Иванъ Лазутинъ. Сержантъ милиціи. М. , Книжное изд-во Министерства обороны Союза ССР, 1957.
Прежде собственно содержанія романа, дамъ контекстъ. Онъ же сразу будетъ и соціальнымъ заказомъ. СССР, 1950е. Произведена большая чистка системы МВД, стоитъ задача не только обновить кадры, но и навести полеръ на репутацію вѣдомства, показать что оно блюдетъ интересы общества, въ т.ч.обычнаго человѣка, что въ немъ много нравственно достойныхъ кадровъ, а будетъ еще больше, что о кадрахъ всячески пекутся, что интеллектуальный уровень кадровъ высокъ, порой почти профессорскій. И далѣе о профессорахъ
: уровень оплаты труда и всякихъ иныхъ благъ профессуры тогда очень высокъ, естьу нихъ и квартиры, и машины съ шоферами, но надо показать, что не грѣхъ это и подсократить, бо зажрамшись, - въ 1957-1962 гг.хрущевскій режимъ срѣжетъ ихъ благосостояніе очень. Также показано, что интеллигенцію надо двигать въ массы, на смычку такъ сказать, и что самые сознательные интеллигенты уже въ курсѣ. (Надо сказать, режимъ провернетъ и раздуваніе слоя интеллигенціи - чтобъ числомъ поболее, цѣною подешевле. Тоже вскорѣ. Когда подвымрутъ интеллигенты , что еще помнятъ старый добрый царизмъ. ) Интересно, что собственно идеологія (и руководящая роль партократіи) при этомъ какъ бы опускается, не акцентируется, переходя въ объективную необходимость. По тексту фигурируетъ даже приговоръ выносимый "именемъ Россійской республики", да, вотъ такъ! Послѣ ХХ Съѣзда выпячивать принципіальность и непогрѣшимость руководящихъ членовъ и жуткую правильность ихъ мыслей какое-то время было просто неудобно.
Заслуживаетъ особаго упоминанія то , на что въ романѣ намекается какъ на странности, проблемы, и, авторомъ столь связаннымъ съ МВД , -- замѣтимъ, не съ ка-ге-бе, гайки ослаблены, -- анонсируются политмѣропріятія 'партіи и правительства' путемъ нехитрыхъ намековъ. Кромѣ ну очень элитнаго положенія профессуры, и недостаточной массовости интеллигентовъ, упомяну цыганскую проблему (на сей счетъ въ 1957 выйдетъ особое постановленіе) сосредоточенную въ образѣ гадалки-воровки, выдающей сѣбя за сербку (надо же пнуть солидарность православныхъ народовъ лишнiй разъ! заказано же!) очередное преслѣдованіе вѣрующихъ (православной оказывается одна криминальная семья; зажимъ вѣрующихъ послесталинской властью устрожится въ 1954, съ кампаніей по критикѣ недостатковъ въ атеистической работѣ), окончаніе борьбы съ безроднымъ космополитизмомъ и неправильными естественнонаучниками (никакихъ намековъ на проблемы такого рода въ романѣ нѣтъ). Также анонсированъ конецъ массоваго доносительства, бдительныхъ гражданъ сравнительно немного, дворники товарищамъ органамъ почти не помогаютъ (вскорѣ хрущевская реформа ЖКХ ихъ низведетъ), безъ энтузіастовъ обходится работа слѣдователя. Впрочемъ, поиска врага тоже въ текстѣ нѣтъ. Изъ интересныхъ подробностей грядущей жизни -- насаждаемая романомъ мода на стихи. Такъ детерминировано соціальнымъ заказомъ содержаніе романа написаннаго въ 1953-1956 гг.
Сюжетъ. Большихъ успѣховъ удается достичь главному герою, сержанту изъ московской транспортной милиціи. Ему удается адекватно попрактиковаться на собственномъ прежнемъ мѣстѣ службы, но въ иной должности, довести непріятнаго, бездушнаго а порой и недобросовѣстнаго стараго служаку (подъ начало коего нарочно поставленъ) до чистки, раскрыть сложное привокзальное ограбленіе, жертвой коего выступаетъ будущій интеллигентъ изъ народа, заслужить доброе чувство интеллигентной дѣвушки - впрочемъ, въ итогѣ онъ женится не на ней, тутъ именно что интрига, - и разстроить козни увивающегося вокругъ нея эстэтствующаго морально неустойчиваго профессорскаго сынка, въ итогѣ тотъ сынокъ зажрется, изолжется и дойдетъ до криминала и срока. Главный герой получитъ хэппи-эндъ въ видѣ диплома, офицерскаго чина, хорошей квартиры, депутатства и жены, да и будущаго ребенка. Интеллигентная дѣвушка, дочь фронтового генерала, начнетъ сначала учительствовать по распредѣленію въ провинціии, а потомъ и дѣлать научную карьеру, - поступитъ въ аспирантуру альма матеръ, но то есть не сразу (какъ ей совѣтуютъ недомысленные профессора), а поварившись среди рабочихъ и крестьянъ. Совершённые по ходу романа преступленія будутъ раскрыты.
Если это не соціальная и не историческая драма, а своего рода success story, романъ про правильныхъ людей съ элементами детектива, сколь соблюденъ жанръ подъ угломъ морали? Долженъ ли авторъ былъ продемонстрировать паденіе нравовъ при ослабленіи гаекъ въ конкретный моментъ исторіи, да еще и подъ хэппи-эндъ? Вродѣ нѣтъ. Но выходитъ именно это.
