Митрополит Агафангел: «для тех, кому дорога Русская Зарубежная Церковь»
После Рождества 2012 года в Интернете была опубликована видеопрограмма «Преображение» (выпуск 4, часть 2), во время которой были заданы многочисленные вопросы Митрополиту Агафангелу.
В частности, её ведущим, о. Сергием Кондаковым, был зачитан волнующий многих вопрос: Существуют … «осколки» Русской Зарубежной Церкви, и как Вы рассматриваете возможность объединить эти «осколки»?
Митрополит Агафангел ответил следующее:
«Неправда в этом вопросе состоит в том, что там утверждается, что я хочу под своим омофором объединить там все «осколки»… У меня таких мыслей никогда даже не было, чтобы под своим омофором объединить все «осколки». Я бы хотел, чтобы эти «осколки» объединились, а уж под чьим омофором, в каком это будет виде?
Это я всегда говорил, что это должен решать наш Всезарубежный Собор. Мы все вместе должны думать, как должна быть организована Высшая власть в нашей Церкви. И я не собираюсь выступить каким-то диктатором и требовать, чтобы все мне подчинялись. Потому что, к сожалению, в наше время невозможно убедить других в том, что они там в чем-то ошиблись. Вот каждый считает, что он поступил правильно в той ситуации, которая складывалась. Но может быть так оно и есть, в общем-то. У каждого есть своя правда.
И я тут продержался до 17 числа только потому, что меня просили об этом. Потому что мне было тяжело, нестерпимо вот это видеть - отпадение Зарубежной Церкви, присоединение к Московской патриархии. Мне тяжело было видеть этот процесс. Меня просто уговорили, чтобы я подождал до последнего, когда будет подписан этот акт. Потому что я приехал в Нью-Йорк, в Синод, приехал с тем, чтобы сказать в Синоде всем архиереям, что я думаю по этому поводу. Мы в то время уже не поминали Митрополита Лавра довольно-таки длительный срок. И я был готов (специально для этого приехал) для того, чтобы сказать, что я тоже с этим не согласен. Но, там приехали другие священники с других приходов в Америки, было у нас собрание, и меня просто уговорили: «вот ради нас, нашей паствы, чтобы мы был все вместе до момента подписания акта». И я не по своей воле пошел им навстречу. И это действительно было правильно, как показало время. Они меня исправили, они меня поправили, эти люди. Я им очень благодарен, священникам, что произошло так. Произошло, что мы все-таки дождались этого момента подписания, этого момента отпадения.
А то, что другие ушли раньше, это я не считаю, что это их какая-то - роковая ошибка. «Разные люди», как говорил Митрополит Кирилл (Смирнов, новосвщмуч.), «разные темпераменты». В общем-то, одни раньше, другие позже это делали, другие может быть уже после подписания, они тоже были бы тоже правы.
Не надо тут выяснять в этой ситуации, кто виноват больше, надо вернуться к какой-то соборности. Всем встретиться, поговорить и решить, как нам дальше, как нам обустроить жизнь нашей Русской Зарубежной Церкви.
Конечно, это для тех, кому дорога Русская Зарубежная Церковь. Если кто-то там пошел своим путем, и Зарубежная Церковь его не интересует, и не авторитет, то тут мы ничего не можем сделать. Но те, кто считает, что они вышли из Зарубежной Церкви, … что они принадлежат к Зарубежной Церкви, с теми надо постараться наладить какой-то диалог, хотя бы для начала.
И здесь не речь лично обо мне, о моем омофоре. Я писал раньше, что я готов даже написать заявление на Всезарубежный Собор, чтобы уйти с этого поста. И пусть бы Собор это решал, кого бы выбрать в Первоиерархи. Если там посчитают, чтобы меня оставить, то оставят, если посчитают кого-то другого, если Собор так постановит, то так, то и будет. То есть, я никогда не держался за то, чтобы именно под моим омофором всё это происходило.
Мы считаем, безусловно, что мы находимся на верном пути, что то, что мы сделали, мы поступили правильно, что всё у нас канонично, всё у нас законно, мы не отступили от предания наших отцов. Но всё-таки мы должны понимать, что единство в Церкви, это тоже - очень большой такой и важный момент для нашей жизни. И все-таки мы можем сделать какие-то уступки ради церковного единства, ради братского общения с другими православными.
Такая моя личная позиция…
Опять же, я не настаиваю, что я говорю только одни правильные вещи, в общем-то, что я могу и ошибаться, как только что говорил в случае с моментом, что мы до этого акта продержались…
Так что, я всегда приглашал и приглашаю другие, так называемые «осколки» к диалогу, к разговору. Давайте сядем и поговорим, как мы будем дальше жить. Не враждовать нам друг с другом, а наладить мирные взаимоотношения для начала, а дальше, Бог рассудит. <…>
Мы готовы со всеми разговаривать, но просто мы можем разное предложить. Конечно, есть такие, которым мы можем только сказать: возвращайтесь к нам, так сказать, на наших условиях, а есть такие, с которыми мы можем вести переговоры как устроить это объединение, чтобы это было как можно более безболезненно для нашей паствы, для их паствы. Но это всё процесс, довольно-таки долгий процесс.
Но самое главное, чтобы было желание, этот процесс начать».
Источник:
http://kondakov.ws/blog/Zapis-programmy-%22Preobrazhenie%22-Vyp--3 Иподиакон В. Кириллов: И «те из разбросанных по всему миру в разных юрисдикциях остатков Русской Зарубежной Церкви, сохраняющих верность её традиционному пути, которые не взыскивают единство между собой, совершают преступление против соборности (кафоличности), церковного порядка (в частности, 362-го Патриаршего Указа, предписывающего объединение частей, находящихся в одинаковом положении) и любви, забыв, что сила свидетельства Истины - в единстве, а не в разделении.
И, наверное, неслучайно ниже помещённое пророчество о падении и восстановлении РПЦЗ было сообщено в разговоре автору этих строк приснопамятным братом Иосифом в Леснинском монастыре на Пасху 1995 года. «Русская Зарубежная Церковь падёт из-за гордости» (т. е. развалится), сказал он. Я спросил, будучи весьма удивлён и озадачен, «неужели её больше не будет?»… «Но её восстановит монах из России. - Есть такое пророчество», ответил, помедлив, хранитель Иверской Мироточивой Иконы Божией Матери. При этом ещё добавил, что о падении РПЦЗ говорил и Архиепископ Леонтий Чилийский (естественно, и так я это тогда понял, что бр. Иосиф говорил в тот момент не о простом монахе - ипд.ВК).
Всем известно, что восстановить церковное единство есть дело благое и Богоугодное, ибо антиподом Кафолической, Соборной Церкви является самозамкнутая, самодостаточная «организация», считающая всех вне её границ отпавшими и нежелающая ни с кем иметь дело, возглавляемая «ревностными не по рассуждению» властолюбивыми иерархами.
И взыскивать это вожделенное единство необходимо по принципу бл. Августина: «в главном - единство, во - второстепенном (спорном) свобода, во всём - любовь!».
Или как учил св. Василий Великий о единстве и мире церковном: «Мы должны стремиться всё считать второстепенным сравнительно с миром»…
«Но так как эта великая и чудная и желанная всем любящим Господа вещь подвергается отныне опасности превратиться в одно лишь имя, так как из-за умножения беззакония у многих остыла любовь, то я думаю, что у подлинно и истинно служащих Господу должно быть одно старание - это вернуть к единству церкви разделившихся друг с другом многообразно и на много частей»» (из работы «Церковь Христова, это - “Организм» или «организация”?»).