Какие ассоциации обычно возникают при упоминании имени Джеймса Кэмерона? Высокие технологии, будущее, роботы, инопланетяне, океанские глубины, гигантский масштаб, научные исследования, борьба за экологию… при желании можно составить очень обширный список. А вот что вряд ли попадет туда, так это судебные драмы, основанные на реальных событиях.
Тем удивительнее тот факт, что в самом начале 90-х Кэмерон был как никогда близок к постановке фильма под названием “А crowded room” - адаптации книги Дэниела Киза “The Minds of Billy Milligan”, рассказывающей реальную историю
Билли Миллигана - одного из самых известных людей с диагнозом “множественной личности” в истории психиатрии. Совместно с Тоддом Графом (который играл Хиппи в Бездне Кэмерон написал 139 страничный сценарий. Съемки должны были начаться вскоре после выхода на экраны блокбастера Терминатор 2: Судный день, ориентировочный бюджет фильма составлял 11 миллионов долларов, а роль Билли планировалось отдать Джону Кьюсаку.
обложка книги "The Minds of Billy Milligan"
Однако конфликт из-за авторских прав так и не позволил Кэмерон снять этот фильм - и забегая немного вперед, вполне вероятно, что это к лучшему. Впрочем, обо всем по порядку.
Осень 1977 года. На территории университетского кампуса в штате Огайо происходит серия похищений и изнасилований женщин. Полиция быстро вычисляет нападавшего, которым оказывается Билли Миллиган, уже сидевший в тюрьме за подобные деяния. Казалось бы, все просто - злодей пойман, улик предостаточно чтобы надолго упечь его за решетку, но результаты обследования странно ведущего себя преступника ставят всех врачей в тупик. Такое ощущение, что каждый раз они общаются с другим человеком, у которого радикально меняются поведение, манера говорить и даже ведущая рука. Защите Миллигана (адвокаты Гари Швейкарт и Джуди Стивенсон) удается настоять на подробной экспертизе, которая устанавливает у обвиняемого редчайшее заболевание - синдром множественной личности, само существование которого на тот момент многими не признавалось.
Суд признает Билли невиновным по причине душевного заболевания и отправляет его на принудительное лечение в клинику штата, а мы погружаемся в гигантский и крайне хаотичный 80-страничный флэшбек, рассказывающий историю его жизни. В возрасте 3-х лет отец Билли кончает жизнь самоубийством. Мать вместе с сыном переезжают в другой город и вскоре она снова выходит замуж. Отчим Билли оказывается садистом и педофилом - в возрасте 8 лет он начинает насиловать и всячески истязать приемного сына. Тогда же из-за пережитого шока разум Билли фрагментируется и создает новые личности, которые смогли бы взять эту боль и мучения на себя.
К 14 годам ситуация у Билли ухудшается - он создает все новых и новых личностей (например югославского коммуниста Рейджина, англичанина Артура, хулигана Аллена, мастера побегов Томми), а сам все меньше и меньше контролирует свое тело. Врачи не могут понять в чем дело, и Билли в отчаянии решает покончить с собой. Но его личности не позволяют ему это сделать, окончательно перехватывая “управление” телом в свои руки, а самого Билли отправляют в сон, который продлится 7 лет.
В последующие годы Билли успевает сменить кучу работ, устроиться вышибалой в бандитскую группировку, попасть в пару разборок и даже по прихоти одной из личностей слетать на последние деньги в Лондон. Личности поочередно захватывают контроль над телом, что делает абсолютно невозможным для него иметь хоть какую-то работу и поддерживать отношения. Все это толкает Билли на путь преступлений - личности Томми и Рейджена начинают грабить, а личность Адаланы (19 летная лесбиянка) совершает изнасилования.
Когда Билли хватает полиция, нам снова демонстрируют начальные события, но уже с точки зрения его многочисленных личностей. В тюрьме, впервые за 7 лет, личность Билли обретает наконец контроль над телом. От непонимания того, где он находится и что с ним случилось (ведь для него событий последних 7 лет не было и он все еще 14 летний подросток) Билли впадает в шок и снова пытается покончить с собой, но его спасают.
