Начнемъ съ категорическихъ постулатовъ. У Нѣмцевъ нѣтъ и никогда не будетъ Великой Литературы . Не будетъ. Поскольку литература должна въ какой-то степени быть мистификацiей, обманомъ, авантюрой. А Нѣмцы слишкомъ порядочный народъ. Поэтому они будутъ чуть ли не самыми лучшими въ мiрѣ инженерами и техниками, народомъ инженеровъ и техниковъ. Поэтому у нихъ будетъ очень не худшая полицiя и неплохая армiя. Очень недурственные банки и страховыя компанiи. И даже не послѣднiе профсоюзы. И вообще масса неплохого качества бизнесовъ и общественныхъ организацiй .
Жалкой же будетъ у нихъ сама литературная срѣда. И ея участники. (Добавлю что большая часть нормальныхъ мемуаристовъ-нѣмцевъ въ эту срѣду войти просто не пожелаютъ.)
Почему я объ этомъ?
Собственно
сей разъ скажемъ про романъ
Э.М.Ремарка "Трiумфальная Арка" . Все разыгрывается въ славномъ городѣ Парижѣ, въ окрѣстностяхъ Трiумфальной Арки ... масштабнаго трiумфа въ романѣ толкомъ нѣтъ, но надо понимать что онъ состоится чуточку позже и вотъ такой. Да, авторъ, антинацистъ и католикъ, пацифистъ, не желалъ именно такого трiумфа.
Но ужъ что вышло, то вышло.
Реально въ романѣ трiумфируетъ ОЧКО, физiологiя. Главный герой, бѣженецъ изъ Германскаго Райха невнятной нацiональности, занятъ дѣломъ -- онъ гинекологъ, не очень легально практикующiй и не особо легально живущiй. Столица мiрового разврата (Парижъ былъ тогда именно таковъ) предоставляетъ немало работы. Бываютъ и просто неплохiе женщины -- знакомства. Обстановка въ общемъ противозачаточная и бездуховная. Помимо гинекологiи есть еще проктологiя -- но немножко. Самую малость, чтобы не оскорбить публику. Вовсю льется алкоголь и всякiя выдѣленiя. Герою удается хорошiй романъ съ актрисой, которая впрочемъ погибаетъ отъ руки одного изъ своихъ поклонниковъ, а также удается и мѣсть -- онъ ухитряется убить и урыть породистаго, но туповатаго, гестаповца, который его когда-то мучилъ, а потомъ началъ ѣздить въ Парижъ развѣяться и малость пошпiонить. Не удается ни осѣдлости, ни вѣры, ни очага, ни собственно легальности. Спускъ занавѣса романа соотвѣтствуетъ кануну сентября 1939 года, началу войны. И почти безнадежному проктолого-гинекологическому состоянiю старой свѣтской знакомой главнаго героя, которая съ ракомъ на продвинутой стадiи отбываетъ изъ Францiи въ США пароходомъ. А также сдачѣ главнаго героя полицiи. Итого всё накрывается более или менее очкомъ. Не Арка, но очко трiумфируетъ, таки да!
Авантюрность романа, надо понимать, жалкая, пара разовыхъ авантюрныхъ подвиговъ достойныхъ быстраго судебнаго процесса срѣдней интенсивности, физiологизмъ не дотягиваетъ (послѣ Бальзака, Мопассана и Селина столь тоскливо писать про гинекологическую жизнь Прекрасной Республиканско-проститутско-садистской Францiи просто нельзя) да и образъ Арки недораскрытъ.
Авторъ, до того извѣстный своимъ нацiоналъ-мазохистскимъ и клѣвѣтническимъ романомъ "На Западномъ Фронтѣ безъ перемѣнъ" (оказывается нѣмцы въ 1914-18 не знали за что воюютъ и такъ этаго и не поняли... что они не чтили Кайзера-Батюшку... оказывается русскимъ мужикамъ въ плѣну присущъ гомосексуализмъ... оказывается, всѣ участники боевыхъ дѣйствiй и кто спасся всё равно являются жертвами войны , утраченнымъ поколѣнiемъ) продолжилъ лирическое оплѣвательство : пересказъ своего опыта жизни послѣ первой Мiровой возлѣ артистокъ и прочихъ не умирающихъ отъ добродѣтели женщинъ на обочинѣ индустрiальнаго общества. Это общество, особенно его приличную публику, авторъ глубоко ненавидитъ. То, что онъ не сталъ большевикомъ или анархистомъ, объясняется его специфическимъ пониманiемъ своей свободы, м.б. своей разслабленностью, не более.
Интересно, что романъ про 1938-39 года написанъ въ 1945мъ.
Итого: романъ въ общемъ малоинтересный. Но вотъ, однако же, дважды объэкраненный. Темъ хуже для экрана.
Прочее
про какъ понимать литературу смотрите тутъ. Постскриптумъ 2015 года : Ремаркъ какъ всѣгда унылъ. Главная героиня, какъ под копирку, и такая же больная (подъ копирку вѣдь). Всѣ умѣрли. Хеппи-эндъ. (
Вотъ отсюда, притомъ сказано про другой его романъ "жизнь взаймы".)
.