Впечатления от игры Shadowrun Returns

Nov 22, 2014 23:37


Когда я первый увидел скриншоты игры Shadowrun returns, то ощутил лёгкий приступ ностальгии. В картинке проглядывались черты старого доброго Fallout 1-2. На игру я наткнулся совершенно случайно, увидев её на акции в Steam. Стоила она в тот момент сущие копейки (что-то около 75 рублей). Единственное, в игре не было русского языка. Однако,  привлечённый ценой, я купил Shadowrun returns и отложил игру на потом. Знаете, как некоторые девушки покупают джинсы на размер меньше, надеясь в будущем похудеть. Так и я, понадеявшись когда-нибудь подтянуть свой хреновенький английский, решил купить Shadowrun returns.
К счастью (или к несчастью для моего саморазвития) игру как-то незаметно перевели на русский язык. Вообще, Shadowrun returns прошла мимо русскоязычного сообщества геймеров. И, зря! Игра хорошая!
Невзирая на определённое графическое сходство перед нами не Fallout 1-2. Shadowrun returns - это, действительно, добротная тактическая пошаговая ролевая игра, но её гемплей ближе к последней части UFO, что тоже неплохо!
Итак, сегодня я хочу написать о Shadowrun returns.


Для начала опишу игру вкратце. В отличие от Fallout 1-2 здесь нет открытого мира и глобальной карты. Игра состоит из набора миссий. Мы прибываем на базу, общаемся с персонажами, получаем задание, обновляем экипировку, привлекаем наёмников и отправляемся в бой. Миссия состоит из одной или нескольких локаций. Как правило, нужно кого-то убить или что-то украсть. Битвы проходят в пошаговом режиме. У бойцов есть очки действия. Их не с десяток (как в Fallout), а всего два. На перемещение, в рамках определённой зоны, боец тратит одно очко действия, на выстрел ещё одно. Таким образом, за один ход персонаж может, либо два раза сходить, либо два раза выстрелить, либо сходить и выстрелить. Также одно очко действия тратится на перезарядку оружия. В общем, типичное UFO: Enemy Unknown.
Fallout 1-2 - это игра в стиле: «иду, куды хочу, и что хочу, то ворочу». В Shadowrun returns сюжет,  как детективный роман, возьмёт нас за руку и не отпустит до самого конца игры. Сюжет и сеттинг в этой игре главные! Это просто следует понять тому, кто надумает купить игру. Однако сюжет в игре действительно хорош. И как минимум один раз пройти Shadowrun returns стоит. Русской озвучки в игре нет, но диалоги переведены достойно. Чего не скажешь об интерфейсе. В описании некоторых навыков и умений остался английский текст. Впрочем, это почти не мешает.
Играя в игру, то есть, проходя сюжет, я получал искренне удовольствие, омрачённое, однако, лёгкой досадой. Разработчики игры уделили большое внимание проработке сеттинга, но отчего-то проявили ненужную скромность в его подаче. Мы видим будущее Земли, где бок о бок с людьми прогуливаются эльфы, гномы, орки и тролли. А в параллели с современными технологиями существуют магия и шаманизм. Как это произошло? Что именно случилось? К сожалению, подробного объяснения нигде не даётся. Жалкие обрывки информации мы будем улавливать в диалогах. Складывается ощущение, будто разработчики постеснялись вываливать на игроков тонны текста. Мол, в наше время, всё равно, никто не читает, поэтому не будем отпугивать публику. На всякий случай, даже квестовой компас прикрутим, а-то вдруг заблудятся в трёх комнатах! Печальная ошибка. Ничто не мешало поставить где-нибудь на базе книжный шкаф с исторической литературой. Конечно, большую часть игры в качестве базы наш протеже использует стриптиз бар. Где книжкам, особенно без картинок, делать нечего. Ну-у-у, воткнули бы тогда за каким-нибудь дальним столиком одинокого богатого извращенца, который любит заставлять девушек читать ему вслух учебники истории, и дело с концом. Так нет же! Информации о Вселенной решительно не хватает. Это по-настоящему обидно! Все персонажи игры прекрасно знают, в каком мире они живут. А игрок, по ту сторону монитора, ради которого и создавалась игра, вынужден строить собственные догадки.


