Единственное, что есть, - это «я и другие люди».
Когда впервые услышала эту фразу от Юрия Бурлана на тренинге «Системно-векторная психология», возникло недоумение. Как? Как это может быть? Ведь если сейчас посмотреть вокруг - так много неприязненных, раздраженных, агрессивных и обиженных. Наоборот, возникает ощущение, что все люди мешают друг другу жить. Мешают друг другу быть счастливыми.
После первого оцепенения от такого открытия начинаю наблюдать, замечать, анализировать, сопоставлять. И…
О да!
Все, с кем сталкиваемся в своей жизни, влияют на нашу судьбу.
Родители. Братья и сестры. Бабушки и дедушки. Соседи. Воспитатели и учителя. Друзья. Наши любимые и не очень.
Есть окружение, которое нам дано с рождением.
В дальнейшем кого-то выбираем мы. Кто-то выбирает нас. А мы соглашаемся или нет.
Действительно, есть только я и другие люди.
Какое откровение! Это главное, что надо заметить и понять. Понять, чтобы жизнь состоялась.
Я - это есть результат взаимодействия с другими людьми.
Я - это то, как воспринимаю себя через отношения с другими людьми.
Без других людей не будет и меня.
Стечение событий, расставаний, встреч
Ее мама умерла, когда ей было всего три месяца. Детство и юность пришлись на предвоенные и военные сороковые. Сибирская глухая деревня. Холод. Голод. Тяжелый труд в опустевших без мужчин поселениях.
С семи лет она пошла учиться в школу и там же работала - ранним утром растапливала печи перед занятиями, сама заготавливала дрова в лесу, носила воду из колодца в ведрах. После занятий помогала дома по хозяйству, нянчилась с детьми родственников, у которых жила.
Вспоминая свое детство, всегда сожалела, что не было возможности уделять больше времени и сил учебе, как это было у остальных детей. Так хотелось побольше
узнать о звездах и других планетах. Хотелось решать, решать и решать примеры по математике. Находить ответы на другие вопросы.
Не получилось закончить обучение и в педагогическом училище. Через два месяца после начала занятий ее отозвали домой - нянчиться с младшими.
После совершеннолетия ей удалось уехать в город и устроиться в работницы в семью профессора - преподавателя университета.
Эта встреча кардинально изменила всю ее жизнь. К ней относились так же, как к родным детям. Она могла читать книги из домашней библиотеки. Обедали все за общим столом. Направили учиться на курсы бухгалтеров.
Цифры, формулы, таблицы закружили, заворожили, покорили.
Любила одержимо жизнь
Работа интриговала поставленными перед ней задачами. Поиском ответов на заданные вопросы. Восторгом от полученных результатов.
В шестидневку - с утра до позднего вечера шесть дней в неделю и работа на дом. Когда страна перешла на пятидневку - ничего не изменилось. Допоздна пять дней в неделю и работа на дом. При этом успевала рано утром перед работой наготовить на всю семью еды на весь день. В пять утра подъем. К восьми утра на работу.
Полная вовлеченность. Творческий подход. Рационализаторские предложения.
Приглашали на крупные предприятия региона для того, чтобы она помогла вывести предприятие из финансового кризиса или помогла в разработке документации на предприятии. На каждом участке разрабатывала свои схемы, таблицы. Оптимизировала и улучшала.
С цифрами и формулами обращалась как виртуозный жонглер. Без специального образования ее принимали на должности инженера, главного экономиста, финансиста, главного бухгалтера. Если увольнялась - на ее место брали трех или более человек, которым все равно не удавалось делать то, что могла она.
Работа. Она всегда любила свою работу. Где бы она ни работала, это становилась самым значимым и важным в ее жизни.
Бывало, уставала и прибаливала. В такие моменты говорила, что самое страшное - сойти с ума. Пыталась «контролировать», чтобы ее сознание всегда оставалось ясным. Очень переживала, когда после операции, выходя из-под действия наркоза, ей этого не удавалось сделать.
Согласна была пить любые травы, лекарства, добавки - если они улучшали деятельность мозга. Согласна была делать любые упражнения и дыхательные практики, только бы «не заболеть психически». Только бы не попасть в «психушку». Только бы не сойти с ума.
Последнее время переживала, что от громких звуков начинала болеть голова. Начинало «что-то в ней шевелиться». Отгоняла от себя мысль, что это «начало того, что сходит с ума».
Много читала. В тетради записывала комментарии к прочитанному. Она была одержима этим так же, как когда-то работой. И ей удалось сохранить ясность сознания почти до 90 лет - до последних дней жизни.
Люди встречаются…
Через всю свою жизнь она пронесла благодарность всем людям, которые встречались ей по жизни.
Тем, кто принял ее трехмесячную в свою семью. Тем, кто в городе отнеслись к ней как к родной, помогли воплотить мечту об учебе, где она научилась понимать и полюбила мир цифр. Тем, кто доверял ей и поручал ей работу на ответственных участках в соответствии с ее опытом и талантом.
Всю свою жизнь она сама поддерживала всех, кому могла чем-то помочь. Дети родственников и знакомых, которые учились в городе, всегда могли остановиться на квартире, где она жила со своей семьей. Проводы в армию и встреча из армии тоже не проходили без нее. Всем находились и гостинцы, и подарки.
Родственники. Подруги. Соседи.
Общались. Встречались.
Шли годы.
Кого-то похоронила раньше. Кто-то ушел совсем недавно. Не осталось тех, кто знал ее. Тех из ее поколения, с кем работала. Кому можно позвонить и поговорить. Поговорить о прошлом. Поговорить о том, что жизнь прожита не зря.
Все чаще стал звучать вопрос о дальнейшем смысле жить.
Если никто тебя не знает… Если ты не знаешь никого…
Ушли все знакомые.
Ушел смысл жизни.
И жизнь ушла…
Прожить - как яркою звездою, жизнь другому осветить
Жить на отдачу. Жить для других людей.
На максимум себя отдать - пусть даже в небольшом объеме.
В объеме том, что развит, - полностью отдать.
Тогда депрессии не будет места. И суициду не настать.
***
Кто может поделиться своими наблюдениями:
Счастлив ли тот, кто фанатично предан своей идее?
Счастлив ли тот, кто посвящает себя своей мечте в промежутках между отдыхом и развлечением?
Click to view
Автор Галина Кузьменко
Корректор Наталья Коновалова
Написано по впечатлениям от онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Читайте также:
Дело было вечером. Живая история Наблюдение дня: успеть убежать из группы риска Почему так больно жить с человеком, который оскорбляет?
Google