, умершая во младенчестве в Лондоне.

Фотографии показывают нам женщину необыкновенную, что-то львиное в облике, брови, горящие глаза, энергия во всем образе, даже пышные непокорные волосы бунтуют! Маленькая Лидия помнит маму как Роскошную даму.

Лидия Дмитриевна обожала дорогие яркие ткани и драпировалась в них всю свою жизнь - не сшитые, не сметанные полотнища тканей были плащами, из них она сооружала древнегреческие хитоны и пеплосы, ими декорировала жилища. Одежды развевались, глаза сверкали - не женщина- сгусток пламени!

[про Женеву, Башню, богему и к чему приводит хождение в народ]

Многодетные супруги жили богемной жизнью и творили - Иванов писал выспренные, пышные и сложные стихи, полные аллюзий, отсылок к античности, Лидия-старшая писала , опережая свой век, шокируя и дразня - об уродах, о любви втроем, о любви между женщинами… Ставить свои смелые литературные опыты она стала именно после брака с Ивановым. он раскрыл её, подтолкнул к творчеству.
Впрочем, и в личной жизни она была склонна к рискованным экспериментам. Так уже в Петербурге их семья пыталась заключить тройственный союз, menage a trois, сначала с поэтом Сергеем Городецким, а после с женой Максимиллиана Волошина Маргаритой Сабашниковой.

Николай Бердяев считал Лидию Дмитриевну "дионисической, бурной, порывистой, революционной по темпераменту, стихийной» натурой.

Сначала молодая семья скиталась, а вернее переезжала - Италия, Англия… Потом детей поселили в Швейцарии, в Женеве в прелестном доме с райским садом вокруг под присмотром подруги семьи Марии Замятниной.



Лидия Иванова с отцом и «второй матерью», Марией Замятниной

Родители путешествовали - Палестина, Греция, вне путешествий жили большей частью в Петербурге, в Женеву, к детям только наездами….
Лидия-младшая до 10 лет не была в России ни разу. В 1905 ( или 1906?) году семья вернулась в Россию, всех детей ( кроме старшего мальчика, обучавшегося в Англии) пришлось привезти в Петербург, что Родителей-поэтов в какой степени напрягло.

Первым делом мать семейства отправила своих детей знакомиться с поэтом Михаилом Кузминым, художником Константином Сомовым, литературным деятелем Г.Чулковым.


Портрет Вяч. Иванова работы К.Сомова

Лидия-младшая вспоминает писателей, режиссеров, музыкантов - знаменитостей начала века как привычных гостей и друзей дома. Постоянно поселившись в России Иванов и З-А завели самый шикарный литературно-философский салон в Петербурге, пресловутую Башню.



В Фонарном выступе на 6 этаже, на перекрёстке Таврической улицы и Тверской ( возле Таврического сада) собирался цвет русской интеллигенции: поэты, философы, люди театра, «около-художники», «около-музыканты» и «около-литераторы». Председательствовал обычно Н.А. Бердяев.

Лидия З.-А. восседала на подушках, на коврах, на полу - как наложница в серале, заматывалась в свои яркие хитоны, туники и покрывала, то есть со своей стороны поддерживала дух античности.


Собирались по средам, сидели всю ночь, встречи были многолюдными, но высокоумными, возвышенными. Это были пиры духа в самом высоком и непосредственном смысле.


Вячеслов Иванов стремится взлететь со своей Башни

Предметом обсуждения на «средах» были такие темы как «искусство и социализм», «религия и мистика», «актёр будущего», «мистический анархизм» и так далее. После дискуссий наступало время для чтения стихов. Читали Бальмонт, Блок, Брюсов, Андрей Белый, Гумилёв…
Анна Ахматова демонстрировала чудеса гибкости - делала гимнастическую фигуру мостик и зубами вытаскивала спичку, воткнутую меж плашек паркета…


Рисунок Амадео Модильяни - молодая и гибкая Ахаматова на Трапеции 

Собрания на Башне были воплощением мечты Вячеслава Иванова о синтезе искусств, своего рода платоновским пиром идей.

Лето 1907 года вся семья проводила в поместье Загорье у близких приятелей. Матери семейства после перенесенного воспаления легких как-то неймлось. З-А. гуляла по окрестным полям и лугам босая, в своих развевающихся одеждах, радовалась, что похудела...Хотела было пойти на богомолье, в Палестину пешком с пилигримами. Какая-то тень легла на неё...


Зиновьева Аннибал со старшей дочерью Верой и мужем.

В конце лета 1907 года вокруг Загорья бушевала эпидемия скарлатины. Лидия Зиновьева-Аннибал лечила крестьянских детей , заразилась, тяжело заболела и умерла в октябре. Младшей дочери Лидии было 10 лет.
Одна из последних фото Лидии Дмитриевны, с мужем и 17-летней старшей дочкой Верой Шварсалон:


После смерти жены Вячеслав Иванов написал 42 сонета ( столько ей было лет, когда она умерла), и 1212 канцон (столько лет они прожили вместе). Они составили раздел «Любовь и смерть» в его книге «Сог агdens» («Пламенеющее сердце»). Сборник открывался стихотворением «Менада», в котором он запечатлел дионисийскую природу жены

Скорбь нашла и смута на Менаду;
Сердце в ней тоской захолонуло.
Недвижимо у пещеры жадной
Стала безглагольная Менада.
Мрачным оком смотрит - и не видит;
Душный рот разверзла - и не дышит.
И текучие взмолились нимфы
Из глубин пещерных на Менаду:

«Влаги, влаги, влажный бог!..»

«Я скалой застыла острогрудой,
Рассекая черные туманы,
Высекая луч из хлябей синих...
Ты резни,
Полосни
Зубом молнийным мой камень, Дионис!
Млатом звучным источи
Из груди моей застылой слез ликующих ключи»...

Бурно ринулась Менада,
Словно лань,
Словно лань, -
С сердцем, вспугнутым из персей,
Словно лань,
Словно лань, -
С сердцем, бьющимся, как сокол
Во плену,
Во плену, -
С сердцем, яростным, как солнце
Поутру,
Поутру, -
С сердцем, жертвенным, как солнце
Ввечеру,
Ввечеру...

Так и ты, встречая бога,
Сердце, стань...
Сердце, стань...
У последнего порога,
Сердце, стань...
Сердце, стань...
Жертва, пей из чаши мирной
Тишину,
Тишину! -
Смесь вина с глухою смирной -
Тишину...
Тишину...



продолжение следует!

я читала одну книжку

Previous post Next post
Up