2024 год. Вызванное глобальным потеплением повышение уровня моря вынуждает власти построить вокруг Манхэттена защитную стену. Вскоре, на город нападают террористы, взрывающие в нем “грязную бомбу”, из-за чего весь Манхэттен подвергается радиоактивному заражению и становится необитаемый. Последующий экономический кризис вызывает многократный рост преступности, и правительство в целях экономии средств решает ссылать на покинутый жителями остров всех заключенных.
Тем временем США собираются начать военную интервенцию против Сирии и Ирана, что как ни странно, не находит поддержки в мире. Президент США собирается лично убедить лидеров иностранных держав в необходимости поддержать американскую агрессию и везет в своем дипломате доказательства того, что “страны-изгои” уже обзавелись ядерными ракетами и вскоре будут готовы пустить их в дело. Но группа исламистов-смертников захватывает борт №1 и таранит им один из Нью-Йоркских небоскребов. С помощью спасательной капсулы Президент покидает борт обреченного самолета, но к несчастью для себя попадает в плен к заключенным. Теперь его может спасти только один человек: герой войн в Ираке, Афганистане, Пакистане и Чечне, ныне ставший особо опасным преступником, ограбившим 3 (хотя он сам утверждает что 4) федеральных банка и укравший оттуда 6 миллиардов долларов - Змей Плискин.
Кстати, меня всегда смущали две вещи в этом постере: почему в фильме не показали оторванной головы Статуи Свободы (видимо Мэтт Ривз тоже задавался этим вопросом, раз сделал проделал это в "Монстро") и почему Змей тут такой радостный?
Нет, это не чей-то фан-арт. Именно таким мог стать обновленный “Побег из Нью-Йорка”, разговоры о котором ходили несколько последних лет. Нельзя не заметить, что творческое наследие Джона Карпентера стало крайне ходовым товаров в Голливуде: за последние годы мы увидели ремейки “Нападения на 13-й участок”, “Тумана”, “Хэллоуина” и приквел “Нечто”. Возможно, я и ошибаюсь, но по-моему в категории “количество оригинальных фильмов/количество ремейков”, Карпентер занимает первую строчку в хит-параде режиссеров, чье фильмы имеют наибольшие шансы на подвергнуться ремейкизации. И от этого тем более обидно, что этот режиссер, подаривший нам много, ныне считающихся классическими лент, так и не оправился от ряда финансовых неудач своих картин и так и не смог в 90-е годы выйти на прежний уровень.
Следующей на очереди в длинном ряду запланированных ремейков Карпентеровских фильмов стояла именно новая версия “Побега из Нью-Йорка”. В свое время к посту режиссера данного проекта присматривались Лен Уайзман, Джонатан Мостоу, Бретт Ратнер и Брек Айснер. На роль Змея Плискина рассматривались кандидатуры Джералда Батлера, Джоша Бролина, Джереми Реннера и Тома Харди. Но, после 5 лет ожидания и слухов, студии Warner Brothers и New Line Cinema летом 2011 года объявили о решении отказаться от опциона на производство ремейка. Так что в теории, сейчас права на “Побег из Нью-Йорка” может приобрести любой заинтересованный инвестор, располагающий необходимой суммой денег. И вполне вероятно, что рано или поздно, но новый желающий вернуть Змея Плискина на большие экраны, все же найдется.
А пока этого не случилось, можно попытаться представить каким был бы ремейк, прими продюсеры решение дать зеленый свет 128 страничному сценарию Кену Нолана (нет, он не родственник Кристофера Нолана), датированному 16 июня 2007 года.
В целом, скрипт Нолана придерживается тех же основных сюжетных точек что и фильм Карпентера: тюрьма на острове Манхэттен, разбившийся самолет, 24 часа на спасательную операцию, капсула с бомбой в артерии Плискина, гладиаторские поединки, проход до защитной стены, подмена записи и финальное фиаско президента…
Не в силах (или не рискуя) радикально изменить историю, Нолан решил сконцентрироваться на масштабе и экшне. Там, где у Карпентера мы видели уже захваченный самолет, в сценарии есть сцена с восемью боевиками, проникающими на борт и устраивающими перестрелку с последующей взрывной декомпрессией.
Там, где у Карпентера Плискин и Мозг едут на такси по Бодвею, пытаясь уклониться от беснующихся фриков, кидающих в машину бутылки с зажигательной смесью, в сценарии присутствует большая сцена, где Плискин пробивается через заграждения в бронированном фургоне. Заключенные обстреливают его из всех видов автоматического оружия, а сверху героя прикрывает самолет, сбрасывающий бомбы на баррикады. Там, где у Карпентера в последнюю минуту зачистка острова отменяется и вертолеты с солдатами остаются на месте, в сценарии разворачивается настоящая кровавая баня, когда самолеты бомбят забитый толпой из двадцати тысяч заключенных “Мэдисон сквер гарден”, а затем в самом городе начинается полномасштабная война между бандами и элитными армейскими подразделениями.
