МЕНТАЛИТЕТ НАШЕГО НАРОДА И ЕГО РОЛЬ В ПОБЕДЕ НАД НЕМЕЦКИМИ ФАШИСТАМИ (1941 - 1945)

May 08, 2015 04:25



Почему наша страна всегда побеждает в отечественных войнах? Каждый раз превосходство в силе давало противнику непоколебимую уверенность в победе, и каждый раз враг ошибался. В этой статье мы рассмотрим особенности нашего менталитета и их роль в победе над немецким оккупантом.

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, все страны бывшего СССР обладают так называемым уретральным менталитетом. В отличие от вектора менталитет представляет собой не желания с обслуживающими их свойствами и ценностями, а только ценности носителей этого вектора. Но и они влияют на поступки человека. Человеку с уретральным менталитетом свойственны:

I. Готовность пожертвовать собой
II. Милосердие
III. Мгновенная реакция вне рамок и правил
IV. Чувство справедливости по нехваткам

Рассмотрим эти качества подробнее.



I. Готовность пожертвовать собой

Как показывает системно-векторная психология Юрия Бурлана, для носителя уретрального вектора характерен приоритет общественного блага над своими личными интересами. Этим объясняются его чувство колоссальной ответственности и высокая способность к самопожертвованию.

Человек с уретральным менталитетом отличается от носителя любой другой ментальности тем, что в экстремальных ситуациях он в большей степени способен думать о спасении находящихся с ним товарищей или даже всей страны. Этой ментальной ценностью и объясняются многочисленные примеры героизма нашего народа во время Великой Отечественной войны.

Многие советские города вошли в историю как непревзойденные образцы мужественного сопротивления. Неимоверными усилиями и жертвам и мы отстаивали все ключевые позиции. Вспомним лишь некоторые из них - Москву и Сталинград.

1. Захвату Москвы Гитлер придавал первостепенное значение и сосредоточил в этом районе главные силы. К началу наступления на Москву у немцев насчитывалось более 1 млн. человек, свыше 14000 орудий и минометов, до 2000 танков и 1000 самолетов. Немцам противостояли около 800000наших бойцов, 6800 орудий и минометов, 780 танков и до 550 самолетов, в основном старых типов.



Несмотря на недостаток в военной технике, вооружении и боеприпасах, советские защитники отстояли город, а затем перешли в контрнаступление. В битве под Москвой особенно отличилась 316-ая стрелковая дивизия под командованием И. В. Панфилова. Весь личный состав этой дивизии героически отражал бешеный натиск танковых частей противника. Одну из групп солдат возглавил политрук В. Г. Клочков. Его слова, сказанные своим солдатам, молнией облетели весь фронт: «Велика Россия, а отступать некуда: позади - Москва!» В этих словах очень ярко выражен наш уретральный менталитет: велика Россия (т. е. есть в ней и другие территории, и другие люди), но отступать некуда (т. е. нельзя сдавать ключевую позицию, поэтому именно я здесь и сейчас должен сделать всё для общего спасения).

2. Упорное сопротивление врагу советские бойцы проявили и в битве за Сталинград. И хотя на каком-то этапе немцы заняли почти всю территорию города, узкую линию перед Волгой, 100 - 150 метров, они пройти так не смогли. Сверхчеловеческими усилиями наши защитники держались за эти последние 100 - 150 метров, потому что, если бы они сдали город, то тогда перерезалась Волга и блокировались поставки нефти, оружия и зерна с южных регионов России. Кроме того, по договору, как только немцы высаживались на правом берегу Волги, в войну должна была вступить Япония.

По длительности и ожесточенности боев, по количеству бойцов и военной техники Сталинградская битва превзошла все предшествовавшие ей сражения мировой истории. Она развернулась на территории в 100 000км². На отдельных этапах с обеих сторон участвовало более 2 миллионов человек, свыше 2000 танков, более 2000 самолетов и 26000 орудий. По результатам эта битва также не имела равных: советские войска разгромили пять армий (две немецкие, две румынские и одну итальянскую).