Поэтому сюжет и сеттинг мне придётся пересказать на основе тех скудных объёмов информации, что доступны в игре. В Википедии написано, что Shadowrun returns сделана по какой-то настолке, поэтому наверняка есть официальный сайт, где история Вселенной расписана подробно. Но я не стал его искать, пребывая в глубоком убеждении, что игра должна всё рассказать о себе сама.
Итак, насколько я (это важно!) понял, в будущем на Землю вернулась магия. Волшебство не постоянно и появляется циклично, периодами в несколько тысяч лет. Большую часть сознательной истории магия была очень слаба и развития не получила, но в 21-ом веке волшебство вернулось на несколько веков раньше положенного срока. Великий дракон, захвативший власть в Берлине, не знает точные причины произошедшего. По его мнению, волшебство усиливается в периоды сближения Земли с так называемым Шестым Миром, где обитают духи. Возможно, из-за резкого роста населения и появления на Земле большого числа негативных эмоций привычный цикл был нарушен. Так или иначе, на планете появилась магия, а вместе с ней и «металюди». Так прозвали эльфов, гномов, орков и троллей. Похоже, новые расы произошли от обычных людей. В сюжете игры некоторые люди и эльфы приходятся друг другу родными братьями и сёстрами. При этом никаких полуэльфов, четвертьэльфов или одна восьмая эльфов в игре нет.
Глобальные перемены, при неостанавливающемся научно-техническом прогрессе, вызвали несколько локальных катаклизмов. Как водится, новые расы потребовали своего места под солнцем. В частности, на момент событий игры в мире существуют два эльфийских государства.  Правительство объединённых американо-канадских штатов поспешило объявить всех металюдей негражданами. Впоследствии эта позиция, видимо, была смягчена. Тем не менее, и по ныне гражданство имеется даже не у всех людей, не говоря уже о троллях. Также по неизвестным (а вернее по не указанным в игре причинам) о независимости объявил Свободный Штат Калифорния. В игре есть орк, рассказывающий о своей службе в армии Свободного Штата. Учитывая его происхождение, логично будет предположить, что причиной сепарации послужила проблема гражданства. Иначе, какой резон орку добровольно воевать на стороне Калифорнии? Впрочем, тот же орк рассказывает, что после обретения независимости на штат с юга (!) напали эльфы при поддержке японцев! Последние произвели массированную десантную операцию. По словам орка, война закончилась очень скверно. Впрочем, некоторые персонажи игры говорят о том, что прибыли из Свободного Штата. Это позволяет предположить, что война не обернулась для калифорнийцев полной катастрофой. Снимем же шляпы перед славными защитниками Свободного Штата. Отбить совместное нападение эльфов и японцев это, скажу я Вам, дорогого стоит! J
Действие самой игры разворачивается в Сиэтле на территории американо-канадских штатов. Данное государство на момент игры являет собой образец победившего либертарианства. Проще говоря, страной правят корпорации. Правительство есть, оно никуда не делось, но у государства нет даже собственной полиции. Функции по охране правопорядка выполняет компания «Одинокая звезда». Полицейские не считаются госслужащими.
Священное право частной собственности поставлено выше и «священнее» всех остальных прав. В небоскрёбах, принадлежащих корпорациям, не действуют государственные законы. Только внутренний устав фирмы. Главы корпораций не подсудны за любые действия, совершенные ими на своей территории. В итоге люди и металюди вынуждены делать выбор. Либо жить свободно в трущобах. Где свобода защищается принципом - «ты свободен, ибо на фиг никому не нужен». Либо устроиться работать в корпорацию и полностью доверить свою судьбу воле начальства. Захотят, повысят. Захотят, пристрелят.
