Кино

Aug 25, 2012 16:20



Актёр Андрей Носков: «Мало кто умеет думать на экране»

В Омске накануне открылся фестиваль «Киносозвездие России», приуроченный к Дню города. Для начала в его программе прошла пресс-конференция с актёром Андреем Носковым, режиссёром Александром Прошкиным (показ его фильма «Искупление» стал первым мероприятием фестиваля для зрителей), президентом Петербургской ассоциации кинопрессы и редактором «Ленфильма» Александром Поздняковым.
- Какой у вас был замысел, когда вы начинали снимать свой фильм «Искупление»?
Прошкин: Когда меня спрашивают «О чём ваш фильм?», я сразу падаю в обморок. Прежде всего хочу сказать немного об авторе повести, по мотивам которой снята картина - Фридрихе Горенштейне. Я считаю, что это уже классик русской литературы XX века. Я был с ним знаком и даже в последние годы дружен, хотя тогда он уже жил в Германии. Если вы его не читал, то почитайте обязательно. Его судьба - абсолютно драматическая коллизия с самого детства. Отец - крупный учёный-экономист - в 1937 году был посажен и расстрелян. Фридрих скрывался с матерью где-то у дальних родственников. Началась война - они поехали в эвакуацию и мать у него на руках в поезде умерла. Потом - детдома, опять жизнь у дальних родственников. Он окончил Горную академию, работал на шахте, чуть не погиб во время обвала. Это был очень гордый человек, который никогда ни у кого ничего не просил. После публикации в журнале «Юность» он стал известен. Поступил на Высшие сценарные курсы, там в это время учились и Владимир Маканин, и Андрей Битов, и Максуд Ибрагимбеков. Он не получал там стипендию, снимал в Москве какой-то угол, о чём никто не знал. Постепенно его однокурсники стали «врастать» в кинематограф, а он остался таким замкнутым провинциалом, про которого даже рассказывали анекдоты. Он всем желающим редактировал сценарии, дорабатывал, чаще всего - бесплатно. От гонорара за сценарий «Соляриса» для Тарковского он отказался, потому что последний объяснял, что он страшно бедствует и переживает очень тяжёлый момент в жизни. Словом, Фридрих был такой... крупной фигурой. Ещё из известных фильмов он успел поработать над «Рабой любви». И был у него ещё десяток фильмов менее громких. Он уехал как еврей в Германию без громкого скандала в 1980 году после публикации в журнале «Метрополь». Хотя ненавидел немцев люто. Впервые его в Европе напечатали во Франции. Миттеран прочитал его повесть «Искупление» и написал как литературовед предисловие к ней. Но даже некоторе уважение и признание Горештейн конвертировал в какую-то неприязнь. Ему не нравилось, что о нём писали, что задавали ему провокационные опросы. Такой это был человек. Бесконечно одинокий с несчастной судьбой. Этот мой фильм так или иначе связан с моими предыдущими фильмами. С «Холодного лета 53-го» я по сути снимаю одну и туже картину, которая называется по-разному. Я пытаюсь снять историю человека, который не склоняется, не гнёт спину. И как можно в наших условиях прожить, ведя себя так. Действие «Искупления» начинается 31 декабря 1945 года. Почему мне важна эта литература? Я думаю, что не могу снимать фильмы о войне. Не считаю себя вправе. Но этот фильм во многом о ней, хотя по-настоящему войны здесь нет. Война - это величайшее несчастье в жизни народа, испытание для каждого. Она раскалывает общество и, к сожалению, поднимает всю «пену». Вот такое отношение к войне - одна из тем фильма. Вторая - то, что является главным в жизни. Конечно, любовь. Это история двух молодых людей, которые совершенно случайно встретились благодаря несчастью. Они совершенно разные. Героиня - такая нормальная «стукачка», она бы стала настоящим чудовищем, если бы не это озарение, встреча с человеком, который её поразил и она его полюбила. Третья тема - нам кажется, что это были совершенно другая страна, другие люди. Ничего подобного. Мы те же самые. И в любом случае несём в себе генетический отпечаток того времени. Эта картина сделана, чтобы показать, какие величайшие испытания прошли предкки и в какой степени в нас живо воспитанное тем временем.
- Вы ждёте, что у фильма будет прокатная и фестивальная судьба?
