Поколение дворников и сторожей

Jan 30, 2016 00:26

С удивлением я узнал, что одним из первых фильмов Алексея Учителя был документальный - «Рок» 1987 года. Снял он его на Ленинградской студии документальных фильмов, причём интересно не только то, что в роли самих себя тут снялись советские рокеры, но и какие люди были в съёмочной группе! Администратор - Марьяна Цой, консультант - Артём Троицкий, плюс Борис Гребенщиков заявлен ещё и как композитор. Гребенщиков вообще задуман тут как фронтмен фильма, ему - наибольшее внимание. И в этом, пожалуй, минус. Интереснее было бы, если бы внимание режиссёра было распределено равномерно между всеми музыкантами.

image Click to view


С одной стороны фильм производит странное и неприятное впечатление. Полный реализм с обшарпанными и исписанными подъездами, смешение цветного изображения с чёрно-белым, несколько раз камеру неудержимо тянет к убогому туалету, лаконично снятые концертные выступления музыкантов, когда, например, Гребенщикова в нескольких песнях показывают ТОЛЬКО крупным планом. При этом концертные версии песен, конечно, отличаются от студийных и не всегда в лучшую сторону. Хотя было интересно, например, послушать «Спокойную ночь» «Кино» в менее привычном быстром темпе.
Однако с другой стороны ценность в том, что музыканты показаны очень правдиво и непосредственно. На их рабочих местах, когда приходилось ещё вести двойную жизнь - и с концертами, и с работой дворником, кочегаром, сторожем и так далее. Вот и видим мы кочегара Цоя, киномеханика Гаркушу, кухонного рабочего Шевчука... Только Гребенщиков и Адасинский оказываются этакими эстетскими исключениями. И при этом такой «грязной» работы люди не гнушались. Могли бы себя повести так в наше время какие-нибудь молодые музыканты? Вопросы, вопросы.
Цитата
«Я стараюсь всё время быть в ладу с самим собой. Во всяком случае я не представляю себе, чтобы меня чему-то можно было научить, я предпочитаю как бы узнавать всё сам. Учиться на основе собственных наблюдений, не верить на слово непонятно кому. Я просто чувствую себя свободным... в конечном счёте свободным. То есть я не завишу вообще ни от кого» (Виктор Цой)
Учитель хорошо запечатлел тут время. И людей. Ещё живы здесь Цой и красавица-жена Шевчука Эльмира, ещё существует авангардная группа «АВИА», ещё близок к классическому состав «Аквариума»... Здесь, может, и не творится история советского рока, но весь фильм - часть его истории.
Цитата
«Вот у вас в Ленинграде есть группа «Аквариум». Так вот, когда в Тбилиси был устроен музыкальный фестиваль, они вышли на сцену голые, начали кричать антисоветские лозунги, разбрасывать листовки и прямо на сцене в довершение концерта занялись гомосексуализмом» (Борис Гребенщиков)
В «Роке» нет таких монстров тогдашнего андеграунда, как, например, Мамонов, Кинчев или Науменко. Кому-то было бы желательно увидеть и их. Ощущение однако такое, что Учитель хотел снять именно ленинградских рокеров (Мамонов - москвич). А Кинчев, оказывается, вообще единственным из героев запросил деньги за съёмку. В документальном фильме, Карл! Хотя и Науменко, будучи ленинградцем, всё же сюда не вписался. Но с другой стороны понятно насчёт ограниченности числа героев - бюджет и хронометраж явно были не резиновые.
«Бонус-трек» - это эпизод про Александра Башлачёва, он случается уже после слов «Конец фильма». Отчего-то похороны и коротко снятое исполнение одной из его песен смотрятся как тогдашнее некое тревожное ожидание будущего. Если знать, что через четыре года после выхода фильма распадётся СССР и советский рок станет российским, сильно сдав свои позиции попсе, то появляются некоторые аллюзии. Парадокс, который уже очень многие подметили - рок стал одним из разрушителей советского строя, но после этого самого разрушения вдруг оказался ненужным на обочине.
А вот самый странный для меня эпизод фильма - фрагмент выступления «АукцЫона» в колонии. Совершенно неконтекстная для тюремной аудитории группа тем не менее играет для заключённых, и песня выбрана очень неформатная - «Колпак». Ощущения сюрреалистические.

Петербург, СССР, Рок, музыка, рецензия

Previous post Next post
Up