Учитывая, что государству на территорию частных небоскрёбов вход категорически запрещён, а конкуренцию между самими корпорациями никто не отменял, по закону спроса и предложения в городах сформировались рынки - «раннеров». Это наёмники, которых заинтересованные лица привлекают для войн друг с другом. Жизнь раннера - это набеги. Если тебя убьют охранники, никто ни чего не докажет, да и не будет пытаться. Как многие читатели уже поняли, нам предстоит играть именно за раннера!
Завязка сюжета весьма необычна. Пребывая без денег и перспектив на будущее, герой слышит видео звонок. Это наш коллега-раннер, по имени - Сэм. Мы приветствуем старого знакомого, но быстро понимаем, что отвечать необязательно. Сэм умер, и данный звонок - это его последнее обращение. Раннер застраховал свою жизнь на триста тысяч ньёненов (местная валюта), которые адвокатская контора выплатит нашему герою, если тот найдёт убийцу. На момент записи видеообращения Сэму ничто не угрожает. У него даже врагов нет. Однако, зная свой образ жизни, он понимает, что умрёт не от старости. Таким образом, Сэм хочет отомстить своему будущему потенциальному убийце.
Делать нашему протеже нечего, поэтому он отправляется в Сиэтл. Дальше наша детективная история закрутится настолько сильно, что при упоминании в диалогах имени - «Сэм», я невольно моргал глазами и думал: «Сэм? Какой такой Сэм? А! Хмырь из-за которого началась вся эта запутанная история. Точно! Как я мог забыть?».
В общем, пора закругляться с сюжетом. Я итак много заспойлерил. Однако здесь важно понять, сюжет, несмотря на кучу недоговорок, это сильнейшая и важнейшая часть игры. То есть, здесь РПГ и боевая система для сюжета, а не наоборот. Никто не даст нам глобальное мутное задание, вроде: «Иди туда, не знаю куда и найди группу эдемских конструкционных компонентов».


Прежде чем переходить к описанию классов и прокачке, расскажу подробнее о боевой системе. Способов «убить ближнего своего» в игре хватает: огнестрельное оружие, холодное оружие, магия и гранаты.
Когда начинается бой, игра переходит в пошаговый режим. Тратя очки действия, персонажи могут перемешаться и прятаться в укрытиях. Эффективность укрытий показывается иконкой «щита», как в UFO. Полный щит - максимальное уклонение, наполовину прорисованный - половинчатое, бледный щит - слабое укрытие. Теоритически укрытия снижают вероятность попаданий. Но это теоритически. Практически на них не следует обращать внимание. Почему? Проще объяснить на примере: как Вы думаете, какой шанс попасть по цели имеет наш персонаж, если за один ход он может сделать два выстрела, вероятность попадания каждого из которых 70%? Классическая теория вероятности говорит нам, что 1-0,3*0,3=91%. Но это классическая теория.
Однако существует Альтернативная теория вероятности, которая гласит: «любое событие, либо произойдёт, либо нет». Проще говоря, шанс того, что выходя из дома, вы встретите тираннозавра, равен 50%. Вы либо его встретите, либо не встретите!
Этот же принцип работает и в Shadowrun returns, Вы либо попадёте по цели, либо промажете. Какая цифра написана на прицеле, не имеет значения.
Таким образом, с расстояния в два шага от цели пять раз шмальнуть по ней из дробовика и ни разу не попасть в этой игре нормально!!! Прячется ли персонаж за укрытием или не прячется, не имеет значения. В него, либо попадут, либо нет! И Боже Вас упаси обращать внимание на проценты. Это просто бесполезная информация!
В связи с этим при выборе оружия я остановился на дробовиках. Учитывая, что согласно альтернативной теории вероятности не важно, с какого расстояния, из чего и по кому ты стреляешь (либо попадаешь, либо нет), то лучше взять дробовик, как оружие с максимальным уроном. То есть, если ты промазал, то ты промазал; а если ты попал, то хоть урон нормальный! Суммируя сказанное, в бою наиважнейшее значение имеют показатели урона и брони. На шанс попадания и шанс критического удара можно забить.
