Стыд, как метод воспитания: ошибочный прием, продиктованный бессознательным

Jan 09, 2015 00:37

«Ну, как тебе не стыдно?! Что люди скажут?!», - такие фразы ежедневно слышат в свой адрес огромное количество детей. Метод пристыжения за проступок кажется родителям эффективным воздействием на ребенка, чтобы в будущем он не повторял своих ошибок.

Стыдно перед людьми. Стыдно за себя. Осуждение окружающих. Почему нам кажется, что ребенок обязательно задумается о том, что сделал, если другим людям это покажется недостойным поведением?



Тут все понятно и к гадалке не ходи. Мы сами постоянно ощущаем этот стыд. Мнение окружающих играет в нашей жизни огромную роль. И когда дети поступают плохо, мы испытываем стыд за их поступок (тем более, если он произошел прилюдно). И стыдя проказника при всех, частично снимаем с себя это нестерпимое ощущение стыда.

Мнение окружающих для всех, кто способен испытывать чувство стыда (а это свойственно далеко не всем), так важно по объективным причинам, таящемся в нашем подсознании. Не испытывать стыд и ощущать одобрение является основополагающим условием хорошего психологического самочувствия людей с анальным вектором.

Почему? Потому что мы не конкурентно способны. Мы не умеем бороться за лучшее место под солнцем, не умеем соревноваться с другими в достижении цели. Но свой кусок хлеба нам нужен, как и всем остальным. И получаем мы его именно тогда, когда в коллективе равных себе, качественно и добросовестно выполняем свою работу. И именно наш труд, оцененный по достоинству, дает нам возможность прокормиться, занять определенное положение.

В кругу одинаково неконкурентных людей, мерилом качественно выполненной работы является благодарность. А осуждение, негативное мнение окружающих говорит нам, что мы не справились. Значит, не заслужили награды. И внутренний стыд заставляет нас относиться к делу именно так, чтобы люди его оценили и одобрили. Он является нашим кнутом, заставляющим исправляться и вновь получать пряник.

Постоянно ощущая внутри себя эту внутреннюю регуляцию, мы всегда волнуемся, а что скажут люди. Не только про нас самих, про нашу работу, поведение, внешний вид, но и, конечно же, про детей. Их проступки - это наша гордость или наш стыд и позор. Мы искренне полагаем, что они обязаны ощущать те же чувства, потому и взываем к ним так часто.

Бесстыжих глаз и дым неймет - кому стыд глаза не колет



Дети не обязательно являются копией своих родителей. Они могут обладать противоположными свойствами. А значит, им может быть неведом стыд. Кожный вектор - имен этот тип психики видит мир противоположными анальному вектору категориями.

Человек, обладающий этим вектором, стремится к соперничеству. Он хочет быть не лучшим среди равных, а первым, среди всех остальных. Желая добиться чего-то, ребенок не станет размышлять о чувствах другого человека, он будет со всей своей кожной ловкостью, изворотливостью и сообразительностью идти к цели. Главное его желание - прилагая наименьше усилий добиться как можно большего.

Его психики устроена таким образом для того, чтобы все человечество получило возможность развиваться. Все изобретения, начиная от первого моста или колеса - заслуга человека с кожным вектором. Желая сэкономить на ресурсах, пищевых и временных, он изобрел и первый скребок, и первый топор. И уже после него человек с анальным вектором оттачивал мастерство пользования им и обучал этому своих детей.

Разное восприятие мира, разные внутренние позывы приводят к пропасти непонимания между анальным родителем и кожным ребенком. Совестливые взрослые боятся, что люди плохо подумают про своего юркого и хитрого сорванца и начинают его стыдить. Но он не понимает, что от него хотят. И в следующий раз поступает так же. Так будет продолжаться снова и снова, снова и снова, пока не устав от воспитания стыдом и словом родители не переходят к более действенному (так им кажется) методу наказания ремнем.

Но наказание болью тоже не может подействовать на ребенка, который мыслит категориями пользы - выгоды. Конструктивно на него действуют только адекватные ограничения и запреты. Не понимая этого, родители действуют по-своему. А ребенок врет (то есть приспосабливается к ситуации) и продолжает получать телесные наказания.

В итоге способ воспитания, начавшийся со стыда, приводит к плачевным последствиям, останавливая развитие свойств ребенка.

Не стыдите стыдящегося



Не меньший вред постоянное пристыжение наносит и тому ребенку, который способен ощущать стыд благодаря своим внутренним свойствам. Это ребенок с тем же анальным вектором, которым обладают родители. Он и без того стыдлив. А потому старателен, стремится выполнять все красиво и аккуратно, чтобы заслужить одобрение родителей.

Это в будущем человек с анальным вектором руководствуется мнением окружающих, а в детстве весь свет сходится для малыша только на двух людях - маме и папе. Он ждет их похвалы, он старается ее заслужить. Слыша ее в свой адрес, он получает ощущение безопасности - самое главное в жизни ребенка вплоть до пубертата.

Но когда родители его очень часто стыдят, они добиваются обратного эффекта. Тем самым они лишают его чувства защищенности и погружают в очень плохие состояния. Потеря этого чувств приводит к наихудшему, что может случиться в жизни именно анального ребенка, в него закрадывается обида. Чем глубже она, чем чаще она наносится, тем больше ее влияние на ребенка. Он растет с чувством несправедливого отношения к себе.

Это приводит к тому, что ребенок, а затем и взрослый перестает стремиться к действию. Обида - тормоз, который способен полностью остановить жизнь человека, не буквально, но привязать его к дивану без малейшего желания работать и реализовывать себя.

Из самых лучших побуждений родители могут настолько застыдить ребенка, что не дадут ему развиваться. Вместо этого из самых лучший побуждений и с тем же рвением, что вы стараетесь сохранить свою репутацию незапятнанной, узнайте о свойствах психики ваших детей, которые раскрывает нам системно-векторная психология Юрия Бурлана. И воспитывайте их адекватно их векторам, а не собственной совести.

Автор Ольга Чугурян
Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Читайте также:
С годами страсть утихает
Бить или не бить? Ангельские дети для родителей, с гарантией
Один ребенок в семье - плохо или хорошо?




Google

Previous post Next post
Up