Восстановление храма в Гагаринском районе Москвы, и кто мешает этому благому делу?

Oct 23, 2013 11:01

Оригинал взят у contrafraudis в Восстановление храма в Гагаринском районе Москвы и кто мешает этому благому делу?
Автор статьи: Французова Ольга Александровна, кандидат исторических наук.
ИСТОРИЯ ГАГАРИНСКОГО РАЙОНА МОСКВЫ.
Особая притягательность, неспешность и многозначительность хранится в облике жилых кварталов района «Гагаринский». Прогуливаясь по улицам и паркам нашего района, мы часто даже не задумываемся, что же было на месте этих внушительных монументальных домов или размашистых проспектов.
История содержит еще много «белых пятен». Одним из них было село Семёновское за Калужской заставой - некогда большое пригородное село, стоявшее на Старой Калужской дороге севернее Воронцова, нынешняя территория от Черёмушек до Ломоносовского проспекта, а вместе с кладбищем - и чуть дальше. Село это было полностью разрушено во время застройки Ленинского проспекта.
В глубокой древности Семёновское принадлежало московскому боярину Семёну Жеребцу - сыну Андрея Кобылы. С XV века село стало великокняжеской вотчиной. В середине XIX века оно значилось сельцом Коломенского приказа Сдельного ведомства и насчитывало 41 двор, в которых проживали 225 мужчин и 249 женщин. Перед революцией и в первые годы после неё Семёновское было довольно зажиточным селом, состоявшим, по воспоминаниям старожилов, из трёх улиц и примерно пятисот дворов и пяти каменных домов.
Оно исчезло, почти не оставив следа и мало кто из старожилов помнит название этой замечательной деревни, его историю и нашего знаменитого земляка и соседа отца Александра (Орлова), служившего в Троицкой церкви села Семёновское.
Священномученик Александр Васильевич Орлов родился 6 августа 1885 г. в селе Хонятино Коломенского уезда Московской губернии в семье священника Василия Ивановича Орлова. В 1920 году, стремясь получить современные научные знания, отец Александр поступает в МГУ на естественный факультет. В 1923 году отца Александр с семьей поселяется у своих родственников в с. Семёновское за Калужской заставой.
Приезд двух московских священников - протоиерея Александра Ивановича Крылова и его зятя Александра Орлова сподобил местных жителей начать всем миром строительство церкви. Колокола, утварь, богослужебные книги и облачения пожертвовала Марфо-Мариинская обитель. «Если вспомнить, какие гонения уже претерпела и продолжала претерпевать тогда наша Церковь, то объяснить это можно лишь чудом Божиим», - замечает Андрей Мановцев на страницах «Глагола». И с этим мнением трудно не согласиться. Храм Святой Троицы в селе Семёновском был построен в 1923-1924 гг. на средства и силами его жителей. Это был каменный храм с деревянной колокольней. Троицкий храм особый, особенный - во всем! И даже благословение на его сооружение лично дал Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, который с мая 1921 года находился в заточении в стенах Донской обители. Взяв только маленькую корзинку с необходимыми предметами домашнего обихода и туалета, глава Церкви перебрался сюда из Троице-Сергиевой лавры, изгнанный революционными властями.
Земельный участок для возведения храма на окраине Семёновского, в районе большого пруда, предоставила Евгения Ивановна Крылова, директор местной начальной школы, она же сестра протоиерея Александра Крылова. Интересно, что церковь села Семёновского была единственной каменной церковью, построенной в Москве в послереволюционные годы.


В 1929 году и Семеновское, и Троице-Голенищево, стали колхозами, и содержать священников прихожанам-крестьянам стало не на что. Власти установили к тому же непомерный налог на церковное имущество. Настало время репрессий, семья священника подвергалась жестоким гонениям, но отец Александр продолжал служить требы, никому не отказывая в помощи. В это время были раскулачены три зажиточные семьи, игнорировавшие колхозные работы и репрессированные за «антисоветскую пропаганду». Видимо поэтому с. Сёменовское никак не отражено в советских названиях улиц и районов г. Москвы.
В 1936 году храм был закрыт, а в 1937-м отца Александра (Орлова) арестовали. Безбожная власть не могла простить о. Александру миссионерской деятельности и призывов водить детей в церковь (о призывах водить детей в церковь прямо указано в архивном обвинительном протоколе заседания «тройки») и, как водилось в те страшные годы, обычный штамп - «антисоветская пропаганда».