Корректировать прицел, выбирая, в торс или в голову мы будем стрелять (как в Fallout 1-2) здесь нельзя. Выстрел всегда идёт в направлении цели, и, если фортуна на нашей стороне, наносится урон. Временами урон корректируется по видам: «слабый удар» - 0,5 значения от базового, «сильный удар» - 1,5 значения и «критический удар»  - 2,0 значения.


Учитывая, что в игре работает альтернативная теория вероятности разработчики не стали добавлять снайперскую винтовку (смысл?). На выбор у нас есть: меч, пистолет, пистолет-пулемёт, автомат и дробовик. Повторю свой совет! Выбирайте дробовик! Мазать по цели вы будет из всего, зато попадать из  дробовика приятней! Временами удаётся даже задеть соседнего противника, т.к. выстрел идёт по площади. Таким образом, любители «посидеть со снайперкой» в далёких кустах остаются в обломе.
Заканчивая разговор о боевой системе скажу, что, как и в UFO, персонажа можно поставить на «изготовку». То есть, он пропустит ход, но зато произведёт выстрел, если в его поле зрения окажется противник. С развитием персонажа можно получить дополнительные способности для стрельбы и рукопашного оружия. Например, в случае с пистолетом, герой получит способность не тратить очки действий на перезарядку оружия. Специализация на автоматах откроет доступ к разному виду очередей. Помимо оружия, некоторые персонажи могут использовать заклинания. Волшебство, как и оружие, необходимо покупать у продавцов на базе.
Заклинания занимают специальные слоты. Вначале их всего два. Со временем получится увеличить лимит до четырёх. Боевые заклинания также имеют определённый шанс попасть по противнику, полностью подчиняясь концепции альтернативной теории вероятности! После произнесения заклинания, оно встаёт на «кулдаун», то есть становится недоступным на 2-4 хода. Учитывая, что заклинаний в игре немного, а слотов под них ещё меньше любой разумный маг из Вселенной Shadowrun returns помимо магии возьмёт «на дело» пистолет, а я, как особо разумный и в полной мере уяснивший концепцию альтернативной теории вероятности, брал на задание два дробовика. Дабы в критический момент не тратить очки действия на перезарядку оружия.
Помимо слотов под оружие и заклинания, персонажи могут носить с собой до шести вспомогательных предметов. К вспомогательным предметам относятся: аптечки, ремонтные комплекты, гранаты и стимуляторы.
Переходим к прокаче персонажа. Как я уже говорил, игра является набором миссий. За их прохождение, а также за выполнение дополнительных заданий, персонаж получает «очки кармы», которые можно вложить в навыки или в физические характеристики. Важный момент, убийство противников само по себе не даёт ничего. Поэтому известная манера поведения Родиона Раскольникова: «ещё пятьдесят старушек и level up», здесь не прокатит. Вам дадут экспу только за выполнение миссии. По моему личному наблюдению, игра наоборот поощряет мирные варианты прохождения. Мой Вам совет - никогда не торопитесь в Shadowrun returns раньше времени открывать огонь. Лучше ещё раз перечитать все подсказки.
Количество очков кармы, необходимых для улучшения навыков, растёт в прогрессии. Например, чтобы прокачать силу до 2-ого уровня достаточно вложить 2 очка кармы, для 3-ого уровня уже 3 очка и так далее. Всего базовых характеристик шесть:
1.      Тело
2.      Проворство
3.      Сила
4.      Интеллект
5.      Сила Воли
6.      Обаяние.
От каждой базовой характеристики, кроме первой, отходят дополнительные ветви и под ветви навыков. Например, вложив очки кармы в Интеллект, игрок получит возможность улучшить навык - «Дроны», который открывает доступ в дополнительный навык: «Боевые Дроны».  Характеристики накладывают ограничения. То есть, не прокачав Интеллект до 4-ого уровня, Вы не сможете до аналогичного уровня  улучшить свой навык управления дронами.
Как ни трудно догадаться, интеллект позволяет хорошо разбираться в технологических новинках. Сила воли раскрывает магические способности, а харизма заклинания шамана. Несколько отдельно стоит характеристика - «тело», каждый дополнительный уровень «тела» даёт +10 очков здоровья.
