9 маiя н.ст. день памяти великаго побѣдителя во имя Бога

May 08, 2011 22:18




 
Святитель Стефанъ, просвѣтитель Перми, апостолъ зырянъ (коми-зырянъ), родился около 1340 года въ семьѣ устюжскаго причетника Симеона. Подъ вліяніемъ своей благочестивой матери Маріи, обладая большими способностями, онъ съ юныхъ лѣтъ проявлялъ необыкновенное усердіе къ служенію Церкви: въ одинъ годъ выучился читать Священныя Книги и помогалъ отцу при Богослуженіи, исполняя должность канонарха и чтеца.

Въ молодости святой принялъ иночество въ монастырѣ въ честь святителя Григорія Богослова въ Ростовѣ Великомъ. Монастырь славился богатымъ книжнымъ собраніемъ. Святой Стефанъ хотѣлъ читать Святыхъ Отцовъ въ подлинникѣ и для этого изучалъ греческій языкъ. Въ юности, помогая отцу въ церкви, онъ часто бесѣдовалъ съ зырянами. Теперь, овладѣвъ богатой церковной культурой, святой Стефанъ горѣлъ желаніемъ обратить зырянъ ко Христу.

Для просвѣщенія зырянъ онъ составилъ азбуку ихъ языка (насколько извѣстно, на основѣ сасанидскаго письма) и перевелъ на него нѣсколько церковныхъ книгъ. За подвиги благочестія Ростовскій епископъ Арсеній (1374-1380) посвятилъ его въ санъ іеродіакона. Приготовивъ себя къ миссіонерской дѣятельности, святитель Стефанъ явился въ Москву (1379 г.) къ Коломенскому епископу Герасиму, который управлялъ тогда дѣлами митрополіи, и просилъ его: “Благослови меня, Владыко, идти въ страну языческую - Пермь. Хочу учить святой вѣрѣ невѣрныхъ людей. Я рѣшился или привести ихъ ко Христу, или сложить у нихъ за Христа голову”. Епископъ съ радостью благословилъ его и посвятилъ въ санъ іеромонаха. Онъ снабдилъ его антиминсами, святымъ мѵромъ и Богослужебными книгами, а великій князь Димитрій Іоанновичъ (т.е.Донской) далъ ему охранныя грамоты.

Изъ Устюга святой Стефанъ спустился по Сѣверной Двинѣ до впаденія въ нея Вычегды (собственно до нынѣшняго Котласа) , откуда начинались поселенія зырянъ. Много трудовъ, борьбы, лишеній и скорбей вытерпѣлъ проповѣдникъ вѣры Христовой, живя среди язычниковъ, поклонявшихся идоламъ, “огню, водѣ, деревьямъ, камню и золотой бабѣ, и кудесникомъ, и волхвомъ, и дрѣвью”.

Особо благоговѣли зыряне передъ такъ называемой “прокудливой березой”. Громадная по толщинѣ и вышинѣ береза росла на возвышенномъ мѣстѣ. Зыряне собирались къ ней и приносили въ жертву добытыхъ звѣрѣй. Святой Стефанъ поставилъ свою келлiю невдалекѣ отъ березы и использовалъ собранія суевѣрныхъ язычниковъ у дерева, чтобы учить ихъ святой истинѣ. Затѣмъ святой Стефанъ срубилъ и сжегъ березу для искорененія суевѣрія. Зыряне собирались убить его. Святой обратился къ нимъ съ проповѣдью: “Судите сами, сильны ли боги ваши, когда они не могутъ защитить себя отъ огня? Боги ли они, когда такъ немощны, да и не имѣютъ не только смысла, но и слуха и зрѣнія? И отъ меня, слабаго, не сумѣло защитить себя ваше божество. Не таковы же ли и всѣ другіе боги ваши? Не таковъ Богъ Христіанскій. Онъ видитъ все, все знаетъ и Всемогущъ, ибо создалъ весь міръ и о всемъ промышляетъ. И какъ Онъ благъ, особенно къ знающимъ Его! Я желаю вамъ добра, проповѣдуя вамъ Истиннаго Бога. Онъ будетъ любить васъ, будетъ благотворить вамъ, когда станете чтить Его искренне”. На мѣстѣ “прокудливой березы” святой Стефанъ построилъ храмъ въ честь Архангела Михаила, низложителя духовъ тьмы.