В битве за Сталинград тоже очень ярко проявился наш уретральный менталитет: защищая город, имевший важное военно-стратегическое значение, солдаты остро ощущали свою ответственность за всю страну и прилагали колоссальные усилия, чтобы отстоять свои позиции.



3. Еще один пример, доказывающий готовность наших бойцов отдать жизнь ради народа, - это воздушные тараны. За время войны пилоты совершили более 600 таранов, хотя ни воинский устав, ни командиры этого не требовали. Советские лётчики прибегали к этому приёму по личной инициативе : израсходовав боеприпасы, они стремились во что бы то ни стало, даже рискуя жизнью, не допустить бомбардировок наших городов вражеской авиацией.

4. Образцами самоотверженности могут служить наши партизаны, попавшие в плен, вытерпевшие зверские пытки, но не сдавшие своих товарищей (например, Зина Портнова, Зоя Космодемьянская).

5. Несмотря на блокадный голод, упорно работали ленинградцы. Директор ремесленного училища № 1 К. Мосолов впоследствии писал: «В столярной группе съели клей, съели фикус и другие цветы. Лица работающих бледны не от страха - от усталости. Больше 3-4часов ребятам у станка не выстоять. Гоним отдыхать -не соглашаются. Отойдешь от такого упрямца - смотришь минут через пять упал. Станки по-прежнему не простаивают ни секунды: у печки в комнате мастера постоянно сидят "запасные" ремесленники».

II. Милосердие

Как доказывает системно-векторная психология Юрия Бурлана, одним из свойств уретрального вектора является милосердие. Носитель этого вектора бессознательно стремится давать другим то, в чем они нуждаются. Уретральное милосердие отличается от зрительного сострадания: последнее наполняет эмоциональное желание (снимает страх, приносит душевное облегчение или наслаждение). А носитель уретрального вектора получает наслаждение от самого действия на отдачу, поэтому, даже не испытывая эмоционального наполнения, он просто не может не прийти на помощь. На базе уретрального менталитета с его ценностью милосердия очень ярко раскрывается способность человека к состраданию в носителях зрительного вектора.



Несмотря на крайне тяжелую ситуацию во время блокады, многие жители Ленинграда просто не могли не прийти на помощь другому, такая забота была для них совершенно естественной. Приведем здесь лишь несколько примеров.

1. Зимой 1942 г. прохожий увидел, как шедшая недалеко от него женщина упала от бессилия и не смогла подняться. Он понимает, что у нее уже не хватит сил подняться и идти, тогда она замёрзнет и умрет. Прохожий поднимает её и, подставив плечо, ведёт к дому. Так он спасает ей жизнь. Этот случай рассказывает Даниил Гранин, узнавший его от блокадников.

2. В декабре 1941 г. генерал М. Духанов посетил одну из ленинградских школ-интернатов. Впоследствии он вспоминал: «Стою в вестибюле интерната у дверей. Ребята (ленинградцы) уходят домой навестить родных. … «Куда ты несешь еду?» - спросил я у мальчика. «Домой, маме. Она еле ходит от голода».Я стал останавливать других ребят и спрашивать, не несут ли они еды. Оказалось, несут. Кто маленькому брату или сестренке, кто отощавшему полумертвому отцу, кто больной от голода матери, кто престарелой бабушке».

3. В своей книге "На краю жизни" блокадница Светлана Васильевна Магаева вспоминает о взаимопомощи между детьми в детском доме: «полуголодной осенью сорок второго года Ирма принесла мне в изолятор свою порцию сахара, когда я болела какой-то неведомой, но тяжелой болезнью и металась в бреду. Воспитательница рассказывала мне, что Ирма не ушла, пока кусочек сахара не растворили в теплой воде и не дали мне выпить с ложечки. Когда я напомнила ей об этом после войны, она крайне удивилась и даже посмеялась над моими «фантазиями». Стало быть, ее жертва была настолько естественна, что она забыла о ней, как забывают о скучных буднях. Понизив голос, она прошептала: «А помнишь, Светка, как ты помогла мне…» Я не поняла ее, и она напомнила, как однажды не хватило порции хлеба, что само по себе было чрезвычайным событием в детдомовской жизни. Не хватило именно деликатной Ирме, которая подошла к столу последней. И мы разделили хлеб пополам».