Рас или видов металюдей в игре пять:
1.      Люди (получают +3 очка кармы в начале игры)
2.      Эльфы (+1 к обаянию)
3.      Гномы (+1 к силе воли)
4.      Орки  (+ 1 к телу)
5.      Тролли (+1 к силе и +1 к телу)
Также все расы имеют определённые ограничения. Люди не могут поднять ни одну характеристику выше 9 уровня. Тролли могут достигнуть аж 17 уровня здоровья, но ограничены 6 уровнем интеллекта. Нет смысла подробно расписывать расовые особенности. Догадаться о потенциальных ограничениях можно посмотрев на стартовые бонусы.


После выбора расы игроку предлагают выбрать класс персонажа. В принципе, выбор класса влияет только на разброс первоначальных очков кармы и стартовый набор снаряжения. Никто не мешает, начав игру за мага, вложить очки кармы в навык - «дробовики». Более того, так и следует поступить. Ибо чересчур сильная специализация на одном навыке потребует слишком большое число очков кармы. Чтобы не копить их подолгу всегда лучше вложить несколько дополнительных баллов в здоровье.
Тем не менее, выбор класса образует некий контур развития персонажа, поэтому имеет смысл остановиться на классах несколько подробнее:
1.      Уличный самурай. Слишком пафосное название, за которым скрывается классический боец. Главный навык - «проворство» или «сила» в зависимости от того, огнестрельным или холодным оружием игрок намерен драться. Здоровье ему, естественно, тоже не помешает. Впрочем, здоровье вообще никогда и ни кому не мешало.
2.      Маг. Собственно, маг он и есть - маг. Главная характеристика - «сила воли».
3.      Шаман. Это маг, но со своим набором заклинаний. Главная характеристика - «обаяние». Шамана можно назвать классом поддержки. Боевых заклинаний у него нет. Также шаман может призывать духов.
4.      Адепт. Маг с мечом в руках. Главные характеристики, соответственно, «сила» и «сила воли». Адептам следует прокачивать специально придуманный для них навык - «энергия ци», который даёт персонажу дополнительный набор заклинаний, направленный на улучшение собственных боевых навыков.
5.      Риггер - инженер, специализируется на боевых дронах. Главная характеристика - «интеллект».
6.      Деккер - хакер, путешествует в мире Матрицы, в которую выродился нынешний интернет. Главная характеристика тоже - «интеллект».
К вопросу прокачки своего героя следует подходить вдумчиво. Я лично своего первого персонажа запорол, решив развиваться одновременно в навыках инженера и хакера. «Раз и риггеру, и деккеру нужен интеллект, то у меня останется больше очков кармы на прокачку здоровья», - рассудил я и оказался в корне неправ. Что обидно, почувствовать насколько я не прав, удалось только в середине игры.
Для начала поговорим о хакерах. Я настоятельно не советую никому брать этот класс. Несколько лишних очков навыка вложить можно, но специализироваться на хакере - бред. Дело в том, что деккер путешествует в мире Матрицы. Для этого он подключает свой мозг к серверу в точке выхода.
Матрица - это 3D интернет. Особый мир, в котором хранятся базы данных. Хакеры пытаются украсть эти данные. Для защиты от непрошеных гостей создаются особые программы, так называемый - «лёд». Лёд - это 3D программа, атакующая хакера. Успешная атака нарушает уровень сигнала между аватаром деккера и его мозгом. Существует также чёрной лёд, атаки которого наносят физические повреждения человеку в реальном мире. Разумеется, лёд - это обоюдоострое оружие. Деккеры используют специальные программы, с помощью которых они могут атаковать защитников Матрицы, а также друг друга. Короче говоря, зайдя в Матрицу, хакер становиться настоящим магом со своим уникальным набором заклинаний.


