В Доме творческих союзов на набережной Амстердам (Йошкар-Ола) состоялась презентация новой книги Владимира Марышева - сборника фантастических рассказов "Спаситель Вселенной". Это пятая книга автора, предыдущие вышли в издательствах "АСТ" (Москва), "Лениздат" (Петербург) и Марийском книжном.
Под твёрдой обложкой с изображением мило беседующих космонавта и робота - три десятка "новых" (для республики) рассказов, качество которых было проверено (иногда неоднократно) на российских, украинских и американских читателях - в журналах "Наука и жизнь", "Полдень, XXI век", "Юный техник", антологии "Настоящая фантастика" и проч. (подробнее
здесь).
Здесь и дальше фото И. Карпова.
В небольшом уютном зале собрались друзья, коллеги и почитатели "юбиляра". Открыла встречу председатель регионального отделения Союза писателей России Светлана Архипова, после чего слово взял выпускающий редактор журнала "Литера" Сергей Щеглов, рассказавший о творческом пути фантаста.
С. Архипова, С. Щеглов, В. Марышев.
Продолжил сам Владимир - от него мы узнали много интересных подробностей о поездках на различные конвенты и встречах с корифеями российской science fiction. С проникновенной речью о Володе выступил его давний друг и собрат по журналистике и фантастике Сергей Шалагин.
Кстати, когда-то эта "троица": Марышев, Шалагин и Поршаков (председатель) составляли костяк йошкаролинского КЛФ "
Перевал".
В заключение выступил доктор филологических наук литературовед Игорь Карпов, определивший место Владимира Марышева в литературе рядом с местным классиком Аркадием Крупняковым - по крайней мере, и тот, и другой едва ли не единственные из современных "марийских" авторов, кто покорил печатные площадки российского масштаба.
Почитательницы.
Что ж, пожелаем Володе дальнейших творческих успехов, а нам всем - приятного чтения!
Click to view
Презентация на ТВ.
Информация в прессе.
Игорь Карпов
Лабиринты Владимира Марышева
Намедни в Доме творческих союзов прошла презентация новой книги «фантастических рассказов» «Спаситель Вселенной» Владимира Марышева. А если презентация и новая книга, то и прочитать эту новые книгу хочется как можно быстрее. Заодно бы перечитать и другие произведения автора. «Другие» у Владимира Марышева - это романы «Полёт Валькирии» (М., 2001), «Избранные» (М., 2003), «Конец эпохи» (СПб., 2007), повести и рассказы «Лабиринт» (Йошкар-Ола, 2008) и многие другие.
На презентации Владимир Марышев сказал, что любимым его рассказами в новой книге являются «Страж» и «Видимость жизни». С этих рассказов и началось моё погружение в новое творение нашего известного фантаста.
И - вдруг - первая мысль после чтения: а где же фантастика?
«Страж» - это прекрасно выполненная притча, стилизованная под восточную сказку. Страж охраняет Сад - «одно из чудес света». Если бы «жители окрестных княжеств» приходили любоваться его красотой! Но один приходит, чтобы сорвать «всего одно яблочко» с Дерева богатства, другому нужно Дерево власти, третьему - несколько плодов, чтобы и среди смертных вырастить сад, который красотой своей озарил бы «самые неприветливые души, утешить страждущих». Первый пришелец изгоняется, второй - уничтожается, третий отпускается с напутствием: «возрастить сад, способный наполнить светом хмурые души, вам предстоит самим.
Вот и вся сказка, а притча впереди.
Автор интригует читателя. Оказывается, что страж райского сада - змей, искусивший мужчину и женщину отведать плод с одного из деревьев. И первые люди выбрали великолепный плод с раскидистого Дерева познания добра и зла.
Один из вопросом, мучающий стража - о себе: кто он такой? Следовательно, почему он назначен стражем Сада? Почему не может его покинуть? Почему он сам ни разу не отведал ни одного плода?
И вот он идёт к невзрачному дереву с малопривлекательными плодами. Вероятно, жёсткими и кислыми. «Пожалуй, это и правильно - сладкой бывает только ложь…» Как точно и к месту подмечено! И кем - стражем-искусителем, лжецов, да ещё и рассказчиком: «сладкой бывает только ложь», его ложь.
За этой мыслью следует последняя фраза рассказа, опять же круто поворачивающая ход авторской мысли и восприятие читателя: «Я остановился перед Деревом познания себя».
Конечно, на первый взгляд, рассказ может быть воспринят как вольное вторжение в ветхозаветное предание о первых людях. Но в рассказе нет однозначности, есть простор для интерпретации. И смысловая глубина.
Потомки первых людей выбирали иные плоды (роскошь, власть, бессмертие, плотская любовь). Мысль, мучающая стража: «А может быть, только они в своей первозданной своей простоте и были способны воспринять истину?»
Итак, рассказ-притча.
Второй любимый автором рассказ - «Видимость жизни». По внешней фактуре он может быть назван фантастическим: другая планета, война людей и аркассийцев («капюшонников»). Но в центре рассказа, в его смысловой глубине - размышления и чувства молодой женщины, бойца Хэтти и специалиста по системам связям и управления Игоря. Сомнения Игоря: «…Мы заявились на эту планету без спроса, не беря во внимание, что она уже занята». У Хэтти, от имени которой ведётся повествование, - иные мысли и чувства: неудавшаяся жизнь с мужем, случайные встречи с другими мужчинами, любовь к этому вот «специалисту» Игорь. И в свете этой любви - понимание, что вся прежняя её жизнь была видимостью жизни. Ценой своей жизни Хэтти спасает любимого.
Опять же это не совсем фантастика, скорее психологический рассказ (пусть с внешним налётом - фантастическим действием).
Это в романах Владимира Марышева была, так сказать, чистая фантастика: там и герои почти все наделялись англосаксонскими именами, и действия происходили и иных пространствах-иных временах, и написаны они были хотя и на русском языке, но как в переводе с англ. Начиная со сборника «Лабиринт», и вот теперь в рассказах «Спасителя Вселенной», и рассказах, публикуемых в последнее время в журнале «Литера» жанры и авторский стиль изменяются. Теперь фантастическое уходит как бы на второй план («Чувство долга»), или погружается в современность («Пикник», или становится фантасмагорическим сном (рассказ «Благо» - «Литера», 2016, № 1).
И везде главное - любовь человека к человеку, изображение способности человека к подвигу, к жертвенности.
И вера автора в то, что если Благо хотя бы несколько минут проведёт в нашей реальности, то «мир получит шанс».
Между прочим, персонажи Владимира Марышева всё чаще говорят современным русским языком разных социальных групп, т. е. слово приобретает в прозе автора смысловую глубину, национальную окраску, многозначность - вплоть до тонкого юмора.
Всё это вместе в судьбе писателя называется эволюцией, чему можно только порадоваться, с чем можно поздравить автора.
16 октября 2016
Добавить в друзья