Поездка на электричке в город за покупками - это просто праздник. Куплено все необходимое для школы, все, что нужно из одежды, и тут мне на глаза попадаются сапожки - такие, что дыхание перехватило:
- Мама, купи!!!
- Нет!
- Мама, посмотри какие они красивые.
- Я сказала - НЕТ!
-Ну почему?!
- Нет! Без всяких почему!
Мама с сестрой пошли на выход из магазина. Я тоже обреченно двинулась следом, шла рядом и время от времени возвращалась к теме покупки сапог. Придумывала разные варианты. Большая рыночная площадь, много людей вокруг, я продолжаю выдавать все новые и новые версии, как купить сапоги и чтобы было на что вернуться домой.
Мама и сестра уже сильно мной недовольны, я им очень надоела своим упорством и нежеланием принять все, как есть. Потихоньку от очередного окрика отстаю и иду сзади. И в какой-то момент я не вижу перед собой их спины. Ну, сейчас чуть в сторону, и вот они. Но нет. И еще раз в другую сторону, но и там тоже их нет. Их нет нигде. Другие люди есть, а их нет.
Много, много людей, а я одна среди всей этой толпы. Чужой город, чужие люди, чужая речь. В голове туман. Иду наугад, лишь бы идти - все равно куда. Я не помню, как мы шли сюда, разве я думала, что останусь здесь одна, и что мне нужно будет самой искать дорогу обратно. Ужас охватил весь мой детский организм. Не понимаю, что мне делать, просто иду в каком-то случайно выбранном направлении.
Передо мой открытая площадь и вход метро. «Вот мне туда», - только подумала я, и из метро навстречу мне вышла мама. Я чувствую себя виноватой. Молча иду за ней, молча едем в электричке домой. Обида и чувство вины прожигают меня насквозь.
Последствия происшествия
Прошло очень много времени. Этот печальный эпизод
детская психика спрятала очень глубоко, оставив лишь неосознаваемое чувство обиды, непонимания, чувство ненужности своим самым близким. И когда однажды в разговоре сестра спросила: «А помнишь, как ты потерялась?» - не без усилий я стала вспоминать, и вот, наконец, картинка из прошлого ясно стояла у меня перед глазами.
А в душе появился ответ на вопрос, который мучил долгие годы - почему я чувствую себя как бы отдельно от своей семьи, как будто между нами лежит какая-то преграда, как будто они отдельно, а я отдельно. Я поняла, что это та очень давняя и очень глубокая обида. Тогда моя семья потеряла меня в прямом и в переносном смысле.
Обида на мать, обида на семью - обида, обида, обида. Не купили, не поняли, бросили, не подождали, отказались. Обида на грани ненависти. Не купленные сапоги навсегда отдалили нас друг от друга.
Системный анализ, или как не потерять своего ребенка
Дать или не дать, купить или не купить, запретить или разрешить - это один из мощных способов наладить контакт со своим ребенком или потерять его на долгие годы. Это то, что, как ни странно, позволяет родителям воспитывать детей без обид и ненависти к себе.
Как разобраться - когда просьбу нужно выполнить, а когда отказать? И отказать так, чтобы сохранить отношения с ребенком доверительными. Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает научиться понимать своего ребенка, его истинные желания.
Желать чего-либо - это естественное и здоровое чувство. Восемь векторов, восемь типов личности с определенными заданными свойствами, качествами и желаниями. Ненаполненное желание - это пустОта, «хочу и не получаю». А иногда немотивированный отказ - это повод отдалиться, уйти в себя. Родителям нужно научиться отказывать правильно, и тогда неблагоприятных последствий не будет.
Юрий Бурлан на лекциях по кожному вектору говорит, что запрет, выраженный в словах «нет», «нельзя», - это стресс. Запрет необходимо выражать иначе, другими словами и другими интонациями. Ваш отказ в получении ребенком желаемого должен быть обязательно логичным, понятным ребенку. Постоянное и железное «нет» ставит вашего ребенка в положение отвергнутого.
Нужно обязательно объяснить причину отказа, найти нужные слова и интонации. Слова НЕТ и НЕЛЬЗЯ лучше вообще не произносить. И уж если есть отказ, то потрудитесь объяснить - почему, и обязательно должна быть предложена альтернатива: «Сейчас мы не купим сапоги, потому что они слишком дорогие, зато мы купим тебе хорошие теннисные ракетки и кроссовки для спортивных занятий. А сапожки купим весной. Хорошо?»