Крестившиеся зыряне сами стали истреблять то, чему раньше поклонялись: рубили священныя деревья, сокрушали идоловъ; богатыя дары, предназначенныя для языческихъ жертвенниковъ, они приносили святому Стефану. Онъ велѣлъ служившему при немъ зырянину Матѳею все предавать огню и лишь дозволялъ употреблять полотно на обвертываніе ногъ.

Но окончательный переломъ въ зырянахъ произошелъ послѣ того, какъ святой Стефанъ посрамилъ ихъ главнаго жреца Паму, который возсталъ противъ распространенія святой вѣры. Жрецъ вступилъ въ споръ со святымъ Стефаномъ. “У васъ, христіанъ, - говорилъ Пама, - одинъ Богъ, а у насъ много помощниковъ и на сушѣ, и на водѣ, подающихъ намъ счастливую ловлю въ лѣсахъ и ея избытками снабжающихъ Москву, Орду и дальнія страны; они сообщаютъ намъ въ волхвованіи тайны, недоступныя вамъ”. Святой Стефанъ отвѣчалъ, что Истинный Богъ - одинъ; Всемогущество - одно, а безсиліе боговъ-идоловъ очевидно по опыту. Послѣ долгихъ споровъ жрецъ Пама въ оправданіе своей вѣры вызвался пройти сквозь огонь и воду и того же потребовалъ отъ святаго Стефана. “Я не повелѣваю стихіями, - смиренно отвѣчалъ святой Стефанъ, - но Христіанскій Богъ великъ: иду съ тобой”. Пама затрепеталъ и молилъ избавить его отъ вѣрной смерти. “Вы свидѣтели, - сказалъ святой Стефанъ собравшемуся народу, - самъ онъ потребовалъ рѣшить споръ о вѣрѣ огнемъ и водой и однако не хочетъ креститься. За кого считать теперь Паму? Что съ нимъ дѣлать?” “Обманщика предать смерти, - отвѣтилъ народъ, - если отпустить Паму, онъ надѣлаетъ тебѣ пакостей”. “Нѣтъ, - отвѣтилъ святой, - Христосъ меня послалъ не предавать кого-либо смерти, а учить. Пама не хочетъ принять спасительной вѣры, пусть его упорство накажетъ его, но не я”. Пама былъ выгнанъ. Въ благодарность Господу за побѣду надъ главой язычниковъ, святой Стефанъ построилъ на Вишерѣ храмъ въ честь святителя Николая. Послѣ этого проповѣдь святаго о Христѣ стала идти все успѣшнѣе.

Въ 1383 году святой Стефанъ былъ поставленъ епископомъ Малой Перми. Какъ любвеобильный отецъ онъ неустанно заботился о своей паствѣ. Для утвержденія въ вѣрѣ новообращенныхъ святитель Стефанъ при храмахъ открывалъ училища, гдѣ Священныя Книги изучались на пермскомъ языкѣ. Святитель присматривался къ учащимся, учитывалъ ихъ способности съ темъ, чтобы изъ нихъ ставить священниковъ и діаконовъ. Нѣкоторыхъ учениковъ святитель Стефанъ научилъ писать по-пермски. Святитель строилъ церкви, въ которыхъ ставилъ священниковъ изъ зырянъ, ввелъ Богослуженіе на зырянскомъ языкѣ. Святитель Стефанъ перевелъ на зырянскій языкъ Часословъ, Псалтирь, избранныя чтенія изъ Евангелія и Апостола, Паремiйникъ, Стихирарь, Октоихъ, нѣсколько праздничныхъ службъ и Божественную литургію.

