Утро в поезде - это особое утро. Никуда не надо спешить: быстрее поезда не побежишь. Можно спать, сколько хочешь и еще дольше!
Очередная станция. Вагон наполняется свежим зимним морозным воздухом и новыми пассажирами.
Он сразу обратил на себя внимание. Особенно молодых девушек. Высокий. Стройный. Красивый. Каждой успел сказать комплимент и зажечь огонек в их глазах. Но ненадолго. Пока не заговорил.
После первых произнесенных им матов все потеряли интерес. Некоторые начали обреченно вздыхать, что эти громкие монологи придется слышать всю дорогу.
Парень ехал с вахты: только что «вышел из тайги»! На вокзале позволил себе «принять для расслабления».
Он сидел недалеко от меня. На просьбу не выражаться матом пообещал, что больше не будет. Но, увлекаясь рассказом о приключениях и под действием алкоголя, опять
матерился, не замечая этого.
Я смотрела на него и думала, как можно остановить этот неудержимый поток нецензурных слов, не усиливая его внутреннего напряжения и не создавая напряжение у окружающих людей.
Вдруг вспомнился эпизод из американского фильма «Сбежавшая невеста», где один из женихов концентрировал внимание невесты на себе жестом «глаза в глаза». Воспоминания о героях фильма вызвали теплую улыбку.
Когда новый пассажир посмотрел на меня, я, используя этот жест и искренне улыбаясь этой теплой улыбкой, сконцентрировала его взгляд на себе. Он улыбнулся в ответ.
Он продолжал свой рассказ. Как только с его уст хотело сорваться «не то слово», он замолкал, делал паузу, смотрел на меня и продолжал повествование, не озвучивая «этого слова».
Потом подсел ко мне, достал шоколадку и спросил разрешения сидеть рядом. Мы продолжили общение вдвоем. Тихим голосом. Все облегченно вздохнули и занялись своими делами. Он не произнес больше ни одного нецензурного слова за весь день пути.
Я перевела разговор в профессиональное русло, и он с удовольствием рассказывал о специфике своей работы и об организации труда в полевых условиях. Если он начинал говорить громко, я показывала, что надо сбавить громкость.
Вид его профессиональной деятельности оказался для меня очень близок и знаком. Поэтому он с особым наслаждением употреблял профессиональные термины, цитировал нормативные и производственные документы.
Я слушала его с восхищением: давно не встречала такого компетентного специалиста в сфере его деятельности.
Я спросила, почему он работает только в тайге, а не устроится на предприятие.
- У меня две судимости. Небольшие. Но меня никуда не берут. Несмотря на мои два высших образования. - Произнес он это обреченно, как приговор.
Я сразу поняла, что это были за судимости. Поняла, откуда у него шрамы, искажающие природную красоту его лица - рассекающие изгиб его бровей, деформирующие нос. Было видно, что над его лицом и телом, кроме природы, поработала еще и сила человеческой руки.
Сначала беспощадная сила человеческой руки на боксерском ринге. А потом в драке - шрам ножевого ранения на всей внутренней поверхности предплечья правой руки.
Шрам на всей судьбе. Судимости за драку. Невозможность реализовать себя полностью в профессии. Сложности в парных отношениях: жена с ребенком ушла, так как не выдержала его постоянного отсутствия дома из-за судимостей и многомесячных рабочих командировок в таежную сибирскую даль.
На вопрос, почему начал заниматься боксом, он очень вдохновленно начал рассказывать, как это здорово. Это круто! Можно защитить себя. Достичь звания кандидата в мастера спорта.
На его жизненном примере я показала ему, как владение
навыками борьбы и бокса трагически меняет судьбу человека. Или его покалечат/убьют, или он покалечит/убьет и сядет в тюрьму.
В ходе нашей беседы его вдохновение начало постепенно гаснуть. Он посмотрел на свои ладони. Медленно начал сжимать их в кулаки, не отрывая от них взгляда. Как будто видел их первый раз.
Все происходило как в замедленной съемке. Внутри него как будто что-то сжималось. Сдавленным голосом он медленно произнес: «У меня раздроблены все кости кистей рук…» Медленно отводя взгляд от своих рук в мою сторону, он, стоном из концентрата всей своей душевной боли, произнес: «Ради чего это все было...»
По его щеке медленно стекала крупная слеза.
* * *
Количество детей, посещающих секции по боксу и по борьбе в России, становится пугающим. Это приводит к увеличению напряжения в обществе, так как все стремятся продемонстрировать свои приобретенные навыки драться.
Это дети с потенциальным трагическим сценарием жизни.
Поделитесь своими наблюдениями. Идеями. Как оградить все наше население от ложных представлений о том, что такое система безопасности в обществе.
Автор Галина Кузьменко
Корректор Наталья Коновалова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Читайте также:
Обреченная на одиночество: как переписать сценарий жизни Наблюдение дня: Индия без прикрас Выходила замуж, а вышла за садиста. Как не ошибиться
Google