О сценарии Ad Astra

Aug 31, 2017 09:10

Буквально несколько недель назад начались съемки х/ф Ad Astra. Режиссирует кино Джеймс Грей, он же вместе с Итаном Гроссом является одним из авторов сценария. Главные роли в фильме исполняют Брэд Питт, Томми Ли Джонс, Рут Негга и Дональд Сазерленд. Показавшийся мне достаточно интересным синопсис проекта гласит: «военный инженер путешествует по Солнечной системе в поисках исчезнувшего 20 лет отца, пытавшегося найти следы пришельцев». Так что когда мне попался сценарий фильма (108-страничная версия от 11 августа 2016 года), я решил ознакомиться с ним.



Итак, прежде чем начать рассказ о сюжете, думаю, сразу стоит ответить на один жизненно-важный вопрос - насколько реалистичен сценарий? Ну, вы ведь знаете, сейчас, когда выходит очередное кино про космос, все первым делом начинают увлеченно обсуждать правдоподобность показанных вещей, астрофизику и т.д. Итак, прочитав сценарий Ad Astra, лично я обратил внимание на следующие интересные вещи:
  • На обратной стороне Луны царит вечная ночь.
  • Все планеты Солнечной системы выстроены в ряд. Если мы хотим срочно слетать на Нептун, то будем поочередно пролетать Марс, Юпитер, Сатурн и Уран.
  • Путешествие на Землю смертельно опасно для рожденных на Марсе из-за… радиационных поясов Земли. На самом Марсе с радиацией надо полагать все в полном порядке.
  • Орбита спутника Ларисса проходит внутри (!) атмосферы Нептуна, в прямом смысле под его облаками.
  • Подлетая к Нептуну можно услышать радиопередачи, что транслировались на Земле в начале 1930-х.
  • Расстояние от Нептуна до Земли составляет 1.5 миллиарда км. И судя по сопутствующему комментарию, сценарист даже видел вот эту фотографию нашей планеты от аппарата «Кассини». Надо полагать, цифра расстояния перекочевала из описания к ней.



Справедливости ради отмечу, что может быть создатели наймут какого-нибудь студента консультанта, который пофиксит все эти моменты - благо, это совсем несложно сделать. Но учитывая общую направленность истории, не вижу в этом смысла.
Закрыв вопрос с реалистичностью, теперь я скажу пару слов о самой истории. Итак, ее главный герой - майор Рой МакБрайд. Он возглавляет команду инженеров, строящую гравитационный телескоп. Задача устройства - поиск инопланетной жизни. Телескоп представляет собой огромную 30-километровую башню, которая, по сути, выходит за пределы земной атмосферы. Но в один прекрасный день один из спутников Нептуна взрывается, что приводит к серии возмущений по всей Солнечной системе, вызывающих землетрясение на различных планетах. Это обрушивает часть телескопа и приводит к гибели команды Роя.

Вы наверно уже задаетесь парой вопросов, вроде: «В чем смысл строить гравитационный телескоп в виде 30-километровой башни?», «Как именно гравитационный телескоп может найти пришельцев?» и «Как разрушение спутника Нептуна может вызвать землетрясение»? Ну что я могу сказать по этому поводу - выше я уже все написал про реалистичность скрипта.

Ладно, продолжаем. Итак, через некоторое время начальство вызывает Роя и сообщает ему, что разведка связывает произошедшие события с деятельностью его отца. 20 лет назад тот отправился к Нептуну, чтобы построить гравитационный телескоп и бесследно исчез. Так что Рой получает задание разыскать своего отца, пока он не натворил чего-то еще. Вначале он направляется на Луну, откуда транслирует в космос послание для папы. Получив ответ с Марса, герой направляется туда на попутном корабле.