В третьем акте скрипта присутствует ряд еще более масштабных моментов. Например, эпизод, где планер с Плискином и Президентом сбивают, после чего они прорываются в метро, где обосновались местные мутанты-каннибалы, и угоняют поезд, отстреливая и давя на своем пути сотни прокаженных, и одновременно сражаясь с Герцогом и его людьми. Также имеется сцена, где ракеты выпущенные с вертолета случайно пробивают защитную стену и на Нью-Йорк обрушивается стена воды…
История рассказанная Карпентером была по-хорошему минималистична и оставляла пространство для толкований. Нам давали обрывки информации об окружающей обстановке и предыстории персонажей на основании которых можно было строить какие-то представления о том, что творится в объятом третьей мировой войной мире, как США превратились в полицейское государство, какПлискин из героя превратился в преступника, почему так важно чтобы пленка попала на саммит. И это, на мой взгляд, было достаточно интересно.
В этом же сценарии нас буквально захлестывают подробностями: показывают, как Манхэттен превратился в тюрьму, рассказывают подробно о содержимом диска и вдобавок подробно пичкают флэшбеками из армейской жизни Плискина, показывая как его подставили и он попал под трибунал. Да и что греха таить - если у Карпентера ставки были чрезвычайно высоки и речь шла о возможной судьбе всей цивилизации, то тут такого и близко нет.
Еще одним минусом скрипта является изменение характера Плискина. За что этот персонаж так полюбился публике? Он циничный и немногословный антигерой с темным прошлым, который может выбираться живым из самых крутых переделок и которому на все насрать. Тут же кто-то видимо решил, что этому персонажу надо добавить драматизма. В результате цинизма стало поменьше, появились необязательные флэшбеки из прошлого героя и сцены, где Змей учит Президента жизни и просит его не начинать новую войну. Плюс, в начало скрипта зачем-то вставлена сцена, где Змей пытается покончить с собой. А, это согласитесь, уже совсем не то.
Из других заметных отличий стоит отметить достаточно странную мотивацию Герцога. Ему нужен Президент, чтобы… убить его в прямом эфире, после чего, по мнению злодея, страна скатиться в анархию, распадется, и он сможет обрести еще больше власти. Также в сюжет ввели линию Госсекретаря и какого-то генерала, которые в середине сценария решают помешать Президенту спастись. К сожалению, автор даже не пытается хоть как-то обосновать почему эти персонажи так поступают. Они хотели захватить власть, Президент хотел их уволить, им не хватало в жизни адреналина?
Также, подвергся изменению коронный гэг. В фильме Карпентера, все персонажи, встречая Плискина удивлялись тому, что он жив. Тут же, все спрашивают, куда он дел 6 миллиардов долларов. И в конце сценария герой все же дает достаточно забавный ответ на этот вопрос.
По моему мнению, будь по этому скрипту снят фильм, его конечно можно было бы посмотреть ради действия и масштабных сцен опустошенного и пораженного радиацией Нью-Йорка. И в принципе, наверно можно представить себе какого-нибудь Джоша Бролина или Джералда Батлера с повязкой на глазу в роли Плискина.
Может, это и не лучший в мире фотошоп, но какое-то представление получить можно
Но где-то на этих страницах (как это часто бывает в ремейках), дух оригинальной ленты потерялся. И пускай сценарист пытается заменить его экшном - да, его много, он достаточно неплох - но ощущение бездушности написанного от этого никуда не пропадает.
Фильм 1981 года был творением своей эпохи и наполнен неповторимой атмосферой. Наравне с вышедшим примерно в то же время “Безумным Максом”, он стал одной из вех в своем жанре и послужил источником вдохновения для целого поколения режиссеров, писателей и игроделов.
А в случае с ремейком, мы имеем сценарий боевика, повторяющим те же сюжетные ходы, но при этом густо приправленный набившей оскомину исламско-террористической тематикой.
Маловероятно, что такой ремейк смог бы заметно выделиться на фоне остальных (и тоже, далеко не самых удачных) попыток переосмысления Карпентеровской классики. Так что, вероятно это тот самый случай, когда не приходится особо жалеть, что проект так и не вышел за пределы бумажной стадии. Хотя, зная Голливуд, резонно предположить, что рано или поздно ремейк будет снят, и не факт, что новый сценарий будет лучше этого. Но все таки, хочется верить, что если это и случится, то новые авторы приложат чуточку больше стараний. Из всякого правила бывают исключения, и иногда даже ремейки классики бывают вполне удачны.