Aug 24, 2011 17:29
А вы знали, что железная руда на самом деле не красная, как ее описывают, а черная с синим оттенком? И в шахтах города Кривого Рога нет взрывоопасных газов, потому что добывают там не уголь, а эту самую черно-синюю железную руду. Я, например, этого не знал, до того момента, пока не проработал почти год в этом стремном местечке. Было это лет пять назад, до сих пор, когда вспоминаю, удивляюсь: за каким чертом меня туда понесло.
О дизайне я еще и не слышал тогда, единственно, что увлекался мыслью о журналистике и практиковался пописывать всякую хрень. Вот одна из них: эссе о работе подземного электрослесаря.
Семь часов из жизни электрослесаря или экстрим андеграунд
Вы спросите почему андеграунд? Да потому что электрослесарь я не простой, а подземный. Почему экстрим? Казалось бы, ну какие острые ощущения могут быть в работе слесаря, пусть даже подземного? Вся фишка в том, что если ты не проработал ни дня в криворожской шахте, то считай настоящего экстрима в своей жизни не видел.
Работаю я недолго, всего полгода. Поэтому считаю, что могу свежо описать всю нездоровую царящую там атмосферу.
Моя профессия
Электрослесарь - это результат четырех лет обучения в техникуме. Самое сложное было делать вид, что усердно учишься, за это мне ставили пятерки и четверки и в конце концов вручили зеленую пластмасску с надписью «Красный диплом». Далее этот плод дальтонизма и лицемерия перекочевал в отдел кадров шахты Октябрьской. Там сперва отнекивались: мол, у нас и так полпредприятия одаренных работает, но потом заметив мою аццкую пирсу, со словами: «Таких калированных здесь еще не было» записали меня в шахтеры.
Если опустить все бюрократические подробности: медкомиссии, военкоматы, отделы кадров, могу сказать, что через две недели я полным ходом ремонтировал электровозы (маленькие такие, шахтные) на глубине 1190м. Ну прям сбылась мечта всей жизни: у меня есть настоящая, полноценная работа.
Наряд
Как и на любом серьезном предприятии, рабочий день начинается с наряда. Это один из самых интересных моментов в работе. Кроме того, что он съедает как минимум час свободного нерабочего времени, он еще задает тонус мышцам и заряд бодрости на всю смену. Этот неописуемый обряд можно сравнить только с цирком шапито. Вот он «грозный укротитель» - начальник участка лупит ребром ладони по столешнице, громко кричит, рвет и мечет... Рядом верные клоуны от страха вжимаются в кресла. На лицах работников застыл вопрос: «Что за чушь он несет»? Да, это главный петросян на участке.
После незабываемого представления в нарядной самое время переместить свое тело в раздевалку. Что мне всегда нравилось здесь, так это то, что шахта дает возможность почувствовать себя немного свином. Причем вполне легально, никто и слова не скажет. Ты упал в грязь лицом - не беда, здесь все такие. Некоторые индивиды умудряются не стирать спецодежду по полгода, от этого она становится похожей на кожу - черную, блестящую такую, словно ваксой натертую. От кого-то пахнет, как будто он неделю назад умер. Грязь здесь естественна, как воздух. О чем это я? Ах да, переодеваясь, не удивляйтесь, если кожа внезапно приобрела рудный оттенок, и в общем вы стали похожи на вождя племени чероки - это нормально.
Спуск
Людей в подземелье спускают большие двухэтажные лифты, правильно именуемые «клетьми». Местные же говорят просто: корыто, ведро. И действительно, увидев этот кусок ржавчины на веревочке впервые, я подумал: а стоит ли это того. Стоит. Ощущение неописуемое: ты летишь вниз с огромной скоростью, почти падаешь, от пропасти глубиной в один километр отделяет лишь хлипкий кусочек листового металла по пояс. Мимо проносятся балки перекрытия и заброшенные горизонты. От увеличивающегося давления немного закладывает уши. Одно неосторожное движение- и ты в истории.
Пять-семь минут- и мы уже почти на месте. Внизу нас встречает толпа, отпахавшая смену. Уставшие лица, сонный рассеяный взгляд - они хотят домой. Медленно приземляемся. Завидев подлетающее корыто, мужики разом меняются: появляется блеск в глазах, по толпе пробегает нездоровый ажиотаж, весь их облик моментально преобразуется, появляется схожесть со спринтерами перед стартом.
После прибытия на место желательно отойти на безопасное расстояние, тогда можно наблюдать такую картину: толпа работяг, сметая все и вся на своем пути, вламывается в итак порядком потрепанное корыто. Когда клеть наполняется работниками до отказа, с задних рядов неуспевших раздается истошный вопль: «Эта клеть должна быть взята!» и громогласный ответ человеческой массы: «Ура-а-а!». И о чудо, еще десяток человек каким-то образом втискиваются в эту консервную банку. Тут как никогда уместна поговорка: кто не успел, тот опоздал. Если тебе повезло - ты счастливчик - будешь дома на 15-20 минут раньше. Такая посадка экстремальнее всякого слэма. Опытные работники рассказывают, что иногда достаточно поджать ноги, и тебя без усилий занесут, настолько плотна человеческая масса.
