Третий год подряд Россия встречает Всемирный день борьбы с артритом. Он празднуется 12 октября более чем в 30 странах мира.
В преддверии знаменательной даты я принял участие в акции, организованной по инициативе Всемирной организации борьбы с артритом, Научным центром здоровья детей РАМН совместно с Межрегиональной общественной организацией содействия детям-инвалидам, страдающим ревматическими болезнями «Возрождение», попечителем которой я являюсь.
Мероприятие под лозунгом «Let’s work together» («Давайте работать вместе») состоялось 6 октября в Научном центре здоровья детей РАМН.
Положившая начало этому событию пресс-конференция была посвящена инновационным технологиям в лечении ревматических болезней у детей и проходила в режиме «телемоста». Одновременно в нем были задействованы семь регионов России, удаленные друг от друга на сотни и даже тысячи километров, - Курская, Новосибирская, Челябинская, Свердловская области, республики Татарстан, Карелия и Коми. Во встрече участвовали признанные специалисты в области медицины, представители органов власти и благотворительных организаций. Затем для больных артритом детей был проведен концерт, в организации которого я помогал устроителям праздника.
В этом событии я участвовал неслучайно и не понаслышке знаю, что такое детский ревматоидный артрит. Вместе с фондом «Возрождение» уже второй год по мере своих возможностей помогаю детям-инвалидам.
По официальным данным, ревматоидным артритом болеют в России около 300 тысяч человек, но в реальности эта цифра в 2,5 раза выше. В масштабах всего мира ревматоидный артрит также является серьезной проблемой, с которой уже столкнулись более 20 миллионов людей из разных стран.
Ревматоидный артрит - это хроническое воспалительное заболевание суставов, причины возникновения которого до конца не известны, часто сопровождающееся последующей патологией внутренних органов и нередко заканчивающееся инвалидностью.
Болезнь эта пожизненная, но при своевременной диагностике и правильно подобранной терапии возможно свести её последствия к минимуму, и у человека есть реальный шанс вести нормальный образ жизни.
Однако, по мнению медиков, в России не более 1% людей, страдающих ревматоидным артритом, имеют возможность получать адекватное лечение. Это связано, в основном, с высокой стоимостью терапии, которую далеко не все могут себе позволить.
В отношении обеспечения больных детей необходимыми медикаментами Москва - самый благоприятный город России. Когда более года назад я узнал о проблеме недоступности лекарств, мною было инициировано обращение к Мэру Москвы с просьбой о поддержке и предоставлении за счет средств столичного бюджета медикаментов для лечения маленьких москвичей. И минувшей зимой город закупил необходимые дорогостоящие лекарства для московских детей на два года вперед.
Конечно, этот шаг - не панацея, и он не решает всей проблемы комплексно. Но это сделано на два года, и я надеюсь, что в следующем году произойдет пролонгация. Город будет и дальше обеспечивать детей лекарствами. Москва, как субъект, уделяла и будет уделять пристальное внимание подобным вопросам. Наш бюджет, который принят на 2010 год, и тот бюджет, который мы рассматриваем на 2011, социально направленные. Более 50% средств бюджета идут на социальные нужды.
Во многом успех лечения зависит от того, насколько быстро врачи диагностируют заболевание и назначают оптимальное лечение. И если взрослая ревматологическая служба в нашей стране налажена, то у детей все с точностью до наоборот. Полное отсутствие врачей-специалистов. В реестре врачебных специальностей нет детского ревматолога, и диагноз маленьким больным ставят и педиатры, и кардиологи. Я даже знаю историю, когда диагностику проводил и лечение назначал стоматолог. Между тем неправильный диагноз и неграмотная терапия могут быстро сделать из ребенка инвалида. Тяжелая инвалидность у 50% детей наступает в течение первых лет болезни.
В Москве на тему создания городской детской ревматологической службы проводились первичные консультации в Департаменте здравоохранения. Отсутствие врачебной специальности «детский врач-ревматолог» - большая проблема. И мы готовы эту проблему решать.