С точки зрения аэропорта взлёт самолёта - это результат. Результат слаженной работы множества людей и наземных служб, составляющих единый механизм, который без сбоев работает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Диспетчеры и техники, операторы заправки, клининговая и багажная службы, служба авиационной безопасности, цех бортового питания - вне зависимости от погоды и времени суток эти люди трудятся для того, чтобы ваш полёт прошел комфортно и безопасно.
Что же происходит вокруг самолёта за несколько часов до того как вы, уважаемые пассажиры ступаете на перрон? А давайте посмотрим.
Мне довелось присутствовать при подготовке к вылету одного из Boeing 737-800NG авиакомпании NordStar, о чем предлагаю небольшую фото-зарисовку.
Репортаж будет интересен прежде всего тем, кто видел ранее перрон аэропорта исключительно поднимаясь по трапу в самолёт.
Все фотографии традиционно кликабельны.
Итак, весь процесс подготовки самолёта к очередному вылету - это строго регламентированная последовательность операций, объединенная под единым термином - "Ground Handling". Хэндлинг.
В зависимости от того, когда прилетел самолёт, и когда ему предстоит лететь снова, процедуры подготовки различаются. Бывает, что по прилёту из рейса самолёт остается на перроне и в ближайшее время никуда не полетит. Либо наоборот, самолёт уже "переночевал" в аэропорту и его необходимо подготовить к вылету. Ну и самая жесть, конечно, это разворотный рейс, когда от посадки до взлёта от силы час, и нужно максимально быстро подготовить машину к вылету.
Сегодня нам "достался" Boeing 737-800NG с бортовым номером VQ-BQT, который уже находится на перроне некоторое время. По прилёту с крайнего рейса его встретили, отбуксировали на стоянку, заглушили двигатели, техники совместно с экипажем произвели осмотр и сделали соответствующие записи в бортовой журнал, сотрудники клининговой службы убрали и почистили салон. Таким образом мы имеем "чистый" самолёт в состоянии cold and dark.
1
У меня не было при себе широкоугольного объектива,
gisman,
alexei_astr, спасибо, ребят, за вступительные фотки!
2
Первым делом демонтируются и снимаются всевозможные ремувки и фиксаторы, защищающие антенны и датчики самолёта на стоянке.
Снимаются чехлы и заглушки с двигателей.
3
4
Авиационный инженер первым поднимается по трапу, открывает самолет и приступает к подготовке борта к прибытию экипажа
5
6
7
Самолёт начинает понемногу оживать
8
Тем временем сотрудники Службы авиационной безопасности (САБ) осматривают салон. Безопасность в авиации - не пустой звук.
Для удобства заглядывания под сидения и в другие труднодоступные уголки используются зеркала на телескопических рукоятках.
9
Штурвал в ожидании своего Командира
10
11
На каждый борт ведется свой логбук - участник всевозможных авиационных анекдотов и баек. В логбуке экипаж и техники обмениваются информацией о выявленных неисправностях и их устранении. Ни одна сгоревшая лампочка не уйдет от ответственности!
12
13
14
15
Вернемся на перрон
16
17
Здесь начинается одна из самых ответственных операций - заправка самолёта авиационным топливом
18
19
Обязательной процедурой перед началом заправки является заземление автозаправщика и самолёта. В полёте поверхности самолёта электризуются, и при подсоединении заправочного штуцера к горловине разность потенциалов может вызвать искру, что нам совсем неинтересно. Для реализации заземления на автозаправщике установлены вот такие рулетки
20
Тросы-антистатики из рулеток крокодилами подсоединяются к соответствующим точкам на шасси и фюзеляже самолёта.
Еще один такой трос соединяет самолёт с точкой заземления на перроне.
21
Штуцер подсоединен к заправочной горловине в крыле. Видимая громоздкость обусловлена наличием в нем обратного клапана, чтобы попадающее в бак топливо не уходило обратно в систему . Весь процесс заправки - сухой, никаких разливов и подтеков не допускается, клапан открывается только при подаче в систему давления
22
Процесс заправки начался, ежеминутно в крыльевые кессоны поступает свыше тысячи литров керосина марки ТС-1.
23
А что там на шпаргалке?
К заправке предписано 14020 литров или 11300 килограммов топлива. Плотность керосина 0,8 г/см3, плюс-минус.
24
Прибывает экипаж:
25
26
27
Командир воздушного судна производит визуальный осмотр самолёта
28
Кейтеринговый автолифт тем временем прибыл с грузом бортового питания.
Boeing 737 оборудован двумя кухнями: в носовой и кормовой частях самолёта. Обслужить нужно обе.
29
30
Бортовое питание попадает в самолет уже в тележках, которые устанавливаются на кухнях и фиксируются защелками
31
32
Вот в такие цвета традиционно окрашен пассажирский перрон аэропорта "Емельяново". Аэрофлота, правда, не хватает.
33
Параллельно с продолжающейся заправкой топливом..
34
...осуществляется заправка водой.
Емкость бака для воды на этом типе самолёта - около 150 литров. Вода используется, прежде всего, в санузлах.
35
36
Пришло время погрузки багажа. У Boeing 737-800 два грузовых отсека: в передней и задней части самолёта, суммарной вместимостью почти 8,5 тонн.
Особенностью самолёта является то, что погрузка производится "внавал", без использования специальных поддонов и паллет. Уложенный в отсеки багаж фиксируется сетками.
37
Для ускорения и упрощения процесса используется ленточный погрузчик
38
На борту кипит работа: экипаж готовится к запуску двигателей и предстоящему многочасовому полёту, бригада бортпроводников принимает бортпитание, проверяет работоспособность оборудования кухонь и санузлов, громкой связи, систем оповещения, связи с кабиной пилотов, контроллирует наличие safety card на каждом пассажирском месте, и многое, многое другое.
Вот и для встречи пассажиров бизнес-класса уже все готово
39
Наземная работа близится к завершению. Наконец, пассажиры приглашаются на борт
40
Еще 15-20 минут - ручная кладь будет водружена на багажные полки, пассажиры рассядутся по местам, Командир поприветствует своих подопечных, произнесет заветное "Бортпроводникам - двери в положение "А", проверить двери напротив".
41
Запросили запуск двигателей, и покатились..
42
43
44
Счастливого полёта!
45
46
Ежедневно "Емельяново" встречает и провожает в различные точки на карте России и Мира десятки авиарейсов. Над обеспечением полётов трудятся сотрудники аэропорта, авиакомпаний, обслуживающих организаций. Это круглосуточная, ответственная, кропотливая и порой очень нелегкая работа.
И когда вы в очередной раз соберетесь в Полёт и приедете в родной аэропорт - вспомните об этих людях и отнеситесь к их труду с уважением.
За помощь в организации съемки благодарю пресс-службу авиакомпании "NordStar" (Таймыр) и лично Ирину Воробьеву и Полину Чернову.
На сегодня все.
Спасибо за внимание!