Шахта изнутри
Изнутри шахта похожа на самое обыкновенное метро. Аркообразный свод, рельсы, шпалы, темно и сыро. Невероятная стесненность пространства. Чтобы добраться до рабочего места, нужно миновать разнообразные препятствия, такие как: небольшие озера грязи, старые вагончики, новые вагончики, гнилые лесопиломатериалы и прочий хлам.
Рабочее место
Первым делом, которое должен сделать по приходу на работу любой уважающий себя слесарь - это заварить чай. Чайная церемония появилась в шахте после запрета пить водку на рабочих местах и наполнена почти таким же символизмом, как и в Англии. Она наполняет человека зарядом бодрости и энергии на целый день. Компенсирует недостаток общения за всю смену, приводит в порядок нервы, потрепанные за время выдачи наряда. Хотелось бы еще упомянуть о хорошем тоне в стиле лучших домов Лондона, но... Кое-как ополоснув грязный трехлитровый бутылек и нарушая все правила техники безопасности, подключаю самодельный кипятильник из двух арматурин к распределительному шкафу 380V. Вода закипает за считанные секунды. А тем временем у стола материализуются коллеги с кружками на готове. Царит легкая и непринужденная атмосфера чаепития.
Только после этого можно приступать к своим основным обязанностям. Работа слесаря электровозного депо заключается в искусном оперировании гаечными ключами, кувалдой и сварочным аппаратом. Объект проведения ремонтных работ - электровоз рудничный, широко распространен на просторах шахт Криворожья. В народе именуемый просто: «гроб на колесах». Весит это чудище 14 тонн и имеет грязно-ржавую, с желтыми пятнами окраску, наполнено большим количеством вращающихся деталей и электрических кабелей, способных потешить глаз фейерверком короткого замыкания. У него есть привычка в самый неподходящий момент сходить с рельс, ломаться и всячески портить настроение ремонтной бригаде.
Но как бы много не было работы, никогда не стоит отчаиваться - всю работу все равно не переделаешь, да и начальство баловать нежелательно. Всегда нужно помнить, что есть дела поважнее каких -то там электровозов, например: обед. Основное правило: жуй медленно и с наслаждением, в процессе можно попивать холодный чай и почитывать газетку. Как правило, газетка эта- «Червоный гирнык», так как, кроме того, чтобы заворачивать в нее тормозок, она годится разве что для...( сами знаете чего). Еще можно спокойно спать на лавке, читать, играть в футбол пластиковыми бутылками, охотиться на мышей, бесплатно разговаривать по телефону и так далее.
При появлении начальства, как бы не лень было, нужно делать вид, что усердно трудишься. Иначе кроме своей, тебе могут навесить еще и чужую работу. Хотя иногда это бывает довольно увлекательно. Так мне приходилось участвовать в экстремальной постановке сошедшего с рельс «гроба». Перед нами стояла непростая задача, так как електровоз умудрился стать перпендикулярно рельсовому пути. Меня как самого неопытного посадили за штурвал. Постановка проводилась при помощи нехитрых приспособлений, образующих вокруг машины довольно сложную систему рычагов и упоров. В ход пошли шпалы, трубы и прочий строительный мусор. В определенный момент мне осталось лишь исполнить команду «полный вперед». Эффект получился потрясный: электровоз под действием всех своих лошадиных сил взмывает дыбом к потолку градусов на сорок от рельсов, разом разворачиваясь, и всем 14-ти тонным весом ложится точно на рельсы. Можете представить, какой был грохот. Покинув машину, я послал всех куда подальше и с трясущимися коленками побрел на выход.
Выезд
Выезд из шахты мало чем отличается от спуска, но вы имеете дополнительную возможность безопасно испытать чувство невесомости, смешанное с чувством свободного полета и первобытным ужасом. Связано это с перебоями в подаче электроэнергии. Из-за них двигатели, которые поднимают клеть, внезапно перестают работать. И в момент между остановкой двигателей и срабатыванием тормозов корыто начинает падать. Уходит вниз всего на пару-тройку метров, но даже у опытных шахтеров иногда не выдерживают нервы.
Шахта - клевое местечко. На первый взгляд работать там несложно, даже порой весело. Но к сожалению, работа связана с большими физическими нагрузками, иногда нужно проявлять недюжинную смекалку, чтобы выполнить порученное задание. Здесь действует принцип: «Скажут- и ты космонавт». Да и сидеть семь часов почти в полной темноте только в первые дни кажется романтично, а платят копейки. Иногда встречаю стариков, которые со слезами на глазах говорят, что провели там свои золотые годы. Трудно разобрать: ностальгические это слезы или от боли в легких и позвоночнике.
job,
me,
memories