9 октября 1937 года тройка УНКВД по Московской области приговорила отца Александра к расстрелу. Казнили батюшку 13 октября 1937 года на полигоне Бутово под Москвой. Правду о том, что он был расстрелян в Бутово, родственники узнали только после его канонизации, состоявшейся, по определению Священного Синода, 12 октября 2007 года.
Первое богослужение в честь сщмч. Александра (Орлова) было отмечено природным явлением: неожиданно начавшийся перед службой сильный ливень вдруг также внезапно стих, а над храмом и прилегающим к нему микрорайоном, когда священник совершал каждение, а хор пел псалом - появилась радуга.
У расстрелянного священника остались вдова Софья и дети. Это очень показательно, что о. Александр не только был миссионером и призывал водить детей в церковь, но и сам следовал этому призыву, в результате чего его потомки сохранили не только память о своём святом предке, но и пронесли огонь святой православной веры через испытания тяжелейших безбожных гонений.
При Н.С. Хрущёве во время застройки правительственной трассы - Ленинского проспекта здание церкви св. Троицы было снесено до основания.
Абсолютно точно установлено, что историческое место, на котором находилась церковь св. Троицы находится в Гагаринском районе: довоенные карты позволяют четко локализовать место нахождения Троицкого храма - в районе развилки на Киевское (Боровское) и Калужское шоссе. Это напротив бывшего «Зоомагазина», на другой стороне Ленинского проспекта (недалеко от пересечения с Ломоносовским проспектом).
Разумеется, храм необходимо восстановить не только как уникальное историческое наследие, но и как память о священномученике о. Александре Орлове (Троице-Голенищевском). Святейший Патриарх Кирилл благословил прославлять новомучеников российских в новых и восстанавливаемых храмах, поэтому было бы замечательно освятить новый храм в честь священномученика Александра.

Нельзя забывать и то, что Гагаринский район лишён своего приходского храма (на 78 000 жителей!). Нет никакого храма и в соседних районах (Проспект Вернадского, Ломоносовский). До ближайшей церкви - более 3 километров, и туда не ходит общественный транспорт. К тому же все ближайшие храмы переполнены. Значит, с восстановлением разрушенного безбожниками храма медлить нельзя, как нельзя прислушиваться и к лживым словам провокаторов - последователей тех самых разрушителей храмов и убийц священников. А обманутых ими людей нужно просвещать и разъяснять им всю правду о Церкви и истории нашего района.
В настоящее время православным жителям удалось добиться, чтобы Префектура в ближайшее время выделила новое место (взамен Молодёжной улицы), а МосКомАрхитектурой будет утверждён новый проект размещения храма.
Православные жители отнеслись с пониманием к тому, что по техническим причинам восстановление храма на точном историческом месте будет очень сложно осуществимо. Мы готовы идти на компромисс. Но нам нужно место в Гагаринском районе - приближенное к точному историческому месту, личную землю на которое дала сельская учительница в 1923 году. Кроме того, понятно, что новое место должно быть удобным для посещения православными жителями района, среди которых есть многодетные родители и мамы с малолетними детьми на колясках, инвалиды и пожилые люди, которым нужен храм ближе к дому.

К сожалению, нашлись противники у благого дела восстановления храма. Вновь начались потоки лжи и клеветы, которыми буйные храмофобы планируют соблазнить атеистически настроенных жителей близлежащих домов на войну с православным большинством района. При этом на публике некоторые из буйных храмофобов выдают себя за...православных, которым якобы не нужно восстановление храма, в котором служил Новомученик. Одного этого вполне достаточно, чтобы понять степень лживости организаторов "протеста". Дальше в их ложь можно и не углубляться... Однако нашлось кое-что интересное - Артём Буслаев, организатор борьбы с восстановлением и строительством храмов в Москве, пишет:


Мы ясно видим, кто организует "протесты" против строительства и восстановления храмов: это идейные тех самых убийц, которые безо всякого суда ("заседание тройки" в 1937-м году - это даже не суд) постановили расстрелять замечательного священника, нашего земляка, миссионера и защитника Православия.
Поэтому нам теперь ясно, где проходит раздел между православными, которые помнят свою историю, и убийцами без роду и племени, "иванами, не помнящими родства", обманывающими жителей и подбивающими их выступать против храмов.
Up