4. «В детском доме не было детишек с таким ужасным истощением. Никто не думал, что Таня выживет, но самоотверженная воспитательница делала все, что могла, чтобы облегчить ее страдания и поддержать робкий огонек надежды... Таня часто спрашивала, не умрет ли она, и все мы дружно уверяли, что она обязательно поправится и снова сможет бегать и прыгать, хотя сами не верили в чудесное исцеление. А она верила нам и робко улыбалась. Она не переставала беспокоиться о младшей сестричке, Сонечке… Создавалось впечатление, что тревога за сестренку не позволяет нашей Тане покориться смерти. Наверно, так оно и было. И случилось невероятное: смерть испугалась воли ребенка и отступила … и девочка начала поправляться»

III. Мгновенная реакция вне рамок и правил

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, психическое уретральника не ограничено рамками: ни анальной традицией, ни кожным законом. Он обладает нестандартным типом мышления: «выходит за флажки» и придумывает что-то абсолютно новое. В экстремальной ситуации нестандартный ум уретральника может найти совершенно необычный способ одолеть врага. Противнику не удается раскрыть прием, не вписывающийся в типичные методы - и его стандартный расчет проигрывает непредсказуемости уретральника.

По сравнению с другими типами менталитета уретральная ментальность наделяет человека большей нестандартностью мышления, в том числе - и большей способностью к непредсказуемому спасительному действию. Вот почему наш народ так славится своей смекалкой. И вот почему во время Великой Отечественной войны очень часто наши солдаты выходили из, казалось бы, тупиковых ситуаций, применяя нестандартные приемы, которые противнику были не по зубам.

Приведем здесь лишь некоторые случаи.

1. В августе 1941 красноармеец Иван Середа, имея при себе только незаряженную винтовку и топор, стал выкрикивать приказы несуществующему подкреплению красноармейцев. Его хитрость удалась: под прицелом карабина немцы сдались и отправились в сторону советских солдат.



2. Чтобы надежно прикрыть отступление советского взвода, избежав столкновения с немцами, один из наших солдат стал переворачивать пчелиные ульи. Разозленные пчелы не дали немцам приблизиться к отходившим солдатам.

3. Чтобы получить информацию о планах неприятеля, необходимы были пленные. Наши бойцы, получившие это задание, поймали в деревне нескольких гусей, расположили их на нейтральной полосе и притаились в засаде. Немцы хотели добыть себе на завтрак гусятины, а попали в плен.

4. Для уничтожения противника было необходимо знать его точное расположение. Русские решили заставить немцев открыть огонь по ложным объектам и засечь для себя все цели. Они сделали двенадцать плотов с чучелами людей и макетами пулемётов и направили их к вражескому берегу. Решив, что началось наше наступление, немцы, открыли по плотам огонь. Артиллерийская разведка засекла все цели, и они впоследствии были подавлены.

5. Русские решили создать неприятелю иллюзию своего превосходства в силе. Для этого они несколько раз прошли по дороге, которая, как они знали, хорошо просматривалась противником, а возвращались они каждый раз другой дорогой - той, которая не была видна немцам. Их хитрость удалась: немцы решили, что мы сильнее, не приняли боя и стали поспешно отступать. А наш взвод перешел в наступление и захватил пленных.



6. Наши солдаты тщетно пытались организовать наблюдение с деревьев: по качающимся соснам немцы быстро определяли их и обстреливали. Тогда командир взвода приказал привязать к верхушкам деревьев веревки и протянуть их концы в окопы. Солдаты трясли деревья с рассвета до полудня - и всё это время немцы стреляли по деревьям. Затем немцы, вероятно, догадались, в чем дело, и прекратили огонь. Тогда наши солдаты забрались на деревья и стали вести наблюдение. Стрельбы не последовало.