Флэшбек наконец заканчивается и мы переносимся в клинику. Там дела Билли идут хорошо - он наконец-то начинает воспринимать себя как отдельную личность и адекватно воспринимать реальность. В рамках терапии врачи разрешают ему самостоятельно гулять по городу. Узнав про это, переизбирающийся конгрессмен решает поднять свой рейтинг и инициирует новое судебное разбирательство, требуя поместить “опасного насильника” в печально известную психиатрическую больницу города Лимы, персонал которой славится жестоким обращением с пациентами (как видим, мотив карательной психиатрии весьма популярен в творчестве Кэмерона).
фотография одной из камер той самой больницы в Лиме
Несмотря на все протесты защиты, суд принимает сторону обвинения и отправляет Билли в больницу Лимы, где он фактически становится овощем. Заканчивается сценарий титром, сообщающим, что в конечном счете защита Билли смогла оспорить это решение и вернуть Билли в клинику, где он излечился и теперь счастливо живет как свободный человек...
В целом, сценарий Кэмерона производит крайне неоднозначное впечатление, и тому есть несколько причин. Во-первых, он крайне не сбалансирован - первый и третий акт относятся к жанру судебной драмы, а второй акт как будто взят из совершенно другого фильма и больше тянет на смесь психологического фильма и триллера (такое ощущение, что Кэмерон и Граф просто разделили материал и каждый работал только над своей половиной). Сцены и личности Билли хаотично сменяют друг друга - на одной странице герою 14 лет, на следующей 20, потом 8. Персонажи и локации мелькают с калейдоскопической скоростью, в некоторых сценах непонятно происходят ли они в реальности или в голове Билли.
Конечно, такая форма в какой-то степени позволяет передать эффект от болезни Билли, но с другой стороны эффект эффектом, но нельзя забывать и про зрителей, которым предстояло смотреть фильм и которым было бы крайне сложно уследить за событиями. К тому же, ряд сцен и эпизодов из данного сценария вполне можно было бы вырезать без особого ущерба для сюжета.
Во-вторых, в сценарии нет ни четко выраженного героя, ни цели, ни явных антагонистов. Недостаток любого из этих элементов обычно создает большие сложности при создании фильма - отсутствие же всех трех создает почти непреодолимые проблемы для постановщика.
Будь сценарий целиком заточен под судебную драму, героем можно было бы сделать адвоката Гари Швейнкарта, пытающегося помочь своему клиенту - но в скрипте он появляется лишь в самом начале и конце.
Будь сценарий целиком ориентирован на борьбе Билли за контроль за своим телом, героем можно было бы сделать его. Но вся проблема в том, что самого Билли (его оригинальной личности) в сценарии крайней мало. Что касается остальных личностей, то они “появляются” у него в голове, много говорят, часто спорят между собой (было бы конечно интересно взглянуть как бы Кэмерон сумел визуализировать все это) и время от времени совершают преступления. Достаточно трудно сопереживать набору несуществующих персонажей, особенно после того как нам в самом начале сценария показывают, что они творят руками Билли.
С антагонистами в сценарии тоже проблема - им мог стать или приемный отец или система, с которой боролась защита Билли - но ни тому, ни другому в скрипте опять же не уделено достаточно внимания. Добавим сюда порожденную нехваткой в скрипте главного героя отсутствие каких-либо целей, двигающих сюжет вперед и получим скорее кино, которое было бы интересно в формате документального расследовании на ТВ, но никак не в качестве 2,5 часового художественного фильма.
Для сценаристов вероятно было бы начать скрипт с того, как Билли попадает в больницу в Лиме, после чего чередовать действие “в настоящем” с флэшбеками, показывающими его тяжелое детство и зарождение болезни. Также можно было бы попытаться добавить в сценарий элемент загадки - как на предмет того, что творится с героем (в сценарии это сообщается всего лишь на 17-й странице) так и на предмет того, как из личностей совершила преступления (что в 2003 году с блеском проделали создатели фильма Идентификация).