Если вы не улавливаете особой логики в том, что написано выше, не отчаивайтесь - у меня тоже были такие проблемы. Едем дальше. Я ведь еще не сказал одну важную вещь: у нашего главного героя (именно его сыграет Брэд Питт) легкая степень аутизма. И он в сценарии не единственный такой необычный персонаж. Причина? Живя в космосе и не видя Земли, люди постепенно сходят с ума. И потому, в космонавты в будущем преимущественно берут индивидов со, скажем так, некоторыми особенностями психического развития.


Брэд Питт на съемках Ad Astra
На самом деле, все эти сценарные странности объясняются достаточно просто. Судя по интервью, Джеймс Грей всерьез намеревается снять свою версию «Сердца тьмы»/«Апокалипсиса наших дней» в космосе. Ну, вы знаете, герой путешествует в поисках другого персонажа, о котором все время говорят, но которого мы знаем лишь по фото и архивным записям. А на фоне этого происходят всякие дикие для белого человека события. Ну а поскольку скрипт рассчитан под стандартный двухчасовой хронометраж, Грей похоже решил, что кратчайший путь к успеху - напихать в него как можно больше сюрреалистичных и абсурдных WTF-эпизодов. Побочный эффект заключается в том, что многие из них вообще никак не влияют на сюжет и никак не дружат со здравым смыслом. Как в прочем и поступки персонажей.

Поэтому, в сценарии Ad Astra героя то атакуют какие-то бандиты на луноходах, то одному из персонажей съедает лицо сбежавшая с норвежской космической станции обезьяна (не спрашивайте, эта сцена все равно никак не влияет на основной сюжет), то оказывается, что секретная марсианская база представляет собой что-то среднее между стрип-баром и притоном. Я не шучу, практически все ученые и военные, которых встречает герой, курят дурь и похожи на психов. Мне даже пришла в голову мысль, что Ad Astra возможно представляет собой секретный приквел «Прометея» и «Чужого Завета» объясняющего, как именно компания Уэйланд-Ютани умудряется набирать столь одаренных людей для экипажей своих экспедиций.

Ну а если же говорить в  целом, то Ad Astra оказалась одним из самых странных скриптов, что мне доводилось читать за последнее время. Я ждал чего-то такого серьезного, а получил нечто весьма похожее по духу на творчество Терри Гиллиама. Вопрос конечно в том, как будет продвигаться этот проект. В принципе, на основе этого сценария вполне можно создать трейлер, подающий фильм под соусом серьезного фантастического экшн-триллера, который расскажет нам о тайнах бытия. И мне почему-то кажется, что скорее всего так и сделают, благо что судя по сценарию насобирать эффектные кадры не будет проблемой. На выходе конечно получится большое количество людей, плюющихся из-за того, что их в очередной раз обманула реклама. Но ведь не впервой же, верно?


Джеймс Грей
Конечно, может быть сценарий переработали и пригладили, снизив степень сюрреализма и сделав героя более нормальным. Но поскольку Джеймс Грей сам же и режиссирует фильм, думаю, он будет стремиться выдержать свое изначальное видение. Другой вопрос, согласятся ли с ним студия и зрители на тест-просмотрах.

Что же касается лично моего мнения о прочитанном сценарии, то первоначально оно было откровенно негативными - я ждал чего-то выдержанного в совершенно ином духе. Но все обдумав, я пришел к выводу, что, пожалуй, мне будет интересно взглянуть на итоговый продукт. Нужно будет просто смотреть его по принципу х/ф Looper - принять все условности сюжета как данность, забыть про поиски отсутствующей логики/объяснений происходящего и просто наслаждаться странными образами, ситуациями и главным героем - аутистом. И тогда, глядишь, кино даже доставит удовольствие и повеселит. По крайней мере, при всех его странностях, из этого материала все равно может получиться что-то более запоминающееся, чем миллионная экранизация супергероики, очередной вымученный сиквел или  никому не нужный ремейк.

триллер, Обзоры сценариев, фантастика

Previous post Next post
Up