Во время неурожая Святитель снабжалъ зырянъ хлѣбомъ, много разъ избавлялъ ихъ отъ насилія и взятокъ тiуновъ, облегчалъ имъ подати, защищалъ отъ нападеній другихъ племенъ (въ нѣкоторыхъ лѣтописяхъ упоминаются вогуличи, т.е.манси, въ бой противъ нихъ Стефанъ шелъ вооруженный только крестомъ). Плодомъ его подвиговъ и добродѣтелей стало обращеніе всей обширной Пермской земли къ Xристіанству. Это великое дѣло было совершено силой вѣры и христіанской любви. Жизнь святителя - это побѣда вѣры надъ невѣріемъ, любви и кротости - надъ злобой и нечестіемъ.

Умилительно “заочное свиданіе” святителя Стефана Пермскаго съ преподобнымъ Сергіемъ Радонежскимъ, бывшее въ 1390 году во время путешествія святителя въ Москву по церковнымъ дѣламъ. Святитель Стефанъ горячо любилъ Радонежскаго подвижника и очень желалъ повидаться съ нимъ на пути изъ Пермской земли, но не могъ исполнить этого изъ-за недостатка времени. Находясь въ 10 верстахъ отъ монастыря преподобнаго Сергія, святитель Стефанъ, помолившись, обратился въ сторону обители и съ поклономъ произнесъ: “Миръ тебѣ, духовный братѣ!”. Преподобный Сергій, который сидѣлъ вмѣстѣ съ братіей за трапезой, всталъ, помолился и, поклонившись въ ту сторону, гдѣ проѣзжалъ святитель, отвѣтилъ: “Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и миръ Божій да пребываетъ съ тобой!”

О глубокой духовной связи святителя Стефана Пермскаго и Преподобнаго Сергія Радонежскаго свидѣтельствуетъ и нынѣ особая повседневная молитва къ нимъ на братской трапезѣ Лавры.

Кромѣ устройства церквей, святитель Стефанъ основалъ для зырянъ и нѣсколько монастырей: Спасскую Ульяновскую пустынь въ 165 верстахъ отъ Усть-Сысольска (нынѣшняго Сыктывкара), Стефановскую - въ 60 верстахъ отъ Усть-Сысольска, Усть-Вымскую Архангельскую, Яренгскую Архангельскую.

Въ 1395 году святитель Стефанъ снова отправился въ Москву по дѣламъ паствы и здѣсь преставился. Тѣло его было положено въ монастырѣ “Спаса за стѣною” (въ храмѣ на Бору въ честь Спасителя) въ Московскомъ Кремлѣ. Горько оплакивали зыряне кончину своего апостола. Они усиленно упрашивали Московскаго князя и Митрополита отпустить въ Пермь тѣло ихъ наставника, но Москва не хотѣла разстаться съ останками великаго святителя.

Прославленіе святителя Стефана началось еще въ началѣ ХV века. Житіе было написано вскорѣ послѣ смерти святителя въ 1472 году. Службу ему составилъ іеромонахъ Пахомій Сербъ съ іеромонахомъ Епифанiемъ Премудрымъ, ученикомъ преподобнаго Сергія Радонежскаго, который хорошо зналъ святителя и любилъ съ нимъ бесѣдовать.

взято тутъ  и дополнено мною по книгамъ Н.Д.Тальберга

Братья и сёстры! Я неважный проповѣдникъ, но воистину стоило бы поглядѣть, сколько старался сей праведный пастырь ради преодоленія идолопоклонства ... постараемся и мы, грѣшные...



Коми, благодать, святость, Православие, почтительное, Российская Империя, РПЦ МП, Христiанство

Previous post Next post
Up