И в третьих, сценарий просто не завершен. Наш герой только что потерпел поражение в суде и попал в больницу с невыносимыми условиями обитания - и вдруг нам резко сообщают, что у Билли в итоге стало все хорошо. Но в реальности то было не так - он еще 8 лет лечился, один раз даже бежал из клиники, отправил прессе скандальное видеообращение с рассказом об истязательствах, которым его подвергал больничный персонал. Лишь в 1988 году Билли наконец был признан неопасным и вышел на свободу, после чего еще успел посудиться с властями штата по поводу расходов на его лечение, быть признанным в 1996 году банкротом, а затем навсегда исчезнуть из поля зрения родственников и журналистов (его судьба с тех пор остается неизвестной).Стоит отметить, что дело Билли само по себе вызывает большой интерес - шутка ли, при лечении врачи обнаружили в нем 24 (двадцать четыре!) отдельных личности. Неудивительно, что в свое время это дело
получило такой резонанс.
настоящий Билли Миллиган
Но в случае со сценарием Переполненной комнаты, интересный случай полностью подмял под собой интересный сюжет. В сценарии, где главный герой страдает психическим расстройством нужна поистине филигранная подача материала, чтобы с одной стороны зрителю было интересно следить за историей, а с другой он мог бы сопереживать герою. К сожалению, сценарий Кэмерона и Графа не обладал этими качествами. Его можно было использовать как некий базис, черновик, над которым следовало как следует поработать, чтобы вышел удобоваримый продукт.
Тот факт что Кэмерона вообще заинтересовала эта история вероятно можно объяснить или тем, что Кэмерон хотел попробовать себя в чем-то абсолютно новом или скорее личным фактором. Как известно, режиссер встречался с Билли, и какую-то роль вероятно сыграло то, что Билли был талантливым художником, на чем в сценарии сделан сильный акцент. Собственно говоря, открывающая и закрывающая сцена представляют собой своего рода анимированные рисунки Билли. Кто знает, как бы сложилась его судьба, будь у него другое детство?
Так или иначе, но проект так и остался на бумаге. И основная причина тому не сценарий, а обычная человеческая жадность. Кэмерон работал над проектом совместно с продюсером Сандрой Аркарой. По условиям договоренности, они делили между собой права на экранизацию книги в пропорции 50 на 50. Головокружительный успех второго Терминатора вскружил Сандре голову, и она в судебном порядке потребовала увеличить свой гонорар с 250 тысяч до 1 миллиона долларов, прибавив к этому обвинения в том, что Кэмерон при работе над материалом не прислушивался к ее мнению. Ей удалось привлечь на свою сторону и самого Билли Миллигана, который также подал иск к Кэмерону на 9 миллионов долларов, обвинив в том, что из-за подготовки к съемкам фильма ему пришлось переехать в Лос-Анджелес, что причинило ему большой моральный и материальный ущерб.
Тогдашняя пресса писала об этих исках, как о плохо скрытой попытке заставить Кэмерона отказаться от съемок Правдивой лжи и снять Переполненную комнату. Результат был обратным - Кэмерон вернул Сандре Аркаре принадлежащие ему права на фильм и занялся съемкой Лжи, а Аркара еще несколько лет пыталась организовать съемки фильма, ведя переговоры с Джоэлем Шумахером. Сам Миллиган до своего исчезновения скромно утверждал в одном из интервью, что интерес к съемкам проявляли такие актеры, как Леонардо ДиКаприо, Кристиан Слэйтер и Джонни Депп, каждого из которых он якобы консультировал лично.
А что касается Кэмерона, то через несколько лет он так прокомментировал все эти события: “I don't negotiate with terrorists or extortionists, so I told her to take a flying fuck and I collapsed the project.” Держа в уме последующие фильмы мастера, остается посоветовать ему и дальше придерживаться этого жизненного принципа.