1. Характерная черта романа: пониженное мѣсто отцовъ, даже въ случаѣ если они есть, то гдѣ-то вдалекѣ, мало вліятельны въ семьяхъ. Нѣкоторое исключеніе составляетъ лишь одинъ притонодержатель.
2. Интересна роль и мѣсто выпивки. Въ романѣ мужчины пьютъ, положимъ, не менѣе чемъ въ современныхъ романахъ - и не только уголовники. Пьетъ студенчество, по крайней мѣрѣ мужская часть. Пьютъ парни, у которыхъ есть хорошiя дѣвушки. Пьетъ немножко,- тамъ, пивко съ водочкой въ солнечный день,- и самъ главный герой . Но пьянство никого ничего толкомъ не лишаетъ. (Даже обокраденный по пьяному дѣлу будущій интеллигентъ получаетъ всё свое обратно.) Главная героиня, интеллигентная дѣвушка, въ какой-то моментъ абсолютно вѣритъ навѣту, что любимый ею главный герой спился и сблизился съ алкоголичкой. Профессорскій сынокъ, отдѣльными чертами напоминающій то ли поляка то ли еврея, гадокъ и оттого пьетъ, а не гадокъ потому, что пьетъ. Пьютъ и воры съ бандитами, и ихъ жертвы. Кондуктору трамвая не вновѣ упитые пассажиры поутру. Пьяную компанію не особенно вышибаютъ изъ ресторана, даже когда они просаживаютъ много денегъ . Никакой кампаніи противъ пьянства по ходу романа отвѣтственные персонажи не ведутъ - но можетъ тутъ намекъ на необходимость оной? (Я заподозрилъ бы, что какъ съ афганской войны въ СССР пришла массовая наркоманія, такъ со Второй Мiровой пришелъ массовый алкоголизмъ. Виной тому, напримѣръ, нарокомовскiе сто граммъ или скажемъ бросовыя цѣны въ тылу на водку. Я могу быть неправъ, но вѣдь и въ данномъ романѣ спиртного, простите, льется явно не больше чемъ реально лилось.)
3. Сэксуальной революціи еще не вышло, но въ финалѣ главному герою предстоитъ четко объяснить любящей его интеллигентной дѣвушкѣ, что не надо оставаться у него въ квартирѣ надолго , поскольку онъ собственно успѣлъ жениться на другой. Кстати, въ реальности выслужить квартиру женившись было проще даже въ МВД.
4. Интересна по роману жизнь сферы собственности. Довольно несложно совершить багажную кражу, населеніе не противъ купить краденыя вещи. Въ сѣрыхъ массахъ вору несложно скрыться и даже выдавать себя за приличную публику. Сбывать краденое можно по паспорту, черезъ комиссіонку, которая впрочемъ хорошо сотрудничаетъ съ товарищами органами. Такъ могутъ и ловиться и воры, и скупщики. Впрочемъ, возможна и толкучка.
5. На рукахъ населенія немало оружія, какъ минимумъ холоднаго.
6. Краденыя деньги можно положить не то что на извѣстный намъ по брежнему времени 'счетъ на предъявителя' въ сберкассѣ - но на безымянный аккредитивъ. 7. Еще можно торговать съ рукъ въ болѣе или менѣе общественныхъ мѣстахъ, у вокзаловъ снѣдью въ частности. Возможенъ сбытъ барахла съ рукъ прямо на перронѣ. Это кстати про совѣтское изобиліе: и въ сравнительно хорошо снабженное время налицо спросъ такого рода даже въ столицѣ. Добавлю къ тому: пассажиры везутъ въ поѣздахъ кучи жратвы. А кое-кого сажаютъ за спекуляціи, да.
8. Но надо сказать, что честный бизнесъ по сдачѣ жилья внаемъ не считается чемъ-то необычнымъ. Пока что.
9. Какъ не считаются чемъ-то необычнымъ трущобы, причемъ въ самой Москвѣ... да и жэкъ-потрошитель ужъ вовсю жалуется на неувязку плановъ, дефицитъ всѣго, ну какъ и сейчасъ -- отчего жильё становится еще хламоподобнѣй.
Я однако закончу со смысломъ этого далеко не шедеврального романа, почему-то названнаго повѣстью. Передъ нами завершающійся генезисъ люмпенъ-интеллигенціи, съ ея люмпенъ-солидарностью противъ соціально-неблизкихъ (а близко ей люмпенъ-чиновничество, но никакъ не обуржуазенные массы: какъ-то такъ выходитъ, что герои романа съ непривиллегированными и недеклассированными работягами мало общаются, съ остальными по ходу тоже, а домохозяева, крестьяне и кустари вообще или негативны,или за кадромъ), съ ея разночиннымъ происхожденіемъ, люмпенъ-культурой (кстати въ романѣ звучитъ блатная пѣсня, блатная поэзія тоже, ну и эстэтствующая интеллигентская намѣчена, а вотъ скажемъ иностранными языками никто не интересуется и инородцы представлены очень мало !), люмпенъ-семьями съ малодѣтностью и высокимъ уровнемъ разводовъ, люмпенъ-экономикой (получательской, даже не собирательской) и съ ея , главное, люмпенъ-духовностью, когда можно слушать гаданіе цыганки, но не принято слушать богослуженіе.
Въ цѣломъ романъ
есть, оцифрованъ, и можно читать. Если не боитесь тошноты.
Разборъ всякой литературы
у меня тутъ