Казалось бы, круто! Проблема в том, что миссий, во время которых нужно побывать в Матрице, можно пересчитать по пальцам одной руки. И пальцев более чем хватит. Даже слесарю-фрезеровщику, который технику безопасности на производстве знает, как свои три пальца! В реальном мире хакер таскает за спиной так называемую - «деку», сильно напоминающую клавиатуру. Клавиатура, что очень и очень печально, является не предметом в инвентаре, а оружием. То есть «дека» - это то, что хакер берет на задание вместо пулемёта! На какого-нибудь тролля, который о матрице и слыхом не слыхивал, навороченная клавиатура не произведёт ни малейшего впечатления. Таким образом, выбрав хакера, большую часть игры вы будете таскать с собой дополнительную хреновину. Когда же по сюжету возникнет необходимость выйти в Матрицу, игра обязательно подкинет кого-нибудь, кто сделает это за Вас, причём в большинстве случаев бесплатно. Достаточно лишь внимательно читать диалоги перед выходом на задание. При этом «матричные» миссии, как правило, идут отдельно от обычных. В игре есть лишь одна миссия, когда нужно сражаться одновременно и в Матрице, и в реальном мире.
В обычном бою пользы от хакера почти нет. При наличии клавиатуры можно наложить дебаф на противника. Это повысит шансы успешной атаки против цели. Но проблема, опять же в  том, что в игре действует альтернативная теория вероятности. Конечно, на экране отобразится, что шанс попадания увеличился, допустим, с 50% до 65%. Не верьте этому! Хоть 95%, Вы либо попадаете, либо нет!
Теперь поговорим о риггерах или инженерах. Сей интеллектуальный монстр управляет дронами. Однако дрон, как и клавиатура, является оружием и занимает в инвентаре оружейный слот. Таким образом, отправляясь в логово врагов, мой главный герой гордо нёс за спиной клавиатуру, а недалече парил мой верный боевой дрон. Проблема в том, что с собой у меня не было даже паршивенького пистолета! Ситуацию поначалу выправила прокачка характеристики - «проворство», которая разблокировала дополнительный слот под оружие. Но очень скоро я выучил навык - «управление двумя боевыми дронами», и все слоты под оружие вновь оказались забиты. Сперва всё выглядело не так плохо. Поддержание дрона в боевом режиме постоянно отнимает очко действия. То есть, имея три очка действия, можно одновременно управлять двумя дронами, попутно накладывая на противников дебаф с помощью клавиатуры. Однако у данной тактики есть два минуса. Первое, дроны не так уж круты. Да иметь перевес в два дополнительных ствола - это круто. Но поскольку сам инженер не стреляет, то суммарная выгода - всего одна пушка! И, скажем так, это не самая лучшая пушка. Вместо одного боевого дрона, можно взять медбота, но пользы от этого тоже немного. Аптечки являются предметами и их можно взять на задание до шести штук. Без всякого медбота. Второе, и самое печальное, дроны не лечатся аптечками. Для них нужны ремкомплекты. Вроде, то же самое, но если обычного персонажа убьют, его можно воскресить с помощью специальной аптечки, а дрона нельзя! Робот само восстановится к началу следующей миссии, но до конца текущего задания нам придётся обходиться без него.
В итоге получается картина маслом! Инженер-хакер пришёл на задание, случайно подставил своего дрона не туда, его убили и всё! До конца миссии наш герой курит бамбук, а вернее накладывает бесполезные дебафы с помощью клавиатуры. Ибо пострелять ему не из чего! Возможности позаимствовать оружие у попутчиков в игре нет.  Наши помощники и наёмники, естественно, смотрят на главного героя с презрением. Их взгляд как бы сам собой говорит: «Ну, и что это за чудо в перьях?! Этому, с позволения сказать, великому раннеру мы доверили свои жизни!».  В итоге, я решил переиграть игру за шамана. Обидно же!


Мой Вам совет, если решите играть за инженера, не качайте навыки хакера. Лучше используйте для этого дела наёмников. Единственное, навыки хакера позволяют взламывать электронные замки. Временами это полезно. Ключевое слово здесь - «временами». Да, навык хакера сэкономит Вам время и позволит сразу взломать нужный компьютер, а не рыскать по всей комнате в поисках бумажки с паролём, оставленной забывчивым бухгалтером. Иногда можно получить некоторые дополнительные вещи. Опять же - «иногда». Тот же шаман, прокачивая обаяние, получает дополнительные варианты ответа в диалогах и, соответственно, дополнительную награду за квесты. Без всяких жертв.
