Однокомнатная квартира, в которой стареют две женщины. Пожилая мать и ее дочь - услужливая и послушная девочка. Всё старомодно и уютно. Стабильно годами. Шифоньер, горка, стеллажи, заставленные подписными изданиями, шторы с бантами, скатерть с кистями на круглом столе. Массивные стулья, громоздкие кресла, абажур.
Сейчас всё это сквозит через полумрак и выглядит многозначительно, поэтично и печально. Комната освещена тремя свечами. Ясно видно только старую женщину с пледом на коленях (Софью) и женщину помоложе, на низкой скамеечке возле ног старой и с книгой на коленях (Таню).
СОФЬЯ. Скажи мне правду, Таня, только правду.
ТАНЯ. Да, мамочка?
СОФЬЯ. Когда я умру, тебе станет легче?
ТАНЯ. (опускается перед креслом на колени и прижимается щекой к материнским рукам) Я очень люблю тебя, мама!
СОФЬЯ. Многие из нас, старых людей, покидая этот мир, утешаются тем, что своим уходом надеются облегчить жизнь близких. У меня этого утешения нет. Я умру, а твоя жизнь, боюсь, станет ещё печальнее.
Жизненный сценарий послушной девочки
Так начинается произведение Надежды Пушкиной «Пока она умирала» и один из любимых моих фильмов, снятых по этому произведению «Приходи на меня посмотреть».
Этот образ всплыл, когда я услышала об особом жизненном сценарии «хорошей девочки». Посмотрим на это системно - какая она, эта послушная девочка?
Учителя ее обожали - послушное, почти жертвенное поведение. И хоть школа далеко позади, но желание быть хорошей для всех, разрушительная привычка забывать о себе, остается с ней, ломая жизнь.
Она идеальный сотрудник, которому постоянно добавляют работы, но не повышают зарплаты. Идеальный коллега, которого все эксплуатируют и никто не уважает. Идеальный собеседник, которого никто не слушает, но все используют, как «жилетку». Идеальная знакомая, вежливая, улыбчивая и безотказная.
Доверчивая в своих свойствах, она часто становится добычей мошенников, на ней ездят лентяи и обманщики, ей часто хамят, ее обсчитывают в магазинах и плохо обслуживают везде, где только можно - на это жуликоватых людей провоцирует ее состояние. И при этом послушная девочка искренне надеется на благодарность. На то, что ее жертвы будут замечены и оценены, на то, что дождется ответной любви, дружбы и уважения. Ведь ее всегда хвалили именно за покорное молчание и рассказывали о Золушке, вознагражденной за терпение и жертвенность.
Откуда же берутся послушные девочки?
Постараемся разобраться в этом вопросе: что скрывается за негативным жизненным сценарием. После прохождения тренинга по Системно векторной психологии Юрия Бурлана становится понятно, что устойчивое поведение «хорошей девочки» возможно лишь с анально-зрительной связкой векторов дочери и только при наличии
кожно-зрительной мамы.
Жизненный сценарий «хорошей девочки» между анально-зрительной девочкой и кожно-зрительной мамой может сформироваться из-за состояния векторов последней. Если у мамы кожный вектор не реализован, то она ограничивает свою дочь и понукает ею. Неразвитый зрительный вектор такой женщины начинает манипулировать эмоциональной связью с ребенком для собственного удовлетворения, используя ее в своих целях.
«Солнышко! Помой посуду, сбегай в магазин! Ты должна хорошо учиться. Не расстраивай маму!». А анально-зрительная девочка, которая с детства уже несет в себе потребность угождать и получать за это похвалу, готова сделать всё, что угодно, лишь бы только мамочка была довольна. Так она и привыкает за мамину похвалу быть послушной девочкой.
Нереализованная в зрительном векторе кожно-зрительная мама добирает удовольствие в свои зрительные желания через эмоциональные раскачки.
Зрение имеет потребность в эмоциональной связи, в данном случае эта связь оказывается нездоровой, направленной на себя. Такая мама постоянно жалеет себя, поддерживая внутреннее ощущение постоянной жизненной драмы. Заламывание рук, слез о своей тяжелой судьбе - нормальный рацион в их отношениях.
Такая мама на самом деле не желает своему ребенку счастья, она не заботится о его действительной полноценности и состоятельности в жизни, а хочет его использовать исключительно как возможность поддержания этих эмоциональных раскачек. Это именно тот человек в ее жизни, который подаст ей в старости стакан воды.
Но давайте вернемся к нашей анально-зрительной дочери. Это добрая, послушная девочка, которая очень любит свою маму, эмоционально к ней привязана и больше всех нуждается в мамином внимании и заботе. Мама - самый главный человек в ее жизни. Эту сверхценность она показывает всем своим существом. Она хочет ощутить, что мама ее любит, что мама ее ценит.
Возвращаясь с прогулки, она несет ей все свои «драгоценности», красивый камешек, найденный в песочнице, ведь его там наверняка обронила сама королева - вот такие они фантазерки. Она разжимает свою ладошку с надеждой, что мама сейчас скажет: «Это мне? Доченька, ах, как красиво, какая ты у меня умничка!» Но чаще Кожная мама просто поджимает губки - она очень скупа на похвалу.
Мама видит, что у нее растет очень хорошая, ведомая, послушная девочка, и она начинает манипулировать этой любовью. Манипулировать похвалой. Из этого, как результат, очень часто складывается негативный жизненный сценарий.
Надоело быть послушной девочкой? Выход есть!
Ребенок вырастает с устойчивым желанием делать то, что нравится другим. У него во взгляде ясно читается: «Люби меня!» Манипуляцией и похвалой мать фиксирует в ребенке именно такой способ общения и получения удовольствия.
Никаких личных стремлений, никаких собственных желаний у такого человека не формируется. Она не знает, чего хочет от жизни. Только изо дня в день она показывает всем свою хорошесть, ум и старание.
Реальной же «наградой» за старательное поведение станут хроническая усталость, бессонница, мигрени и угнетенные состояния. Истерики, приступы злости из-за пустяков, нервные срывы, кошмары и фобии, ощущение вины и обиды - именно так «прорываются» наружу истинные, вполне нормальные чувства.
На тренинге по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, разбирая особенности разнообразных сценариев и комплексов, послушные девочки впервые осознают истоки своих настоящих желаний, а значит, получают возможность реализовать их, получая выход из жизненного сценария под названием «хорошая девочка».
Статья написана с использованием материалов
тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Автор: Юлия Ситтнер
Читать также:
Невероятно активный ребенок. Дворовой электровеник Отец Богдыхана. Почему возникают проблемы в отношениях Детские страхи и эмоции - этот страшно веселый смайлик
Google