IV. Чувство справедливости по нехваткам

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, носитель уретрального вектора бессознательно ощущает и активно проводит в жизнь высшую справедливость: например, если он распределяет, то не по букве закона и не поровну, а по потребностям: кому-то - больше, кому-то - меньше, кому-то - сложнее, кому-то - легче, потому что таковы их нехватки и возможности. Нашему народу с его уретральным менталитетом свойственно именно такое ощущение справедливости: «От каждого - по способностям, каждому - по потребностям». Наряду с другими уретральными ценностями такое мироощущение способно обеспечить будущее человечества.

«Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.» - говорилось в заявлении Советского правительства 22 июня 1941 года. В первый день войны было важно укрепить в нашем народе веру в то, что участники предстоящей отечественной войны будут сражаться за истинную ценность - справедливость, а захватчики - за ложные принципы, не имеющие будущего.

В этой войне оккупант ставил беспрецедентные задачи за всю мировую историю. Еще ни одна война не велась с целью одномоментного тотального захвата территории и последующего полного уничтожения находящегося на ней населения. Никогда раньше территория не подлежала полному заселению захватчиками. Немецким планом Ост было запланировано полное уничтожение евреев и цыган, уничтожение 95% поляков, 50% французов и чехов, 50% эстонцев, 70% латышей, 85% литовцев, максимального количества русских, кроме небольшого процента, без которого не возможно управление такой огромной территорией. В этой войне мы победили потому, что гуманистические ценности, за которые мы сражались, просто не могли не одолеть фашистский антигуманизм во всех его уродливых формах: расизма, геноцида, насилия, пыток.

image Click to view


Как считает доктор исторических наук, министр культуры В. Р. Мединский, наше особенное, трепетное отношение к победе над немецкими фашистами объясняется не только тем, что мы вынесли эту войну на своих плечах больше, чем все наши союзники вместе взятые, но и тем, что эта победа стала высшим актом справедливости. Историк отмечает, что нашему народу присуща вера в справедливость, и мы склонны судить всё не по закону, а по справедливости.

Сегодня мы должны помнить историю, понимать современные задачи, осознавать потенциал нашего народа и обеспечивать будущее так, как в годы Великой Отечественной войны это делали наши предки.

Автор Ольга Чебаевская

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

______________________________

В. А. Анфилов. Провал «блицкрига». М.: Наука, 1974. С. 550 - 551
Там же. С. 552
Там же. С. 567
В. Р. Мединский. Лекция на тему: «Историческая значимость 70-летия Победы в Великой Отечественной войне». http://vk.com/id1075634?z=video53711501_171333576%2F326297f5cdfadf3f87
Сталинградская битва. http://battle.volgadmin.ru/Battle/Default.aspx
Александр Самсонов. Русский приём воздушного боя, который испугал люфтваффе: тараны. http://topwar.ru/8609-russkiy-priem-vozdushnogo-boya-kotoryy-ispugal-lyuftvaffe-tarany.html
Из книги «Непокоренный Ленинград». Глава 6. http://blokada.otrok.ru/text.php?s=gl&t=5
Вера Ольховая. Эра немилосердия. http://www.privatelife.ru/2006/os06/n9/3.html
Из книги«Непокоренный Ленинград». Указ. соч.
Из книги С. В. Магаевой«На краю жизни»http://www.miloserdie.ru/articles/na-krayu-zhizni
Истории Великой Отечественной о солдатской смекалке http://www.rg.ru/2014/07/26/rasskazi-site.html
Военная хитрость, смекалка, находчивость на войне. http://www.otvoyna.ru/smekalka.htm
В. Р. Мединский. Указ. лекция.
Там же.

Читайте также:

9 мая - День Победы. Возвращение памяти
Муж 3 года не работает и лежит на диване
Мы разводимся. Сын против




Google

главные новости, человек и общество, исторический обзор

Previous post Next post
Up