Лагерь "Бaрнео" - дрейфующая ледовая база в Арктике, которая ежегодно создается под эгидой Русского географического общества экспедиционным центром "Ассоциация полярников России". Традиционно, старт экспедиции дают вертолёты. Несколько Ми-8 первыми устремляются к Северному Полюсу, их экипажи ищут подходящее для размещение арктической станции место и проводят первые приготовления, встречают участников экспедиции: учёных и туристов.
Мне посчастливилось присутствовать на старте Барнео-2014 и поснимать покорителей Полюса не только с земли, но и с воздуха.
Под катом вас ожидают 43 арктически ярких фотографии и немного подробностей.
База создается с 2000 года ежегодно, всего на месяц-полтора, как правило, в апреле, когда полярный день уже наступил, но солнце еще не растопило лед, нет сильного ветра и температура не ниже минус 30 градусов. Район, где производится разведка подходящей для базы льдины, ограничивается координатами от 88.5 до 89.5 градусов северной широты, и от 90 до 140 градусов восточной долготы, и определяется с учетом дрейфа льдов и на основании данных со спутника.
На Барнео строится ледовый аэродром, принимающий регулярные рейсы. На базе устанавливаются отапливаемые жилые модули, кают-компании, и несколько технических помещений. За месяц базу Барнео посещают около 250 туристов из разных стран, которым предлагаются экстремальные (прыжки с парашютом, подледный дайвинг, полет на воздушном шаре) и менее экстремальные программы (катание на мотосанях, собачьих упряжках, вертолете).
С 2006г. учёные Института океанологии РАН Института и Арктического и Антарктического института Федерального агентства по Гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды проводят на базе комплексные научные исследования физических характеристик верхних водных масс, толщин и термических характеристик льда, оптических свойств торосов. Кроме того их интересует концентрация, распределение и видовой состав живых организмов льда и верхней водной толщи, озоновый слой атмосферы. Ранее, в Советское время экспедиция носила исключительно военное назначение.
В этом году официальным перевозчиком Русского географического общества на Барнео вновь стала красноярская авиакомпания "АэроГео". Полярники и руководство Общества высоко оценили аналогичную работу «АэроГео», проведенную в прошлых экспедициях - в 2012 и 2013 годах красноярские экипажи также забрасывали в Арктику оборудование для постройки станции и помогали обеспечивать ее всем необходимым.
В понедельник, 17 марта 2014 с аэродрома "Красноярск-Северный" стартовали два вертолета Ми-8Т. В задачи экипажей входит подбор дрейфующей арктической льдины и подготовка ее к приему транспортных самолетов с грузами для нужд экспедиции: топлива, техники, жилых модулей, экспедиционного оборудования и снаряжения.
Перенесемся на аэродром? Здесь уже идут последние приготовления к старту. Да, фотографий получилось действительно очень много, поэтому со стоянок я покажу всего несколько фото, оставив больше простора для видов сверху. У Сергея
gisman уже опубликован замечательный
пост с множеством отличных видов аэродрома. Рекомендую к прочтению!
1
Крупным планом:
2
Машины уже подключены к наземным источникам питания
3
4
5
"Полярка" - удивительно яркая ливрея
6
7
Торжество механики
8
8
9
Заправлены в планшеты космические карты, и астрокомпас тоже пригодится. Прибор позволяет определять истинный курс летательного аппарата путём пеленгации небесных светил. И это немаловажно, ведь по мере приближения к Северному Полюсу качество навигации по средствам GPS существенно снижается.
10
Обязательный слив отстоя топлива перед запуском двигателей
11
Мне и
alexei_astr предстояло снимать руление и взлеты "Мивосьмых" с борта Eurocopter EC-120
12
Связь с Емельяново, уведомление о начале лётной работы
13
Полетели!
14
Покорять Арктику отправятся машины RA-22313 и RA-24234
15
Человек и вертолёт. Первым запускается Ми-8Т RA-24234
16
Этот борт сегодня не полетит, но как красив!
Вертолёт назван в честь Заслуженного Пилота России Петра Алексеевича Аткнина
17
18
Да, "АэроГео" - не только винтокрылых дел мастера, в парке есть и самолёты: Ан-2, Цессны 172 и Caravan, но об этом в другой раз
19
RA-24234 греет двигатели, мы подсели на взлетно-посадочную полосу, ждем руления
20
Руление к исполнительному старту
21
22
Вертолёт неизбежно поднимает вокруг себя клубы снежной пыли. Сотрудники аэродрома "АэроГео" в полном составе, думаю, вышли проводить коллег
23
Экипаж позитивен
24
25
Все Ми-8 "АэроГео" окрашены в классическую "полярную" ливрею.
Это не только дань традиции, но и вопрос безопасности. Яркая расцветка облегчает, например поиск вертолёта, совершившего вынужденную посадку на снег
26
27
На исполнительном старте. Еще минута, первый красноярский Ми-8 взмоет вверх, и полярную экспедицию "Барнео-2014" можно считать стартовавшей!
28
29
30
31
После взлета вертолёты собрались на круге парой, совершили пролёт над родным аэродромом и устремились в сторону Емельяново
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
Ну вот и все. Впереди у экипажей посадка в Емельяново, таможня (да, это ведь заграничная командировка!), а затем - долгий, но бесконечно увлекательный путь. Маршрут вертолётов пролегает по линии Подкаменная Тунгуска - Игарка - Дудинка - Хатанга - остров Средний. Расстояние от аэродрома до отправной точки для поиска льдины - более 3000 километров.
Пожелаем Сибирякам удачи, и будем с нетерпением ждать новостей из Арктики!
Фотосъемка была бы невозможна без участия Генерального директора "АэроГео" Мамаева Александра Геннадьевича - именно он на 22 минуты стал нашим пилотом, взяв на себя управление Еврокоптером. Спасибо!
Большую признательность за приглашение и всестороннее содействие выражаю Татьяне Юрьевне Яковлевой - главному специалисту по рекламе и PR ООО "АэроГео"!
gisman - и ему спасибо, он сам знает за что :)
Благодарю за внимание!