Прошкин: На «Кинотавре» его хорошо приняли, долго аплодировали. Но в смысле наград замечательно провалили. Потому что там была "тёплая" молодёжная компания, которая раздавала призы друг другу. Я там был как некий анахронизм. Теперь мы едем на Монреальский фестиваль класса «А», очень известный. Что будет там - не знаю, потому что мне кажется, вообще понять кино про нашу жизнь невозможно, не обладая этими опытом и памятью. Пока мы не прошли фестиваль класса «А», мы не имеем права ни на какие другие конкурсные показы. В прокат фильм выходит с 30 октября.
- Вы приехали на фестиваль, но не представляете какой-то фильм с вашим участием. Получается, как такой свадебный генерал? И чем вообще вы сейчас заняты?
Носков: Думаю, что я как человек из телевизора, имея таким образом пригласить молодёжь завтра на на такую творческую встречу, как завтра, могу поговорить о и серьёзных вещах, и о каких-то других. У меня такая просветительская миссия, получается.
Сейчас я снимаюсь в очень хорошем историческом кино «Василиса Кожина». О партизанке войны 1812 года. Там очень хороший сценарий. Ситуация того времени ведь была неоднозначной - кто-то был за французов, были мародёры, предатели... Хорошая красочная познавательная интересная картина. Я играю предателя - дворового крестьянина, у меня там парик, даже не так легко меня узнать (улыбается).
- Как можно объяснить, что примерно со времён «9-й роты» в России так подорожало кинопроизводство? Говорят, что некоторые наши операторы требуют себе зарплату больше, чем их голливудские оскароносные коллеги.
Поздняков: Прежде всего приятно, что вы посчитали меня человеком, похожим на того, кто может ответить на этот вопрос. Тем не менее. Дело в том ,кино развивается у нас разными путями. Не будем говорить, какой из них лучше. Мне кажется «9-я рота» некоторым образом олицетворяет направление блокбастеров, которое действительно затратно. В отличие от нашего кино такого рода американский кинематограф много денег вкладывает, например, в «Аватар» с новыми технологиями и эффектами и добивается сборов с помощью рекламы, технологий продвижения и распространения по рынкам всего мира. Наш кинематограф пока не может зарабатывать большие деньги. Разве что Бекмамбетов и ещё человека два-три как-то возвращают их и немного ещё и зарабатывают. Другое дело, что некоторые актёры вдруг возомнили, что они работают в Голливуде и их зовут Роберт Де Ниро или Джулия Робертс. Поэтому они хотят получать по 10 миллионов долларов. Хотя в Америке бывает и побольше. Нам не нужно полностью ориентироваться на американцев. Если и ориентироваться, то только на то, как они умеют продвигать своё кино, патриотично относиться к своей истории. И действительно здесь мы проигрываем. Наше кино идёт своим путём, поверьте мне. И, наверное, есть какой-то знак времени, что чтобы посмотреть хорошее, национальное кино, непохожее на то, что идёт везде, нужно ехать, например, в Омск. Вне столиц можно увидеть, расслышать и понять такие фильмы.
- Какую ещё бы вам хотелось сыграть роль? Может, какого-нибудь солдата, геолога - что-то такое суровое?
Носков: Вы знаете, моя первая роль была в детстве в БДТ - я сыграл сына Бориса Годунова. Там режиссёр сделали так, что я присутствовал в очень многих сценах, чаще играя молча. Как ни странно, после этого про меня заговорили, стали давать роли в театре... Так что я умею наполненно молчать. Поэтому я бы будущем сыграл в кино роль с минимальным количеством текста. Киноопыт мой показывает, что молчать я умею.
- Вроде актёров в немом фильме «Артист»?
Носков: Ну то всё-таки другой жанр. А вот какой-то процессс... Может, я себе льщу, но считаю, что умею думать на экране. Что немаловажно. Более молодые артисты умеют играть эмоции - плакать, страдать, но мне кажется, мало кто умеет думать. Так что молчаливо-задумчивую роль я, по-моему, сыграю хорошо. Мне кажется, это было бы интересно.

Оригинал - на "Городе 55". Постараюсь далее добавить то, что не вошло в эту усечённую версию пресс-конференции. 
Ролик фильма Прошкина «Искупление»: http://www.youtube.com/watch?v=yNcqjem4F_0

Кино, Омск, Пушкин, Бондарчук

Previous post Next post
Up