Разобравшись с деккерами и риггерами, перейдём к магам и шаманам. Опять же я не рекомендую качать их навыки одновременно. Дело в том, что и магические, и шаманские заклинания занимают одни и те же слоты. Слотов будет всего четыре, и то после изрядной прокачки персонажа. Таким образом, выучив все заклинания мага и шамана, вы не будете знать, куда их себе засунуть? При этом в отличие от хакеров и инженеров, маги и шаманы отталкиваются от разных физических характеристик - «интеллект» и «обаяние». Единственное, проходя игру за шамана, я всё же вложил небольшое число очков кармы в навыки мага, чтобы получить заклинание - «лечение», вкупе с шаманским лечением получилось хорошо.
Я рекомендую смешивать инженерию и волшебство не друг с другом, а с боевыми навыками. Лично я играл за шамана со специализацией на дробовиках. Накладываешь на героя заклинание - «ускорение», получаешь три дополнительных очка действия, затем, подбегаешь к противнику в упор и стреляешь пять раз! Как правило, после такой атаки врагу требуется помощь не врача, а священника. Если вдруг кончались патроны, я оперативно выхватывал второй дробовик. Данная тактика меня почти не подводила. Если что, всегда можно прочитать на себя заклинание лечения. Опять же союзники не стоят без дела.
Помимо всего прочего у шамана есть дополнительная особенность - «призыв духов». Правда, от настоящей особенности больше хлопот, чем пользы.  Однако рассказать о ней надо. Прокачав соответствующий навык, шаман научится видеть - «точки духов» (иконки с черепами). Если их активировать, на поле боя появляется дух, который будет сражаться на стороне героя. Первое время… Каждый ход дух пытается освободится. Теоритически шанс выйти из-под контроля от 10 до 25% (в зависимости от прокачки навыка). Практически же снова вспоминаем альтернативную теорию вероятности. За всё время игры ни одного духа я не сумел удержать под контролем дольше, чем на три хода.  Вырвавшись из-под контроля, дух бросается на хозяина. Я настоятельно рекомендую, активировав духа, тут же направить его к самому дальнему противнику. Укусить он мало кого укусит, но хоть отвлечёт внимание и соберёт на себя урон.  Ячейки духов лучше вообще не трогать. Помимо всего прочего, они расположены в самых неудобных местах. Как правило, прямо посередине простреливаемой со всех сторон комнаты. Впрочем, духов можно призывать и без ячеек, покупая в магазине тотемы. Тотемы являются расходниками. Временами, когда нужно подставить под особо сильного противника какое-нибудь «пушечное мясо» духи бывают полезны, но сильно растрачиваться на дорогие тотемы не стоит. Напоминаю, крайне желательно, чтобы нашего духа убили за первые же три хода.
В целом, шаман - замечательный класс. Боевых заклинаний у него нет, зато чары поддержки (как правило, само себя) весьма достойные. К сожалению, шаман не может вживлять в себя имплантаты.


К слову об имплантатах. На базе вы сможете купить специальные металлические части тела и стать, по сути, киборгом. Замене поддаётся почти всё: торс, руки, ноги и даже глаза. К сожалению, ампутация частей тела лишает персонажа «сущности». Сущность влияет на количество слотов заклинаний, которых и так мало. В целом, если Вы не планируете тратить очки кармы на магию, то определённо стоит потратить деньги на имплантаты. Они увеличивают броню, здоровье, меткость и т.д.
О классических бойцах (в игре - самураях) сказать практически нечего. Выбираем тип оружия, далее начинаем вкладывать в него очки кармы. Не забываем про здоровье и имплантаты. Деньги расходуем на большие пушки (или острые мечи), а также броню.
Что касается магов, то, как упоминалось выше, в игре их два типа - «маг классический» и «адепт (маг с мечом)». Последний имеет свой набор заклинаний, который, по сути, заменяет ему имплантаты. Смешивать в одном герое мага и адепта, по моему мнению, не стоит.