Click to view
Когда отказывать нельзя?
Если ребенок просит что-то, что позволит ему не отличаться от ребят в школе. У всех есть смартфоны, но вы решили, что для ребенка это блажь? Отказать ему в такой просьбе - значит лишить ощущения безопасности в группе, вы толкаете его в разряд «изгоев».
Все ребята в классе обсуждают героя нового мультфильма, а вы запрещаете ребенку смотреть мультфильмы? То же самое. Хорошо, когда ребенок сам предпочитает книги телевизору, но для этого необходимо умело вырастить его желание к интересным книгам, а не просто запрещать смотреть мультфильмы и заставлять читать. Ребенок только возненавидит книги.
Тридцать пятая игрушка
Соглашаться на любой каприз - тоже не выход. Тогда не формируется нехватка, необходимая для развития. Ведь именно нехватки движут человеком, заставляют его чего-то добиваться. Случается так, что ребенку в детстве запрещали много гулять, считая что дома - безопаснее. Потом ребенок вырастает, а вместе с ним вырастает желание - больше проводить времени с друзьями, и он при первой возможности идет с товарищами в поход, проводит время вне дома и так далее.
Или ребенок всегда мечтал о велосипеде, но его так и не купили. Он уже большой, и у него целый парк транспортных средств, а он не может насытиться - хочет купить новую модель велосипеда или автомобиля. Каждый может вспомнить, как его нереализованное детское желание отразилось во взрослой жизни, повлияло на судьбу. В зависимости от векторов ребенка, каждый отказ может по-своему отразиться на его жизни. И это нужно знать.
Как правильно отказать и когда отказывать нельзя? Тонкий вопрос с точным ответом. Для каждого случая - так, чтобы у вашего ребенка не возникло ощущения, что его не понимают. Как выполнять просьбы, чтобы не вышло перенасыщения? Как в результате отказа не потерять своего ребенка в прямом и переносном смысле?
На тренинге «Системно-векторная психология» вы научитесь
понимать себя и своих детей. Вы научитесь находить ту тонкую грань между дать или отказать так, чтобы и отказ был без ущерба для психики ребенка и для ваших отношений с ним, и выполнение просьбы не вело к перенасыщению и избалованности. Знания Системно-векторной психологии позволяют не допускать таких ошибок.
Click to view
«...До тренинга: все как у всех - горы литературы и тренингов, ощущение собственной "продвинутости" , все "умнее и умнее" - другим предъявить есть что, а себе - нет, никаких ответов, ни на какие вопросы, "неуды" себе, людям, отношениям. После одного похода к психологу стало не только еще хуже, но и пришло понимание того, что мне не туда.. Пришла на тренинг из-за сумасшедших проблем с ребенком, которые не могли решиться и не решались лет 7, поначалу мучила паническая мысль "как страшно все и запущено...я же не успею исправить ЭТО до пубертата, это невозможно!", еще и личных консультаций нет - ужас,безысходность, а как же я, а как же мы? Ребята, ЮРИЙ - УСПЕЛА!!! УЖЕ успела (занимаюсь с декабря прошлого года)...»
Асия В. косметолог Канада «...Откуда во мне появилось это спокойствие и эта стрессоустойчивость? Как я сумела выслушать её до конца и не сорваться в истерику типа "я всё делаю делаю для вас, а вы такие неблагодарные" и слёзы ручьем - нет, такого не было вчера, представляете? Себя противную не узнаю! Такая прелесть!...»
Ануш В. заведующая отделом экспорта Рим, Италия «...У меня двое мальчишек и, начав слушать бесплатные тренинги , я уже увидела изменения в поведении у детей. Хотя у самой за плечами более 10 лет практики и работы с девиантным поведедением...»
Ольга К. предприниматель Москва Хотите узнать больше о воспитании своего ребенка - регистрируйтесь на
бесплатные вводные онлайн-занятия «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Автор Наталья Семеняка
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Читайте также:
Стакан воды Дым без огня: эмоциональный шантаж или шаг до суицида? Личная жизнь или воспитание ребенка
Google