Хочется сказать несколько слов о дополнительных особенностях игры:
1.      В Shadowrun returns есть редактор карт и кампаний. Поэтому, если игра сильно Вас зацепит, то можете своими руками создать дополнение. К слову, дополнительные кампании от фанатов есть в Steam, но все они на английском. В России умельцев пока не нашлось и, вряд ли, они найдутся, ибо в русскоязычном сегменте игра почти неизвестна.
2.      В некоторых миссиях нашему герою придётся переодеваться уборщиком. При этом оружие за ним сохраняется. Куды мой герой запихал два дробовика так, что их не нашёл охранник при обыске, остаётся только догадываться. Если Вы ярый сторонник сюжетного реализма, то лучше не играть за инженера. Ибо картина уборщика, за которым, словно собачки на поводке, следуют боевые дроны, выглядит странно. Впрочем, охрану это не смущает.
3.      В игре есть раздражающий фактор, связанный с переходом в пошаговый режим. Когда начинается миссия, мы управляем героем в реальном времени. Наёмники и дроны следуют за нами по пятам. Когда же начинается бой, игра переходит в пошаговый режим и… не выходит из него до конца миссии. Это неудобно. Убив всех врагов в одной части склада приходится короткими перебежками добираться до остальных вражин. К сожалению, выйти из пошагового режима нельзя. И это явно не баг. Некоторые миссии «с места в карьер» начинаются в пошаговом режиме, и до врага приходится долго топать.
4.      При старте игры Вам предложат выбрать уровень сложности. Зная, что сейчас нормальный уровень - это «высокий», я начал игру на нём. В принципе зря, надо было брать «очень высокий». Игра не то, чтобы лёгкая, было несколько напряжённых моментов, но я прошёл весь сюжет, ни разу не перезагрузившись. При этом на миссию я редко брал больше одного или двух наёмников (лимит до трёх). Отряда из вас и одного наёмника, как правило, достаточно, чтобы пройти всю игру. Поэтому, если Вы не новичок в пошаговых тактических РПГ, то рекомендую Вам сразу начать на очень высоком уровне. А также не брать на задания слишком много людей. За исключением последней миссии (Спойлер: аккурат перед последней миссией к Вам присоединится человек по прозвищу - «Арлекин», как он появился, знайте, игра подходит к концу и самое время распределить все оставшиеся очки кармы и потратить все деньги (я как обычно, на этом погорел)).
5.      Игра, к сожалению, короткая. Если верить счётчику в Steam я наиграл всего 18 часов, при этом, один раз я начинал заново.


Подводя итоги, хочется сказать, что Shadowrun returns замечательная игра. Однако есть проблемы:
1.      Если Вы хотите Fallout 1-2, то играйте в Fallout 1-2. Лучше в этом жанре ещё ничего не придумали.
2.      Если Вы хотите классической пошаговой тактики, то UFO: Enemy Unknow всё же будет получше.
Проблема Shadowrun returns в том, что Вы не отправитесь в неё жить, как в Fallout! Вы пройдёте, сюжет где-то за 12-15 часов и сохраните об игре приятные воспоминания. Возможно, если Вы хорошо знаете английский, то даже скачаете из Steam несколько фанатских компаний.
Тем не менее, потенциал в Shadowrun returns чувствуются. Возможно, когда-нибудь на свет выйдет продолжение, в котором мы увидим уже что-то похожее на открытый мир, свободу выбора и всё прочее, за что люди так любят Fallout 1-2
PS. В настоящий момент игра стоит в Steam 350 руб. Также в Steam продаётся Shadowrun: Dragonfall - Director's Cut тоже за 350 рублей. По скриншотам аналогичная игра. Видимо, официальная дополнительная кампания. Оценки у неё выше, чем у оригинала. Я бы с удовольствием заценил эту часть, но для этого мне надо не в игрушки играть, а учить проклятый английский язык! Может быть, когда-нибудью…

компьютерные игры

Previous post Next post
Up